Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Для подтверждения данного положения в диалектике используется еще целый ряд идей. Наиболее фундаментальная из них - идея всеобщей взаимной связи явлений.
Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в мате-риалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различ-ны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты сущест-вуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связан-ными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким об-разом изменяют материальные характеристики своего существования.
Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источ-ника развития сознания. “ Все идеи... - отражения действительности, вер-ные или искаженные”, - писал Ф. Энгельс. Идея отражения позволяет уяс-нить единство и различие объективной и субъективной диалектики. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития мате-риального мира. Субъективная диалектика – процесс и результат отраже-ния объективной диалектики в человеческом сознании. Субъективная диа-лектика (мышления, духовного мира в целом) подчиняется всеобщим за-конам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним). «Над всем на-шим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, - замечал Ф. Энгельс, - что наше субъективное мышление и объек-тивный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовы-ваться между собой».
Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обу-словлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, поро-ждающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ни-чего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.
Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаим-ной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации. Диалектикой учитывается и факт существования непричинных видов детермина-ции (условной, функциональной, структурной).
Таким образом, содержанием первого уровня материалистической диалектики является совокупность взаимосвязанных принципов, которые позволяют с единых позиций объяснить развитие. Представление принци-пов в качестве базиса диалектики позволяет оценить ее как мировоззренче-скую систему, в которой примат мировоззрения над теорией и методом проявляется прежде всего в том, что существование в системе диалектики идейного элемента является условием существования других элементов (законов, категорий, методов). Философские идеи, с одной стороны, при-дают диалектике силу мировоззрения, в то время как, с другой стороны, они оттеняют то, что диалектика по существу - это идейное видение мира, предполагающее мировоззренческое предпочтение в качестве исходного условия своего приятия.
Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объ-ясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалек-тики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эво-люция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых раз-личных идей.
Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалекти-ке. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.
В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответ-ственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внеш-няя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эво-люция).
Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противополож-ная диалектике концепция развития. Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показы-вает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исход-ную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к об-новлению показывает и достаточные силы самой метафизики.
Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаружи-вает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жиз-нестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклек-тика.
Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее од-носторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как по-знание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.
В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к реля-тивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Реляти-визм используется в софистике в качестве исходной гносеологической по-зиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построен-ном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в за-блуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частно-сти древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправо-мерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает (см.: Софизм // Философский эн-циклопедический словарь. - М., 1989.- С.602).
Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой явля-ется все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление постро-ить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклек-тичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.
В контексте современного развития философского и научного зна-ния нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики.
Термин синергетика был предложен в 1973 году немецким физиком Хакеном для обозначения общей теории самоорганизации. Уже сам факт того, что в рамках синергетики развитие систем стало изучаться на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости данной теории диалек-тической концепции развития. В синергетике реализуются принципы са-модвижения и системности материи, получившие обоснование в диалекти-ке.
Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. От-крытия точных наук были использованы в синергетике не столько для кон-кретизации диалектических категорий, таких как система и структура, по-рядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.
Феномен самоорганизации в синергетике объясняется сложным взаимодействием многих явлений. Центральное место среди них отводится взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчи-вости.
Существовавшие представления об исключительно дезорганизующей роли хаоса были значительно подорваны открытиями ХХ века. И.Р. При-хожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок и обратно, а их взаимодействием.
В дальнейшем было получено теоретическое представление о дисси-пативных системах (диссипация – рассеяние вещества и энергии). «Жизне-способность» данных систем поддерживается за счёт их постоянного обме-на с внешней средой веществом и энергией. С прекращением обменных процессов диссипативные системы перестают существовать.
Диссипативные системы многообразны. Они существуют как в при-роде, так и в обществе. «Человек, как и любой организм, - отмечает В.П. Бранский, - представляет собой типичную диссипативную систему, кото-рая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (пита-ние, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производ-ство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.)». (См.: Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы фило-софии. – 2000. - № 4. – С. 115.).
Для существования диссипативных систем необходимы: открытость для обмена с внешней средой; взаимосвязь порядка и хаоса, поддержи-вающая устойчивость их структур; нелинейность и самодействие, обеспе-чивающие использование внешних воздействий на систему для ее самоор-ганизации в соответствии с собственной природой.
Существует ещё целый ряд важных характеристик диссипативной системы, которые все вместе подчёркивают главное в её существовании – процесс самоорганизации.
Наряду с теорией диссипативных систем существует другие направ-ления синергетики, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, теория автопоэзиса, теория самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое поведение немногих переменных или степеней свободы. Теорией автопоэзиса изучается то, ка-ким образом развиваются биологические структуры. Так называемая само-организованная критичность – это область, в которой речь идет о поведе-нии систем, состоящих из многих отдельных частей. В этой теории иссле-дуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем. Все эти исследования находятся в общем русле синергетики.
Итак, определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории дис-сипативных структур, можно согласиться с мнением исследователей, счи-тающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалек-тических представлений о развитии, современным теоретическим опро-вержением «метафизических и механических представлений о неорганиче-ской материи как косной массе, приводимой в движение силой» (См.: Ру-завин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философ-ские науки. – 1989. - № 5. – С.11.).
§ 3. Законы диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.
В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамическую систему (процесс), которая в своем развитии проходит три этапа: 1) возникновение, 2) собственно развитие, 3) разрешение.
Первый этап - возникновение противоречия. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий: тождество, различие, противоположность. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.
Тождество — это понятие, в содержании которого запечатлены, если речь идет о разных предметах — их совпадение, равенство; если речь идет об одном предмете - его тождественность самому себе. Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует раз-ность, под которой подразумевается все, выходящее за рамки схожести предметов.
Разность предметов, рассматриваемая в динамике их отношений как изменяющаяся величина, отражается в категории “различие”. Категорией “различие” характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития.
При подобном понимании различий можно выделить две их группы: 1) различия еще несущественные для возникновения противоречия, (эти различия отражают начальную стадию появления тенденции к нарастанию разности предметов, ее пока ещё несущественность); 2) различия, уже су-щественные для появления противоречия. Данные различия отражают та-кую степень развития тенденции к увеличению разности предметов, что они приобретают статус противоположностей.
Противоположности — это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определен-ный субстрат (сторону явления, элемент системы, часть целого), который “принуждает” своей активностью (своим существованием) предметы, на-ходящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях.