Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Единичное, особенное, общее – соотносимые категории, отражаю-щие различные, но взаимосвязанные аспекты развития предмета. Развива-ясь, предмет изменяется во всех трех аспектах. Но в зависимости от приро-ды рассматриваемого образования в нем преобладает тот аспект развития, которым характеризуется способ его существования. Так, у животного преобладает общее – родовая программа поведения. Человек развивается при взаимодополнительности процессов социализации и индивидуализа-ции.
Главное в диалектике единичного, особенного, общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосвязи как стьроны реального пред-мета, процесса, явления. Так, гениальность есть, с одной стороны, высшее проявление индивидуальности (единичного), с другой – высшее проявле-ние общего (разумной природы людей), нашедшие гармоничную связь (особенное) в конкретном человеке (отдельное).
Категории «причина» и «следствие» характеризуют развитие со сто-роны его определенной упорядоченности: одно явление (событие) вызыва-ет к жизни другое, являясь его причиной. Данные категории конкретизи-руют причинную связь между явлениями. Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков: 1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени; 2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью. С учетом этих признаков причина - это явление, с необходимостью порож-дающее другое явление (или с необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то, что возникает под воздейст-вием причины.
В диалектике причины и следствия следует учитывать, что одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие. При изменении условий, в которых осуществляется причинно-следственная связь, одна и та же причина может вызвать разные следст-вия.
Анализ развития существенно дополняется за счет выявления необ-ходимого и случайного, действительного и возможного в развитии.
Необходимость следует рассматривать на двух уровнях. На уровне сущности необходимость отражает тенденцию развития сущности предме-та. На уровне существования предмета она выражает тенденцию развития предмета, исходя из изменений его сущности.
Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета. Поскольку необходимость "пробивает" себе дорогу сквозь богатство содержания предмета (внутренний ее путь) и одолевая противодействие предметов, имеющих другие тенденции изменений (внешний ее путь), постольку слу-чайность может характеризоваться соответственно как форма проявления и как форма дополнения необходимости.
Подобное понимание необходимости и случайности предполагает наличие различных возможностей дальнейшего развития предмета. Воз-можность - диалектическая противоположность действительности. Катего-рия действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Возможность — это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. Различают реальные и формальные возможности. Реальные возможности развития предмета, как правило, находятся в рус-ле его необходимых изменений, выражая собой дальнейшее становление сущности предмета. Чтобы воплотиться в жизнь, реальная возможность должна стать конкретной, то есть иметь для своего осуществления необхо-димые условия. Из этого следует, что реальная возможность содержит в себе ситуативный элемент абстрактности, который для ее воплощения должен быть устранен. Вероятность есть количественная характеристика близости возможности к осуществлению.
Формальной признается такая возможность, для реализации которой в действительности нет ни сущностных оснований, ни достаточных внеш-них условий и факторов. Иначе, это предельно абстрактная возможность. Но это – возможность и потому она может реализоваться. Однако, исходя из внутренней тенденции развития предмета, ее реализация настолько ма-ловероятна, что практически равна нулю. Наступление подобной возмож-ности может быть обусловлено лишь случайными внешними факторами. Она осуществима только в виде случайности как формы дополнения необ-ходимости. Учитывая данный способ реализации формальной возможно-сти, она всегда предстает в качестве исключения, подтверждающего пра-вило, согласно которому в действительности воплощаются реальные воз-можности. Этим еще раз подчеркивается главное в диалектической кон-цепции, а именно то, что основным является внутренний, сущностной ис-точник развития, который проявляет себя на данном уровне анализа раз-вития в тенденции осуществления в действительности реальных возмож-ностей.
Отражение диалектикой многообразных сторон развития не случай-но завершается анализом категории “возможность”, поскольку через нали-чие различных возможностей развития подчеркивается сущностная черта диалектического взгляда на мир - поливариантность развития; обращается внимание на необходимость выбора, подготовку человека к правильному выбору. А выбор в свою очередь превращается в онтологическое основа-ние общественного и индивидуального развития, в атрибут существования человека в сфере культуры.
§ 5. Смысл диалектики.
Выясняя смысл диалектики, мы стремимся довести ее осознание до такого уровня, на котором будет обнаружена изначальная идея, раскры-вающая ее предназначение.
Характеризуя содержание диалектики, то есть разумно объясняя все-общие механизмы развития мира, мы тем самым постигаем ее смысл как теории развития. Однако значение диалектики выходит за рамки ее теоре-тического содержания. Диалектика, имея явно выраженные признаки тео-ретичности, в сущности, является философско-мировоззренческой концеп-цией. Не случайно в ней объективно возник и существует "водораздел" между идеалистической и материалистической формами. Учитывая данное обстоятельство, было бы не верно определять смысл диалектики без оцен-ки философско-мировоззренческой ее составляющей.
Смысл диалектики, как полагали ее создатели, состоит не только в том, чтобы показать, что мир изменяется и есть законы данного развития, но и в том, чтобы раскрыть перспективу развития, которую они связывали с установлением гармонии мирового целого. К такому выводу приводит оценка мировоззренческой направленности ряда конкретных диалектиче-ских построений.
Так, диалектик античности Гераклит Эфесский считал, что борьба противоположных сил направлена на установление космической гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы развития мира позволило древнегреческому мыслителю по-новому оценить многие мировые явления. Например, война, которой обычно люди боятся, видя в ней силу, несущую смерть, средство, способное разрушить общест-во, у Гераклита выполняет прародительские, созидательные функции. "Война (Полемос) — отец всех, царь всех", — отмечал Гераклит (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. - С.202.).
Отстаивание философом положительного значения войны происхо-дит вследствие того, что он видел в ней не только силу, способную разру-шить социум (частное), но и средство, которое, разрушая частное, созидает гармонию целого. "Та из противоположностей, которая ведет к возникно-вению космоса, называется войной", - писал он (там же. - С.177).
Для людей война ужасна потому, что их взгляд на войну частный. Они заботятся только о своем существовании. Но при общем рассмотрении данного явления в масштабе становления гармонии мирового целого, раз-глядеть которое в состоянии только Бог, война, как отмечал Гераклит, те-ряет свои ужасные черты. Неоплатоник Порфирий следующим образом комментировал сказанное Гераклитом: "Войны и битвы нам кажутся ужас-ными, а для Бога в них нет ничего ужасного: Бог все обращает на благо гармонии целого" (там же. - С.241).
Гармония целого может становиться и без участия человечества, как гармония неживого мира. Этот вывод, вытекающий из диалектических рассуждений Гераклита и не удовлетворяющий человечество, словно под-толкнул другого великого диалектика — Гегеля к созданию диалектиче-ской системы, в которой во вселенской гармонии было найдено место и Человеку. Немецкий мыслитель "спасает" народы и государства, наделяя каждого из них частицей абсолютного разума, позволяющего найти свое истинное духовное призвание и реализовать его. Эта божественная искра разума должна, по мысли Гегеля, отвести от человечества угрозу превра-щения себя в горючий материал для становления гармонии целого.
Итак, смысл диалектики Гегеля иной, нежели у Гераклита, в том плане, что немецкий философ все же полагает, пока народы и государства будут воплощать в жизнь свое божественное духовное назначение, у чело-вечества будет сохраняться общая со всем остальным миром божественно-разумная основа развития. До этих пор будет сохраняться возможность деятельного участия людей в гармонизации целого. По сути, Гегель призы-вает людей к ответственности за свое будущее, к тому, чтобы, осуществляя любые общественные изменения, народы не отступали от своего духовного назначения.
Однако как же быть в ситуации, когда каждый народ прав в отстаи-вании своего божественного призвания и между государствами возникает ожесточенная борьба за признание абсолютной истинности именно своего пути, своих ценностей? Выход для Гегеля один - пойти по пути Гераклита и придать войне особые общественно значимые функции. Раскрывая их содержание, Гегель писал: “Война должна установить не истинность права той или другой стороны, - ибо истинны права обеих сторон, - а прийти к решению по поводу того, какое право должно уступить в этом столкнове-нии другому. И решить это должна война именно потому, что оба столк-нувшиеся права в равной степени истинны, а нарушить это равенство, соз-дать возможность соглашения путем уступки одного права другому может, следовательно, нечто третье, т.е. война" (Гегель Г.В.Ф. Конституция Гер-мании // Полит. произв. - М., 1978. – С.139-140).
Если довести до логического и смыслового завершения данное геге-левское рассуждение, то получается, что в процессе общественного разви-тия идеальным (то есть наиболее полно реализующим божественный за-мысел) будет то государство и тот народ, которые сумеют лучше других подготовиться к череде грядущих войн. Так, через социальные катаклиз-мы, возникающие вследствие равномерной просветленности государств божественным разумом, человечество идет к созданию идеального абсо-лютного государства, символизирующего для Гегеля вершину обществен-ного развития.
В материалистической диалектике смысловые акценты расставлены по-иному. Во-первых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Эн-гельс увидели в противоречивом движении человечества в направлении общественной гармонии, которая представлялась им в форме коммунизма. Во-вторых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего ду-ховного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий обще-ственной жизни рождается общечеловеческий идеал коммунистической гармонии. В-третьих, Маркс и Энгельс отказались признать превосходство любой национальной формы капиталистического государства при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма.
Итак, анализ отдельных форм диалектики показывает, что ее кон-кретно-исторический смысл изменяется, но данные изменения целенаправ-ленны. Они осуществляются в «горизонте» общего замысла диалектики - раскрытия перспектив развития мира. Для реализации этого замысла диа-лектически мыслящими философами сделано немало. Однако диалектиче-скому осмыслению подлежит еще большое количество проблем мирового развития. В этом плане можно полагать, что диалектика как философская теория развития мира будет совершенствоваться и не потеряет своего зна-чения в духовной и практической жизни человечества в XXI веке.
5.2. сам найдешь.
5.3. реформация
Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и Реформацией.
Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует противоположность,
состоящая в том, что Ренессанс-явление[ ]международное,
общеевропейское, тогда как Реформация-явление лишь национальное (немецкое).
Существенным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют общую
антифеодальную направленность, в их основе лежит антифеодальное движение,
носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои
общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования общества путем
расширения светского образования, то Реформация остается в рамках
средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый,
упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние
буржуазные слои (в сущности не было никакого гуманистического варианта,
выражающего интересы средних и низших слоев); напротив, идеи изменения
церкви и ее учения - как главное содержание Реформации - были способны
мобилизовать средние и низшие слои общества, более привязанные к религиозным
представлениям в силу условий своего существования.
6. Реформация и гуманизм
Реформация - социально-культурный феномен Западной Европы XVI в. Она шла под религиозными лозунгами и глубоко затрагивала все сферы общественной жизни. В руках католи-
Реформация - (от лат. reformatio) преображение, преобразование. В широком смысле слова - общественное и религиозное антифеодальное движение, принявшее форму борьбы против католической Церкви, в узком -проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.
ческой Церкви к этому времени сосредоточилась вся государственная и духовная власть. Ее авторитет сковывал всякое проявление живой, недогматической мысли. В этот период проповедям аскетизма и надеждам на загробное воздаяние все настойчивее противопоставлялись светские интересы и стремление к полнокровной земной жизни.