Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
3.2. Противоречие
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.
В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамическую систему (процесс), которая в своем развитии проходит три этапа: 1) возникновение, 2) собственно развитие, 3) разрешение.
Первый этап - возникновение противоречия. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий: тождество, различие, противоположность. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.
Тождество — это понятие, в содержании которого запечатлены, если речь идет о разных предметах — их совпадение, равенство; если речь идет об одном предмете - его тождественность самому себе. Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует раз-ность, под которой подразумевается все, выходящее за рамки схожести предметов.
Разность предметов, рассматриваемая в динамике их отношений как изменяющаяся величина, отражается в категории “различие”. Категорией “различие” характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития.
При подобном понимании различий можно выделить две их группы: 1) различия еще несущественные для возникновения противоречия, (эти различия отражают начальную стадию появления тенденции к нарастанию разности предметов, ее пока ещё несущественность); 2) различия, уже су-щественные для появления противоречия. Данные различия отражают та-кую степень развития тенденции к увеличению разности предметов, что они приобретают статус противоположностей.
Противоположности — это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определен-ный субстрат (сторону явления, элемент системы, часть целого), который “принуждает” своей активностью (своим существованием) предметы, на-ходящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях.
Противоречие - это взаимодействие противоположностей. (Развер-нутое определение противоречия приведено при рассмотрении принципов диалектики).
Для иллюстрации сказанного относительно этапа возникновения противоречия рассмотрим следующий пример. Самолет как технически овеществленная человеческая мысль предназначен определенным образом преодолевать силу притяжения Земли. Но когда он находится на стоянке, потенциальность его назначения несущественна для его положения, а су-щественно то, что он так же, как и другие материальные объекты, находя-щиеся на земле, испытывает на себе господствующее действие силы при-тяжения Земли и в этом отношении тождествен с ними. Но в данном тож-дестве есть разность, которая при эксплуатации самолета может сначала перерасти в несущественное различие (прогрев двигателя), а затем и в су-щественное различие (когда при разбеге самолета сила тяги двигателя приводит к увеличению скорости относительно набегающего потока воз-духа и к возникновению подъемной силы, противоположной по направ-ленности силе притяжения Земли). Таким образом, возникает противоре-чие, которое со стороны физических сил, действующих в системе “самолёт - земля”, может быть охарактеризовано как противоречие между подъем-ной силой и силой притяжения Земли.
На примере, связанным летательным аппаратом в полете, рассмот-рим второй этап действия противоречия - его развитие.
Для характеристики развития противоречия обычно используется два ряда понятий: 1) “единство противоположностей” и “борьба противо-положностей” (данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия); 2) ”гармония”, “дисгармония”, “конфликт” (эти понятия обозначают как то, в какой форме может происходить развитие противоречия, так и состояния этого развития).
Единство и борьба - это две стороны процесса взаимодействия про-тивоположностей. Единство противоположностей может быть понято троя-ко. Во-первых так, что две противоположности (самолет и Земля) находят-ся в единой системе. Особенностью существования данной системы явля-ется то, что, будучи искусственно созданной людьми, она предполагает преобладание одной противоположности (силы тяги, поддерживающей самолет в полете) над другой (силой притяжения Земли). Это целенаправ-ленная система, в которой экипаж посредством управления силовым про-тиводействием осуществляет задачу безопасного полета. Во-вторых так, что единство противоположностей - это их взаимодополняемость и взаи-мопроникновение в функционировании системы. При полете на самолет не перестает действовать сила земного притяжения, он не выходит из-под ее влияния; каждый его элемент, экипаж, пассажиры подвержены этому воздействию внутри самолета, то есть эта сила “проникла” в самолет и действует внутри него. В-третьих, единство противоположностей может быть понято и как результат “снятия” их борьбы, происходящей в процессе развития противоречия. (С одной стороны, люди преодолели притяжение Земли, поскольку они находятся в летящем самолете, с другой, - сила зем-ного притяжения не перестает на них действовать и при полете самолета). Борьба противоположностей - это их постоянное противодействие (в дан-ном примере — противодействие вышеназванных сил).
Важной характеристикой развития противоречия являются состоя-ния, в которых оно протекает. Как правило, выделяют три таких состояния - гармонию, дисгармонию, конфликт. Развитие противоречия может осу-ществляться как в одном из данных состояний, так и с их чередованием чаще всего либо в сторону конфликта (гармония дисгармония кон-фликт), либо в сторону гармонии (конфликт дисгармония гармония).
Гармония - это такое состояние развития противоречия, при котором существует (обеспечивается) порядок взаимодействия противоположно-стей, основанный на существенной связи между ними и позволяющий сис-темам развиваться: а) естественным образом (естественная гармония при-роды); б) в соответствии с установленными закономерностями и целями (благополучный полет самолета). Гармония есть характеристика того, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естест-венным ходом вещей и/или их культурным назначением.
Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в разви-тии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функ-ционировании системы, но не затрагивают основ ее развития в соответст-вии с назначением. Дисгармония как состояние в развитии противоречия имеет две противоположные тенденции изменений: к уменьшению дефор-маций существующего порядка взаимодействия противоположностей — то-гда она стремится к переходу в состояние гармонии; к увеличению данных деформаций — тогда она выступает в качестве основы коллизии в развитии системы и подготавливает конфликт.
Конфликт — это такое состояние развития противоречия, когда столкновение противоположностей достигает предела, за которым проис-ходит разрушение существенных связей и соответственно — сокрушение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей. (Конфликтное развитие противоречия в системе “самолет - Земля” может привести к катастрофе самолета, если не удается перевести конфликт в дисгармонию).
Третий этап - процесс разрешения противоречия. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде (напри-мер, переход из состояния дисгармонии в состояние гармонии при сохра-нении противоположностей); б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей, их уничтожение, сопровождающееся коренным пре-образованием системы (примером может служить всеобщее социальное разрушение как предполагаемый итог глобальной ядерной войны).
Такова сущность диалектического противоречия и закона единства и борьбы противоположностей.
Основываясь на содержании данного закона, можно определить ряд методологических умений, которые целесообразно сформировать у субъек-та управления любым конкретным процессом развития.
1. Умение осознавать противоречия в развитии соответствующей предметной области. Это умение тождественно умению видения проблем, поскольку любая проблема - это осознанное и требующее решения проти-воречие. Сколь многообразна область, нуждающаяся в управлении, столь она и противоречива. В связи с этим субъекту управления следует уметь выделять: а) основное противоречие, которое определяет все другие проти-воречия данной области; б) главные противоречия, отличающиеся от по-стоянно существующего в своем статусе основного противоречия тем, что выходят на первый план лишь на определенных этапах развития и требуют первоочередного решения; внутренние противоречия (между компонента-ми, составляющими данную область) и внешние,- вытекающие из ее отно-шений с внешней средой.
2. Умение адекватно определять этапы развития противоречия, то есть то, в какой стадии своего существования оно находится. Здесь важно точное определение противоположностей, составляющих структуру проти-воречия, а также то, на каком уровне сформировалась их противополож-ность (на уровне противоположных потребностей, на уровне противопо-ложности интересов, и т.д.). Это позволяет прогнозировать возможные со-стояния, которые будут преобладающими при развитии противоречия (гармония, дисгармония, конфликт).
3. Умение определить, какая из противоположных сторон полнее вы-ражает в тенденции своего развития существо дела, ради которого создана данная система.
4. Умение разрешать противоречие, сообразуясь с этапом его разви-тия, с состоянием, в котором оно пребывает, а главное - с целью, ради ко-торой данная система создана.
Закон взаимного перехода количественных и качественных измене-ний. Согласно данному закону, развитие происходит путем количествен-ных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качествен-ные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона рас-крывается с помощью категорий “качество”, “количество”, “свойство”, “количественное изменение”, “качественное изменение”, “мера”, “скачок” и посредством выяснения отношений между ними.
Прежде чем ответить на вопрос, что такое качество, отметим, что, выделяя из окружающего мира какой-либо предмет, мы основываемся на знании его определенности. Каждый предмет имеет свою определенность, которая в свою очередь имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю.
Качество — это внутренняя определенность предмета, в которой вы-ражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов. Изме-няя качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже будет иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество - это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) с другими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью, но в отличие от последней характеризует предмет с точки зрения того, что он представляет собой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этой функции качеству “помогает” свойство.
Свойство - категория, отражающая проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
Предмет однокачественен и многосвойственен. Предмет можно счи-тать однокачественным, поскольку «основное его качество, связанное с сущностью, выражается совокупностью свойств, присущих предмету от возникновения до гибели» (См.: Сабуров Э.А. Взаимосвязь категорий диа-лектики. - М., 1987. – С. 64). Свойства, характеризующие предметы не со стороны их сущностного отличия (сходства), а со стороны общности (раз-личия) стадий, состояний в их развитии, называются несущественными, поскольку они в процессе существования предмета могут как появляться, так и исчезать. Известно, что есть и другая точка зрения, согласно которой предмет многокачественен и многосвойственен. Как бы ни относиться к оценкам этих различных позиций, принципиально важным для анализа рассматриваемого закона является то, что в обоих случаях признается связь качества со свойством, проявление качества через свойства.
Количество, определяя степень развития свойств предмета, стано-вится внешней, более доступной восприятию, характеристикой его качест-ва, определенностью пространственно-временных границ предмета и воз-можностей его изменений.
Характеристика предмета в его качественной и количественной оп-ределенности выражается мерой. Мера определяет те количественные гра-ницы, в которых качество предмета сохраняется.
Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения пред-ставляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок — это разрыв непрерывности ко-личественных изменений, дающий начало новому качеству. В окружаю-щем нас мире существуют различные скачки: скоротечные и длительные, прогрессивные и регрессивные и т.д. Скачок, о котором идет речь в дан-ном законе, может быть и “взрывным”, и постепенным, и прогрессивным, и регрессивным. Однако при всех своих видоизменениях он обязательно должен коренным образом преобразовать существенные свойства предме-та.
Итак, в процессе развития качественные изменения обусловлены ко-личественными и наоборот. Единство количественно-качественной опре-деленности предмета, рассматриваемого в развитии, выражает категория меры. Необходимость знания мерной определенности предмета является важнейшим методологическим требованием к управлению развитием, вы-текающим из содержания данного закона. Хотя это требование было ос-мыслено еще в античности (в виде призывов древних мудрецов “знай ме-ру”, “блюди меру”, “ничего сверх меры” и даже “мерного подхода” к опре-делению человека: ”человек - мера всех вещей”), однако лишь только с от-крытием рассматриваемого закона мера получила осмысление в виде сис-темного свойства развития, проявляющегося посредством взаимосвязи ка-чества и количества.
Исходя из содержания данного закона, можно назвать несколько ме-тодологических умений, которые должны быть сформированы у субъекта управления:
1) умение оценивать качественное состояние управляемой системы;
2) умение поддерживать систему в необходимом качественном со-стоянии;
3) умение преобразовывать систему, переводя ее в новое качество, то есть создавать новую систему.
Следующий закон диалектики - единства и борьбы противоположностей -
Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия.