Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы док-леточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточ-ные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоцено-зы; 7) биосфера.
На определенном этапе развития в биосфере возникают особые по-пуляции животных, которые благодаря орудийной деятельности превра-щают биологические формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип ма-териальной системы – человеческое общество. В социально организован-ной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) че-ловек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы, и общности людей; 5) классы; 6) го-сударства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.
Как особая сфера материального мира человеческое общество суще-ствует благодаря целесообразной деятельности людей и включает в каче-стве обязательного условия своего функционирования и развития духов-ные процессы, деятельность сознания. Сознание может существовать толь-ко в рамках социального бытия, а само социальное бытие возможно только при наличии сознания. Эта специфика общественного развития ни в коей мере не нарушает общей картины эволюции материального мира, не от-рицает объективного характера качественно специфических законов раз-вития каждого структурного уровня системной организации материи. Все уровни организации материи представляют собой лишь ступени глобаль-ной эволюции материального мира.
Такое понимание бесконечного многообразия бытия всегда было ха-рактерно для философов, признающих единую основу мира, для материа-листического и идеалистического монизма. Но идеалистический монизм рассматривает материальный мир лишь как производное от идеальной субстанции: тени идей, инобытие абсолютной идеи, промысел Божий. Ма-териалистический монизм видит единство мира в его материальности и при этом подчеркивает качественное многообразие материального мира.
Важнейшие доказательства материального единства мира дают нау-ки о неорганической материи: физика, химия, астрономия, математика, геология, доказывающие однотипность строения веществ земного и незем-ного происхождения, одинаковый химический состав земного и космиче-ского вещества, подчиненность движения космических тел законам, дейст-вующим и на Земле, и др. Науки о живой природе доказали единство рас-тительного и животного мира, связь человеческого общества с природой, живой и неживой. Социология открыла законы, которым подчиняются все формы общественной жизни. Да и сама философия, изучая наиболее об-щие законы, которые проявляют себя и в природе, и в обществе, и в чело-веческом мышлении, доказывает их единство.
С точки зрения диалектико-материалистической философии матери-альное единство мира проявляется: в несотворимости и неуничтожимости материи; в единстве важнейших свойств, присущих различным видам ма-терии (движение в пространстве и во времени, объективность существова-ния, сохранение и т.д.); во взаимной связи и взаимопревращениях различ-ных материальных систем; в генетической связи и взаимозависимости жи-вой и социально организованной материи на основе эволюции неживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерно-стям.
Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею по-рождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и про-странственно-временная организация.
Материя структуирована и системно организована. Определенный уровень организации материального мира изучается конкретными наука-ми. Данные естественных и общественных наук о строении и свойствах конкретных видов материй, форм ее движения, пространства и времени постоянно изменяются и углубляются, уточняя теоретические модели, со-ставляющие целостность научной картины мира.
Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поис-ках истины.
Эволюция современной картины мира отражает путь движения нау-ки от создания классической к неклассической и постнеклассической кар-тины мира.
Классическая картина мира основывалась на достижениях классиче-ской механики Галилея и Ньютона. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Отдельные, единичные события не могли оказать существенного воздействия на фатальную предопределенность развития универсума. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития.
Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых тео-рий термодинамики, в ее основу легли принципы специальной и общей теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, охватывающей магистральную на-правляющую развития, допускающую роль случая. Развитие мира проис-ходит направленно, его состояние в каждый конкретный момент не детер-минировано однозначно, изменения происходят по закону вероятности и больших чисел, в соответствии со «статистической закономерностью».
Образ постнеклассической картины мира создается с учетом дости-жений синергетики. Древовидная ветвящаяся графическая модель позволя-ет представить неопределенность и случайность направленности развития. В многомерной модели взаимодействий отсутствует логика развития с ус-тановленным порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Это делает будущее принципиально неопределенным и от-крытым для любых возможных новообразований. В эволюционировании неравновесных, открытых и саморазвивающихся систем допустимы мно-гочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленности изменений возможен эффект ответвления. В постнеклас-сической картине мира понятия упорядоченность, структурность, законо-мерность так же объективны, как неопределенность, стохастичность, мно-гоальтернативность. В ее основу легли концепции нестабильного, нерав-новесного мира, глобального эволюционизма, принцип возникновения по-рядка из хаоса и другие. В постнеклассической картине мира хаос понима-ется не как источник деструкции и отсутствие всякого порядка, а как со-стояние, которое в результате различных взаимодействий может стать причиной спонтанного структурогенеза.
Бытие мира, каким оно представляется человеку в современной кар-тине мира, бесконечно и многообразно, но еще более сложным образова-нием он предстанет в будущей картине мира, основы которой закладывает современная постнеклассическая картина мира.
ФИЛОСОФСКАЯ,
РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Особенности философской и религиозной картин мира.— Б.Рассел. «Почему я не христианин?»— Религиозная картина мира в русской философской школе. — Монизм, дуализм, плюрализм. — Субстанция и субстрат. — Движение и развитие. — Категория материи. — Системная организация материи. — Пространство и время как коренные условия бытия. — Бытие и его формы. — Философское понимание сознания. — Научная картина мира и ее функции.
Особенности философской и религиозной картин мира. Мировоззренческое состояние нашего современника таково, что оно позволяет принимать за доминирующую не только строго научную картину мира, но и философскую, и даже религиозную ее версии. В чем же отличие научной, философской и религиозной картин мира? Философия навсегда пыталась объяснить возникновение универсума, опираясь на представления о субстанциональной первооснове, причинной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, с точки зрения развития, используя понятийный и категориальный аппарат. Философия, за редким исключением в лицах гностиков и скептиков, считала, что мир познаваем и наши понятия дают верное, адекватное отражение существующей вне нас реальности. Часто философская картина мира использовала идею стихийно-спонтанного структурогенеза, т.е. возникновения порядка из хаоса. Вспомним хотя бы Гесиода: «Прежде всего во Вселенной хаос зародился».
Религиозная картина мира связывала его происхождение с идеей божественного творения. Ее характерной чертой была вера, а единственным способом миропостижения — откровение. Значительную роль в религиозной картине мира сыграл принцип теоцентризма. Он провозглашал верховное, сверхъестественное существо центральным и определяющим фактором мироздания. И даже знаменитые естествоиспытатели воздавали хвалу Господу за тот порядок, который царил во Вселенной.
Мировые религии: христианство, ислам, буддизм, а также множество национальных, например конфуцианство, индуизм, иудаизм и прочие, имеют отличающиеся друг от друга религиозные картины мира. Однако суть их в одном: признание божества и божественного
80
предопределения. Если в христианстве земная жизнь — это только пролог к жизни божественной и нужно прожить ее достойно, чтобы заслужить спасение, то шариат ислама предписывает строгое следование воле Аллаха, изложенной в кодексе норм мусульманской морали.
Религиозная картина мира богата многообразием представлений о сущности религии. Так, с точки зрения феноменолога, религия есть «встреча со священным и ответная деятельность» человека. Религия познается из самой этой встречи. Контекст эпохи, культуры и истории оказывается второстепенным. Ответная деятельность при встрече со «священным» и может, во-первых, приобретать характер шаманизма, во-вторых, мистического слияния с Богом или следования его заповедям.
По Юнгу, религиозные учения есть выражения архетипов. Религия является особой установкой человеческого ума, особой установкой сознания. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую форму защиты от неврозов и делает вывод о необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении к душевному здоровью.
Фромм предлагает различать авторитарную религию и гуманистическую религию. Первая содержит идею повиновения внешней, господствующей над человеком силе. В ней главной добродетелью является послушание, а главный грех — неповиновение. Фромм рассуждает так: «Повиновение могущественной власти представляет собой один из способов, при помощи которого человек избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности. Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности, благодаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как бы становится». Гуманистическая религия ориентирует человека на веру в собственные силы, на возможность реализации своих способностей, на право человека на счастье и свободу. В гуманистической религии религиозное переживание связано с единением со всем сущим, любовью к ближнему, солидарностью со всем человечеством. Добродетелью становится самореализация, а пороком беспомощность и бессилие.
Примечательно, что свою концепцию Фромм именует «новой теологией». Новым оказывается то, что, по мнению философа, религия не должна быть связана с теизмом. Идея Бога во многом сим-волична. Можно иметь религиозный опыт, но при этом говорить о безбожии. И наоборот, безбожие отнюдь не отрицает религиозности. Можно сделать вывод, что такие парадоксальные трансформации представлений о религии в рамках психоанализа весьма явно свидетельствуют о влиянии постмодернизма.
Б.Рассел. «Почему я не христианин?» Перу известного британского логика и математика Б.Рассела (1872—1970) принадлежит
81
произведение с примечательным названием: «Почему я не христианин?». Ответ прост. Все теоретико-познавательные проблемы необходимо ставить на почву логики, а никак не веры. Утверждения теологии не могут быть верифицированы. Поэтому и доказательства бытия Бога не могут обладать статусом доказательств, так как в них не срабатывают логические критерии доказательности.
Но было и другое обстоятельство, предлагающее отрицательный ответ на поставленный Расселом вопрос: «Почему я не христианин?». Рассел считал, что в религии воплощены три человеческих принципа: страх, тщеславие и ненависть. Цель религии в том и заключается, чтобы придать им характер благопристойности. Рассел утверждает, что именно потому, что эти страсти являются источником страдания, религия является злом. Она позволяет людям безудержно предаваться своим страстям.
Церковная концепция праведности принижает разум. Христос учит, чтобы мы были малыми детьми. Но дети не могут постигнуть дифференциальных исчислений, принципов денежного обращения и современных методов борьбы с болезнями. Приобретение знания всегда объявлялось церковью делом опасным, потому что оно вело к гордыне разума, к оспариванию христианской догмы.
В религии, по мнению мыслителя, важны три основоположения: церковь, вероучение и кодекс личной морали. Наиболее совершенной формой морали является не религиозная мораль, а мораль свободного разума. Как ученый Рассел отвергает идею личного бессмертия, дуализм души и тела и уверен, что сознание не может существовать после разложения мозговых структур. Религия и христианство для логика — это прежде всего способ утешения, подлинным знанием обладают лишь реальные научные исследования, доступные верификации.
Уайтхед, например, считает возможным постулировать уникальную действительную сущность — Бога. Именно он содержит в себе все царство вечных объектов и стимулирует возникновение каждого нового происшествия. Божество является соавтором происходящих в мире событий. Его действующей причиной оказывается творческая энергия или креативность. Поэтому мир не бывает тем же самым дважды, но содержит в себе элемент божественной упорядоченности. Так косвенным образом в неореализме прослеживается попытка соединения науки и религии.