О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Если проследить моменты внешнего взаимодействия, образующего связь, то можно увидеть картину, обратную той, которую мы наблюдали в предыдущем случае: в ре-зультате перехода из свободного состояния в связанное час-тицы теряют часть своей массы, совершается переход по-ложительной противоположности в отрицательную. Этот переход также необратим, как и переход отрицательной противоположности в положительную в случае разрушения связи. Частицы, перешедшие в связанное состояние, сами не могут расторгнуть связь; для ее расторжения им нужна энергия, которой они не обладают.

Необратимый переход одной противоположности в дру-гую имеет место и в том случае, когда внешнее взаимодей-ствие не разрушает связь и не образует ее, а лишь передает импульс от одной частицы к другой. Это видно на примере упругого столкновения электрона с протоном. В начальный момент взаимодействия электрон обладает фотоном и со-ответствующим импульсом q, а протон не обладает. Нали-цо противоположность обладания и необладания. Положи-тельной стороной этой противоположности является элек-трон, а отрицательной — протон. В конечный момент взаимодействия, после того как фотон перенес импульс от электрона и протону, противоположность обладания и необладания стала обратной той, которая была в начальный момент: теперь уже протон является положительной стороной, а электрон — отрицательной. Совершился переход одной противоположности в другую. Этот переход необратим, поскольку встреча частиц, разлетающихся после взаимодействия в разные стороны, и обратный перенос импульса крайне маловероятны.

Разобранные случаи показывают, что внешнее взаимо-действие, столкновение осуществляется благодаря необра-тимому переходу одной противоположности в другую.

Если рассматривать внутренние и внешние взаимодей-ствия не с точки зрения противоположности обладания и необладания, а с точки зрения противоположности форм энергии (кинетической или энергии движения и потенци-альной или энергии покоя), то и в этом случае мы увидим переходы противоположностей друг в друга.

Во внутреннем взаимодействии — взаимопереход кине-тической и потенциальной энергий.

Во внешнем взаимодействии — необратимый переход энергии движения в энергию покоя или же энергии покоя в энергию движения.

Примером необратимого перехода энергии движения в энергию покоя может служить рождение пары частица-античастица, а перехода энергии покоя в энергию движения — аннигиляция пары частица-античастица.

Итак, ясно, что внутреннее взаимодействие осуществля-ется благодаря взаимопереходу противоположностей, а внешнее взаимодействие — благодаря необратимому пере-ходу одной противоположности в другую. Взаимопереход противоположностей и необратимый переход одной противоположности в другую как крайние случаи переходов противоположностей представляют собой четко очерченные крайние типы противоречий. Взаимопереход противоположностей — внутреннее противоречие, поскольку он лежит в основе внутреннего взаимодействия, а необратимый переход одной противоположности в другую — внешнее противоречие, поскольку он лежит в основе внешнего взаимодействия.

Минимумы и максимумы противоречий. О них говорил еще Джордано Бруно: "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и макси-мумы противоречий и противоположностей . Это весьма важная и плодотворная идея. Она еще нуждается в своей разработке.

Кратко о минимумах и максимумах внутренних и внешних противоречий можно сказать следующее. Как уже было отмечено, эти противоречия не являются неподвижно противоположными категориальными определениями. В своих максимумах они, дей-ствительно, резко отличны друг от друга, но зато в своих мини-мумах они почти неразличимы и незаметно переходят друг в дру-га, образуя промежуточные формы.

К максимуму внешнего противоречия можно отнести всякое возникновение или уничтожение целостного материального обра-зования (например, рождение или аннигиляция пары частица-античастица). Переход одной противоположности в другую явля-ется полным или почти полным.

К минимуму внешнего противоречия можно отнести всякое столкновение тел, которое не приводит к их разрушению или об-разованию новых тел (таковыми являются столкновение бильярд-ных шаров, упругое столкновение элементарных частиц). В по-добном столкновении осуществляется лишь очень небольшая часть перехода одной противоположности в другую.

Максимумом внутреннего противоречия является такой взаи-мопереход противоположностей, при котором стороны противо-речия наиболее полно переходят друг в друга. Взаимопереход сторон внутриядерного взаимодействия, например, осуществляет-ся более полно, чем взаимопереход сторон химического взаимодействия. Пи-мезоны — носители внутриядерного взаимодействия — гораздо тяжелее и массивнее (в 270 раз!) электронов — носителей химического взаимодействия. Чем ближе внутреннее противоречие к максимуму, тем устойчивее связь, основывающаяся на нем, тем труднее эту связь разрушить.

Наоборот, чем ближе это противоречие к минимуму, тем сла-бее связь, тем легче ее разрушить. Взаимопереход противополож-ностей при такой связи не является достаточно глубоким. Он за-трагивает лишь самые поверхностные слои связанных частиц. Чем неустойчивее подобная связь, тем она больше напоминает столкновение. Например, в жидкостях всегда имеются группы молекул, которые на короткое время располагаются в правильную кристаллическую решетку. Малейшее воздействие со стороны других молекул разрушает эти "неустойчивые субмикрокристал-лы.

 

Геометрические образы внутренних и внешних противо-речий. Понятия внутреннего и внешнего противоречий можно выразить через геометрические представления.

Идеальным геометрическим образом внутреннего противоре-чия является круг, как воплощение замкнутости и бесконечности процесса взаимоперехода противоположностей.

Идеальным геометрическим образом внешнего противоречия является стрела; она, также как необратимый переход одной про-тивоположности в другую, имеет одно направление, имеет начало и конец.

Если говорить о более точном соответствии геометрических образов реальным противоречиям, то следует сказать, что геомет-рическим образом внутреннего противоречия является не круг, а сильно сжатая спираль, а геометрическим образом внешнего про-тиворечия — не прямая стрела, а слегка изогнутая. Эти поправки — результат взаимного влияния внутренних и внешних противо-речий. Если бы не было внешних противоречий, то взаимопере-ход противоположностей длился бы бесконечно долго и конец в точности совпадал бы с началом; мир был бы точной копией элеатовского бытия. Если бы не было внутренних противоречий, то процессы в природе были бы совершенно необратимы и проте-кали бы очень быстро, мгновенно; господствовали бы абсолютная неустойчивость, абсолютный хаос и абсолютная раздробленность; мир был бы подобен кратиловскому потоку или мифическому первичному Хаосу.

 

10.5. Сложные (органические) противоречия

 

Как уже говорилось выше, отличие сложных противо-речий от простых того же рода, что и отличие живых орга-низмов от неорганических систем.

Всякое сложное противоречие составлено из внутрен-них и внешних противоречий, есть такая организация этих противоречий, при которой они не только исключают друг друга, но и обусловливают, дополняют, опосредствуют друг друга.

Сложные противоречия отличаются друг от друга преж-де всего степенью сложности. Сложное противоречие 1 ой степени составлено из простых (внутренних и внешних). Сложное противоречие 2-ой степени составлено из слож-ных противоречий 1-ой степени и т. д. Это аналогично то-му, что мы наблюдаем при сравнении уровней организации живой материи. Одноклеточные организмы — простейший уровень организации живой материи и они составлены не-посредственно из атомов и молекул — частиц и тел неорга-нической природы. Развитые многоклеточные организмы составлены из клеток. Человеческое общество составлено из людей — высокоразвитых живых существ.

 

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия

 

По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновения полярно-противоположных. К таким полярно-противоположным сложноорганическим противоречиям относятся гармонические и антагонистические противоре-чия. В первых преобладают внутренние противоречия, во вторых — внешние.

Примерами гармонических противоречий в живой при-роде являются взаимоотношения мужских и женских орга-низмов и особей, различные формы симбиоза растений и/или животных. В человеческом обществе это любовь, дружба, сотрудничество, кооперация, мир (как антитеза войны) и т. д.

Примерами антагонистических противоречий в живой природе являются различные формы борьбы живых су-ществ — борьбы самцов за обладание самкой, борьбы за обладание пищей, территорией и т. д. В человеческом об-ществе — это вражда, война и т. д. (драка, схватка, бой, битва, поединок, сражение, борьба в узком смысле).

Между гармоническими и антагонистическими проти-воречиями "располагаются" промежуточные — слабогар-монические и слабоантагонистические противоречия. В жизни мы можем найти немало примеров этих противоре-чий (например, приятельские отношения — в одном случае, и размолвка, ссора — в другом).

Сложноорганическим противоречиям типа "Q" и типа "Р" соответствуют сложноорганические взаимодействия, каковыми являются, по нашему мнению, единство и борь-ба.

Единство  — взаимодействие гармонического типа; в его основе лежит гармоническое противоречие.

Борьба — взаимодействие антагонистического типа; в основе борьбы лежит антагонистическое противоречие.

Единство и борьба — это сложноорганические аналоги внутреннего и внешнего взаимодействий (связи и столкно-вения). Сравнивая, например, борьбу и столкновение, мы видим, что они, с одной стороны, похожи друг на друга, где-то даже совпадают, а, с другой, разнятся как сложное и простое. Столкновение бильярдных шаров или даже слу-чайное столкновение людей на улице — это нечто простое, одномоментное. А вот борьба самцов или борьба людей на ринге, ковре — это весьма сложные, длящиеся во времени формы взаимодействия, в которых мы видим и множество разных столкновений, и разные кратковременные связи-сцепления.

Борьба, как правило, заканчивается победой одной сто-роны и поражением другой.

Наиболее острой формой борьбы, антагонистического противоречия в человеческом обществе является война (во-енное столкновение (конфликт).

Если теперь сопоставить единство и связь, то увидим, с одной стороны, их очевидное сходство, а, с другой, не ме-нее очевидное различие, подобное различию между борь-бой и столкновением. Единство, как правило, весьма слож-ное гармоническое взаимодействие, а связь — очень про-стое взаимодействие, сцепление. (Про связь можно сказать, что она механическая, а про единство такого не скажешь).

Нередко вместо слова "единство" употребляют слово "гармония"; при этом имеют в виду практически то же са-мое. Употребление слова "гармония" в самом широком смысле, эквивалентном слову "единство", дает нам право обозначить этим словом сложноорганические противоре-чия, лежащие в основе гармонических взаимоотношений, взаимодействий. То, что эти гармонические противоречия именно противоречия, не должно вызывать сомнения. Возьмем такой пример — любовь мужчины и женщины. В любви мужчина и женщина выступают как гармонические противоположности: только благодаря своим противопо-ложным половым качествам они любят друг друга . Их лю-бовные взаимоотношения, духовные и физические, весьма сложны. Если они заканчиваются, то не победой или пора-жением одной из сторон, а общим делом их любви — рож-дением и воспитанием детей.

Гармонические противоречия направлены на воспроиз-ведение, сохранение и развитие живых индивидов, на со-хранение и развитие надиндивидуальных сообществ, в ча-стности, на продолжение рода.

Антагонистические противоречия направлены на изме-нение, трансформацию индивидов и надиндивидуальных сообществ вплоть до их преобразования в другие, более вы-сокоорганизованные индивиды, сообщества или до их уничтожения.

Гармонические противоречия — большей частью, по преимуществу "внутри" (внутри живого организма, инди-вида, сообщества), а антагонистические противоречия — большей частью, по преимуществу "вне", "между".

 

10.7. Золотая середина

 

Золотая середина — середина между крайностями, един-ство противоположностей, исключающее крайности. Нахо-диться между Сциллой и Харибдой, между молотом и нако-вальней.

Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противополож-ность.

Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.

«Бросаться в крайность» — нарушать меру.

10.8. Противоречия в мышлении

 

Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармо-нические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении.

Внутренние и гармонические противоречия могут вы-ступать в виде логически непротиворечивых мыслей, суж-дений, высказываний. Внешние и антагонистические про-тиворечия могут выступать в виде логически противоречи-вых мыслей, суждений, высказываний.

На одном полюсе мышления мы видим известные зако-ны (принципы, правила) логики — прежде всего закон тож-дества и закон запрета противоречия. Они требуют тожде-ства-соответствия в мыслях (об одном и том же), требуют тождества-соответствия мыслей предмету мыслей.

На другом полюсе мышления мы видим логически про-тиворечивые суждения, парадоксы, антиномии и т. п. Они продуцируют несовпадение, нетождество мыслей (об одном и том же) вплоть до их противоположности, продуцируют несовпадение, нетождество, несоответствие мыслей пред-мету мыслей.

В первом случае работает логика, во втором — интуи-ция. Логика и интуиция — порядок и хаос мышления, мышление по правилам и мышление без правил. Логика — против отождествления нетождественного и растождеств-ления тождественного, интуиция не против отождествления нетождественного и растождествления тождественного; она допускает и/или продуцирует противоречивые суждения, антиномии, парадоксы. Последние играют отрицательную роль в мышлении, мешают правильному (логическому) мышлению. Тем не менее именно они заставляют думать, будят мысль, тревожат, беспокоят мысль человека. Столк-новение противоречащих мыслей неотъемлемая составная часть мыслительного процесса.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения