О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.

Вместо с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Гераклит выразил в этой формуле текучесть, подвижность, изменчивость, неповторимость предметов или их различие.

С точки зрения диалектики в реальной жизни нет абсолютного различия, как нет и абсолютной текучести. Эти понятия существуют только в мышлении, как, например, понятие абсолютно черного тела. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т. е. тождественна самой себе, но и различна одновременно. Например, любой растительный или животный организм каждое мгновение меняется, во-первых, потому, что он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, во-вторых, из-за того, что происходящие в нем физиологические процессы существенно изменяют внутренние характеристики самого организма. В неорганической природе все также пребывает в состоянии непрестанных механических, электрических, химических изменений, начиная от минералов, кончая всей Землей. Таким образом, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд своих характеристик ( в этом отношении он тождествен с самим собой), в то же время утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые ( в этом проявляется его отличие от самого себя).

Устойчивость и изменчивость, т. е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противоположностей. Так, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, ассимиляцию и диссимиляцию, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы, производительные силы и производственные отношения выступают как стороны способа производства. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь.

Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности материи. Маркс, исследуя товар, писал, что он есть единство потребительной стоимости и стоимости. Это двоякое существование товара должно развиваться дальше в различие, различие - в противоположность и в противоречие.

Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы: 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение.

Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта. Взаимоисключение - "борьбу", внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрушении противоречий. Однако эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, релятивно (как их совпадение, равенство), а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Таким образом, момент, когда существует данное единство противоположностей, это время относительного покоя, когда между противоположными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность.

С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.

Итак, развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает предмет. В физической форме движения материи действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, упорядоченности - хаотичности, действия и противодействия частиц и т. д. В химической форме движения при сохранении этих противоположностей на первый план выступают противоречия устойчивости и изменчивости, ассоциации и диссоциации атомов. В биологической форме движения - это противоречия ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости. В социальной сфере - противоречие производства и потребления.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

 

10.1. Общая характеристика противоречия

 

Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет — противоречие. Когда мы говорим о диалектике че-го-либо или называем нечто диалектическим, то подразу-меваем под этими словами реальное противоречие, реаль-ную противоречивость, противоречивый характер чего-либо.

В категориальной логике противоречие  занимает одно из центральных мест. Оно выражает абстрактное единство материи и движения. Оно есть то, что связывает их, что «делает" материю движущейся, а движение материальным.

Объективный смысл реальных противоречий — в том, что они не плод досужего воображения и не следствие ло-гических ошибок, а присущи вещам и процессам объектив-ного мира независимо от того, мыслим мы их или нет.

Противоречие осуществляет диалектическую связь ма-терии и движения, "сталкивает" их как противоположные определения и в то же время сливает их воедино. Противо-речие является всеобъемлющей, универсальной формой единства материи и движения. Иными словами, противоре-чивость реального мира имеет универсально-всеобщий ха-рактер.

"Внутреннее" определение противоречия таково: про-тиворечие есть возникновение и/или уничтожение проти-воположностей. В этом определении противоречие харак-теризуется как единство тождества и противоположно-сти. Последние являются сторонами противоречия. Воз-никновение противоположностей означает переход от тож-дества к противоположности; уничтожение противополож-ностей означает переход от противоположности к тождест-ву. Промежуточными звеньями, моментами, осуществляю-щими переход от одной стороны противоречия к другой яв-ляются сходство и различие. Таким образом, выстраивается цепочка переходов: "тождество-сходство-различие-противоположность". Противоречие есть целокупность ука-занных моментов. Каждый из них в отдельности не состав-ляет противоречия. Только вместе они "делают" противоре-чие противоречием.

В нашем определении противоречия ключевым словом является "противоположность". Это слово нуждается в по-яснении. Философы, при всем различии подходов к пони-манию противоположности, сходятся в одном: что проти-воположность и отрицание (в смысле А и не-А) — не одно и то же. Так же и реальное диалектическое противоречие, определяемое через противоположности, отличается от логического противоречия, имеющего форму простого от-рицания. Конечно, лучше было бы, если бы диалектическое противоречие обозначалось другим словом, но так уж исто-рически сложилось, что то и другое противоречия мы назы-ваем одинаково.

(Этим мы обязаны Гегелю — создателю учения о диа-лектических противоречиях. Именно он первый утверждал и пытался доказать, что диалектика противоречий пронизы-вает всю реальность. Как первооткрыватель диалектических противоречий Гегель не вполне ясно представлял себе их отличие от логических противоречий. В ряде случаев он изображал их в форме логических противоречий (как «А и не-А»). Но, с другой стороны, связывая понятие диалекти-ческого противоречия с понятием противоположности Ге-гель дал, сам того не подозревая, критерий разграничения диалектического и логического противоречий.)

Итак, противоположность и отрицание — разные "ве-щи". Такие пары понятий, как "утверждение-отрицание", "белое-небелое", "стол-нестол", "движение-недвижение", не составляют противоположности, так как одно из этих поня-тий определяется исключительно через отрицание другого. Отношение отрицания только тогда является отношением противоположности, когда одна сторона не просто отрицает другую, а противостоит ей.

Чтобы определить противоположность, нужно выпол-нить, по крайней мере, три условия.

Первое условие: соотносящиеся стороны должны отри-цать, исключать друг друга.

Второе условие: та сторона, которая отрицает другую, должна иметь помимо этого отрицательного содержания также некоторое положительное содержание, которое явля-лось бы ее собственным, самоопределяющим содержанием.

Этого условия вместе с первым еще недостаточно для того, чтобы считать соотносящиеся стороны противопо-ложными. Поясним это на примере: зеленое по отношению к белому является небелым (имеет отрицательное содержа-ние) — выполняется первое условие; кроме того, зеленое имеет вполне определенное положительное содержание, отличающее его от других небелых (красного, серого и т. д.) — выполняется второе условие; тем не менее, зеленое нельзя считать противоположностью белого.

(Кстати, гегелевское "свое иное" не может служить эк-вивалентом противоположности, так как оно не в полной мере характеризует последнюю. "Свое иное" обозначает лишь то, что иное нечто принадлежит к тому же роду, клас-су, что и само нечто. В вышеприведенном примере зеленое — это "свое иное" белого. Ведь они принадлежат к одному и тому же роду, а именно, к цвету. Не своим иным для бе-лого является, например, звук, твердость, запах. Гегелев-ское "свое иное" может характеризовать противополож-ность лишь в тех немногих случаях, когда существуют два и только два объекта одного и того же рода, находящиеся в отношении противоположности. Например, для берега реки "своим иным" может быть только противоположный берег реки. То же самое справедливо для стороны улицы.

Итак, необходимо выполнить еще одно, третье усло-вие: каждая из соотносящихся сторон должна иметь такое положительное и отрицательное содержание, которое дела-ло бы ее не просто "иным" другой стороны и не просто не-которым определенным "иным", а "иным" в наибольшей степени. Такое содержание имеют стороны, которые опре-делены как противостоящие друг другу. Одна сторона про-тивостоит другой, если она отрицает ее в наибольшей сте-пени, является ее "отсутствием, которое выявлено в полной мере" (Аристотель), и если между сторонами имеется или возможно некоторое промежуточное состояние, по отноше-нию к которому они выступают как крайние члены.

Данное условие обнаруживает тот факт, что между про-тивоположными сторонами имеет место не только отноше-ние отрицания, исключения, но и отношение взаимного по-лагания, обусловленности. В самом деле, если некоторая сторона определена как сторона отношения противополож-ности, то ей вовсе не безразлично, какая сторона ее отрица-ет; из всех отрицающих сторон она "выбирает" лишь ту, ко-торая противостоит ей. Налицо отношение полагания: пола-гается противоположной сторона, противостоящая ей.

Рассмотренные условия определения противоположно-сти позволяют охарактеризовать ее так: противоположно-сти — это такие соотносящиеся стороны, которые исклю-чают (противны друг другу) и обусловливают (полагают) друг друга. Само слово очень точно характеризует понятие "противоположность".

Далее, следует иметь в виду, что не всякая мыслимая противоположность является диалектической противопо-ложностью. Например, такие противоположности как "пра-вое-левое", "верх-низ", "север-юг" осознаются обычно (обыденным сознанием) как застывшие, фиксированные противоположности. Диалектической является лишь такая противоположность, которая определена как момент диа-лектического противоречия. Сформулированное выше "внутреннее" определение противоречия характеризует не только противоречие, но и противоположность. В полном своем значении оно является взаимоопределением понятий противоречия и противоположности.

 

10.2. Структура противоречия

 

Как было сказано выше, сторонами противоречия яв-ляются тождество и противоположность. Они составля-ют основу структуры противоречия.

Далее, если мы говорим о множестве реальных проти-воречий, (а этот факт вряд ли кто будет оспаривать), то не-избежно возникает вопрос о видах противоречий, так как это множество заведомо не может быть ни собранием абсо-лютно одинаковых противоречий, ни собранием абсолютно уникальных противоречий.

Очевидно, что различие видов противоречий обуслов-лено, прежде всего, различным соотношением (взаимоот-ношением) сторон противоречий — тождества и противо-положности.

Естественно предположить, что в противоречиях одного вида (назовем их противоречиями типа "Р") преобладает противоположность, а в противоречиях другого вида (на-зовем их противоречиями типа «Q") преобладает тожде-ство. Мы разделили, таким образом, противоречия на два типа: "Р" и "Q". Основанием деления в данном случае явля-ется различное соотношение сторон противоречия — тож-дества и противоположности.

Посмотрим теперь, является ли это основание деления единственным. В жизни, в мире мы наблюдаем не только некоторое множество сосуществующих, рядоположенных противоречий, но и иерархию противоречий. Одни проти-воречия сосуществуют, расположены одно рядом с другим, а другие противоречия "взаимодействуют" и даже "связы-ваются" друг с другом, образуя сложные, составные проти-воречия. 3начит, противоречия могут различаться не только по характеру взаимоотношения их сторон, но и по степени сложности, составленности одних противоречий из других. Одни противоречия являются более сложными, а другие менее сложными или более простыми.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения