О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Таким образом, другим основанием деления противоре-чий является их деление по степени сложности. Противо-речия составлены, в некотором смысле как матрешки, одни из других. Деление противоречий по степени сложности будет чисто формальным, пустым, если мы не свяжем его с делением противоречий на тип "Р" и тип "Q". В самом деле, разве можно назвать противоречие сложным, если оно со-ставлено из однородных, одинаковых противоречий? Оче-видно, нет. Обязательным признаком сложного противоре-чия следует признать его составленность из разных проти-воречий, а именно, противоречий типа "Р" и типа «Q». Да-лее, видимо, есть предел деления сложных противоречий на более простые. Этим пределом должен быть переход от ви-дов к сторонам противоречий, т. е. деление сложных проти-воречий на более простые прекращается там, где дальней-шее "расщепление" противоречий упирается в разделение самих противоречий (как категориальных определений) на их стороны — на тождество и противоположность в чистом виде. А мы знаем, что последние, по определению, являют-ся моментами противоречия (грубо говоря, двумя половин-ками целого) и сами по себе существовать не могут.

(Да и противоречия не могут существовать сами по се-бе, без других категориальных определений — материи, движения и т. д., но это уже другой вопрос, выходящий за рамки данной темы).

Итак, ясно, что существуют противоречия, далее нераз-ложимые. Это — простые противоречия. Остальные про-тиворечия, составленные из них, являются сложными. Про-стые противоречия с точки зрения сложных можно интер-претировать как противоречия нулевой степени сложности.

Если сложные противоречия — это та или иная комби-нация (взаимоопосредствование) противоречий типа "Р" и типа "Q", то простые противоречия — это противоречия типа "Р" или типа "Q", не опосредованные друг другом. В простых противоречиях "Р" или "Q" преобладание одной из сторон — противоположности или тождества — может быть выражено в высшей степени. Иными словами, простое противоречие "Р» в своем крайнем выражении почти равно противоположности, а простое противоречие "Q" в своем крайнем выражении почти равно тождеству. (В скобках за-метим: в этом "почти" вся суть; ведь благодаря "почти" простое противоречие "Р" отличается от противоположно-сти, а простое противоречие "Q" — от тождества). Кстати, мы не случайно говорили о простых противоречиях "Р" и "Q" в их крайнем выражении. Как между противоположно-стью и тождеством существуют переходные, промежуточ-ные звенья (различие и сходство), так и между различными простыми противоречиями существуют или возможны пе-реходные, промежуточные типы, в которых преобладание противоположности (тождества) или совсем не выражено, или выражено слабо, слабее, чем в крайних типах простых противоречий. Можно выстроить такой ряд противоречий:

РР — Р — р — рq — ? — qр — q — Q — QQ

Полученные в результате двух делений простые проти-воречия «Q» и "Р" — исходные, базисные виды противоре-чий. Это как раз те противоречия, которые обычно называ-ют внутренними и внешними противоречиями. Более слож-ные противоречия типа "Q" или "Р" не являются в чистом виде внутренними или внешними, так как они содержат в своем составе оба вида простых противоречий.

Теперь нужно выяснить, каков "механизм" и какова специфика простых (внутренних и внешних) противоречий. Мало утверждать, что во внутреннем противоречии преоб-ладает тождество, а во внешнем — противоположность. Этим лишь обозначается их различие, причем не как про-стых противоречий, а как противоречий типа "Q" и типа "Р". Вспомним: в общем определении противоречия гово-рится о возникновении и уничтожении противоположно-стей. Это не только переходы тождества в противополож-ность и противоположности в тождество, но и переходы противоположностей друг в друга — уничтожение одних противоположностей и возникновение других означает пе-реход от одних противоположностей к другим или одних в другие. Подумаем теперь, как выразить внутреннее и внеш-нее противоречия через переходы противоположностей, чтобы при этом на первый план, в одном случае, выступало тождество, а в другом, — противоположность. 3десь воз-можны только два варианта: либо взаимопереход противо-положностей, либо необратимый переход одной противо-положности в другую.

Во взаимопереходе противоположности как бы гасятся, нейтрализуются и на первый план выступает их тождество (подобно тому как это имеет место в электрически ней-тральном атоме водорода, состоящем из положительно за-ряженного протона и отрицательно заряженного электро-на).

В ситуации необратимого перехода одной противопо-ложности в другую как бы фиксируется состояние противо-положности между начальным и конечным моментами пе-рехода (ведь обратного перехода нет!). Здесь на первый план выступает противоположность. Отсюда следует од-нозначный вывод: внутреннее противоречие есть взаимо-переход противоположностей; внешнее противоречие есть необратимый переход одной противоположности в дру-гую. Этим решена задача определения внутреннего и внеш-него противоречий.

Как уже говорилось выше, простые (внутренние и внешние) противоречия составляют самый фундамент ие-рархии противоречий. В чистом (неопосредствованном) ви-де они существуют только в неорганической природе. В живой природе и человеческом обществе их сложными (опосредованными) "аналогами" являются гармонические и антагонистические противоречия. Эти противоречия яв-ляются сложными противоречиями типа "Q" и типа "Р".

И последнее. Если в простых противоречиях мы видим переходы противоположностей, то в сложных противоречи-ях имеет место взаимоопосредствование противоположных противоречий (типа "Q» и типа "Р"). Разница между опо-средствованием и простым переходом противоположностей примерно такая же, как между каталитической химической реакцией и простой химической реакцией. В случае катали-за химический процесс опосредуется катализатором — ве-ществом, возбуждающим или ускоряющим химическую ре-акцию. В неорганической природе каталитические процес-сы случайны представляют собой лишь островки опосред-ствования. В живой природе каталитические процессы в виде ферментативных реакций составляют большую часть всех биохимических процессов. Без них невозможна жизне-деятельность организмов. И это не случайно. Взаимоопосредствование противоположных противоречий составляет само существо жизни, живого. (Об этом подробнее см. ниже).

Различие противоречий по степени сложности обуслов-лено различием по уровню (глубине) взаимоопосредствова-ния сторон этих противоречий. Сложное противоречие 1-ой степени есть непосредственное взаимоопосредствование простых (внутренних и внешних) противоречий. Сложное противоречие 2-ой степени есть взаимопосредствование не-посредственных опосредствований внутреннего и внешнего противоречий и т. д.

———————

Резюмирую сказанное. Все противоречия делятся на противоречия, которые составлены из других противоречий — сложные противоречия, — и противоречия, которые не составлены из каких либо противоречий, а из которых со-ставляются все остальные, — простые противоречия. Вся-кое сложное противоречие, каким бы сложным оно ни бы-ло, составлено в конце концов из простых (внутренних и внешних) противоречий, которые являются как бы элемен-тарными кирпичиками, неделимыми атомами противоречи-вой структуры мира.

Внутренние и внешние противоречия действуют раз-дельно, самостоятельно, обособленно друг от друга лишь в неорганической природе. В живой природе и человеческом обществе они действуют как моменты сложных противоре-чий.

Деление реальных противоречий на простые и сложные имеет примерно то же основание, что и деление всех есте-ственных процессов окружающего мира на живые и неор-ганические, биологические и физико-химические процессы. Окружающая нас на Земле неорганическая природа пред-ставлена тремя основными состояниями вещества: твердым, жидким и газообразным. Эти три состояния, хотя и перехо-дят друг в друга, существуют все же раздельно и исключа-ют друг друга; твердое тело не может быть одновременно газообразным, а газообразное — твердым; жидкость не мо-жет быть твердым телом или газом. Напротив, в живых ор-ганизмах эти три состояния вещества настолько связаны, опосредованы друг другом, что представляют собой нечто единое, органически целостное. См. ниже поясняющую на-глядно-логическую схему, рис. 14.

    

То же наблюдаем и в ми-ре противоречий. Внутрен-ние и внешние противоре-чия, как простые противоре-чия, разделены и исключают друг друга точно так же, как разделены и исключают друг друга твердое и газообразное состояния вещества в нежи-вой природе. Сложные же противоречия, подобно жи-вым организмам, перепле-тают "крепким узлом"

внутренние и внешние противоречия. Поэтому про та-кие противоречия можно сказать, что они являются одно-временно внутренними и внешними и даже более того, про них нельзя говорить, что они только внутренние или только внешние противоречия.

Наглядное и концентрированное представление о про-тиворечии дает приводимая ниже диаграмма (структурная схема) категории «противоречие».

 

Простые (внутренние и внешние) противоречия

 

Идея деления противоречий на внутренние и внешние впервые возникла, по-видимому, в марксистской филосо-фии. У Гегеля были лишь отдельные намеки на эту идею. Следует, однако, признать, что и в марксистской филосо-фии она не получила достаточного развития, носила скорее формальный характер. Ведь главное в идее то, что различ-ные противоречия ответственны за разные процессы — внешние противоречия вызывают процессы изменения, преобразования, возникновения и уничтожения, а внутрен-ние противоречия обусловливают процессы, направленные на сохранение целостности объектов. По Гегелю же и по мнению многих философов-марксистов противоречия — причина изменения, возникновения и уничтожения, но ни-как не источник сохранения целостных объектов.

Различие реальных процессов и состояний определяется различием противоречий, порождающих или поддержи-вающих эти процессы и состояния. Те противоречия, кото-рые обусловливают целостность, устойчивость, сохранение материальных объектов, естественно называть внутренни-ми, а те противоречия, которые, обусловливая столкнове-ние, внешнее взаимодействие материальных объектов, вы-зывают их изменение, естественно называть внешними.

 

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)

 

Внутренние и внешние противоречия являются просты-ми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими анало-гами или эффектами являются внутренние и внешние взаи-модействия. Рассмотрим подробнее эти взаимодействия. Ниже приводится таблица (табл. 3), иллюстрирующая раз-личие между ними:

 

примеры

внутреннего взаимодействия              примеры

внешнего взаимодействия

связи внутри твердого тела              столкновение бильярдных шаров, выветривание горных пород

связи внутри кристалла               взаимодействие кристалла со сре-дой, в результате которого он рас-тет или разрушается

связи внутри молекул, атомов              столкновение молекул, в результа-те которого происходит броунов-ское движение, тепловые процес-сы, диффузия газов

химическая связь              химические реакции, (разрушаю-щие или образующие химическую связь)

внутриядерная связь              ядерные реакции распада или син-теза

связи внутри стабильной эле-ментарной частицы              столкновение элементарных час-тиц, в результате которого рожда-ется или аннигилирует пара части-ца-античастица

испускание и поглощение кван-тов без воздействия извне (вир-туальный обмен частицами внутри атома, ядра, нуклона)              испускание или поглощение кван-тов в результате внешнего воздей-ствия (столкновения частиц)

 

Из таблицы видно, что различие между внутренними и внешними взаимодействиями являются достаточно опреде-ленным. Оно состоит в следующем.

Внутреннее взаимодействие осуществляется внутри це-лостного образования (почему оно и называется внутрен-ним); оно направлено на сохранение этого образования; стороны внутреннего взаимодействия находятся в отноше-нии взаимозависимости и взаимообусловленности. Чем прочнее и целостнее данное материальное образование, тем в большей зависимости друг от друга находятся состав-ляющие его части. Процессы, из которых складывается внутреннее взаимодействие, не нуждаются ни в каком внешнем источнике. Все изменения, которые имеют место во внутреннем взаимодействии, взаимно гасят, нейтрали-зуют друг друга и в целом объект, основывающийся на внутреннем взаимодействии, остается без изменения.

Для внешнего взаимодействия характерно другое. Его стороны относительно независимы друг от друга и встре-чаются случайным образом в форме столкновения. Внеш-нее взаимодействие направлено не на сохранение, а на из-менение взаимодействующих объектов. Если внутреннее взаимодействие характеризует связь тел и частиц, их совме-стное, согласованное и потому упорядоченное движение (например, колебание атомных остовов в узлах кристалли-ческой решетки твердого тела), то внешнее взаимодействие является источником хаотического, беспорядочного движе-ния тел относительно друг друга (пример: броуновское движение молекул).

Внутреннее взаимодействие — это всегда какая-либо связь (в смысле связи частей целого).

Внешнее взаимодействие — это всегда какое-либо столкновение.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения