О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

…..

Не до конца----

***

 

4.3. Суфизм

 

 

  Начало     суфизму     как влиятельному  направлению   внутри   ислама положили  одиночки  из  верующих,  основным кредо веры  которых была идея аскетического служения Богу.

  На начальном  этапе  суфийского  движения превалировали именно  настроения аскетизма; разработка учения  об особом  пути к Богу и философское   обоснование   его   появились позже. Критика стяжательства сопровождалась проповедью   отказа    от   всех    мирских удовольствий,   ухода   от   мирских   дел, погружением   в    религиозное    служение, религиозное рвение.  Основная  установка суфия - "оторвать (от жизни) и привязать (к Богу)".  Религиозное  рвение  выражалось  в посвящении себя  Богу, в  любви к Богу, которая потом  переросла в стремление слиться с этим  Богом  в  экстатическом  состоянии, раствориться в  Боге. Для  обоснования акта мистического    постижения     божественной сущности возникла потребность в философской теории.

Социальной базой  суфизма были  горожане: мелкие  торговцы,  ремесленники,  некоторые "улема" (ученые-богословы).  В   последующем,  в   XI-XII вв. суфизм  превратился   в  довольно  массовую религию, появилось много суфийских братств, он проник  и в деревню. Но это практический суфизм, ориентированный на сознание рядовых верующих:  он  культивировал  экстатически- экзальтированное    отношение    к    вере, включение в  нее человеческих чувств; в его ритуалах  нередко   присутствовали   приемы магии, не  чурался  он  и  веры  в  чудеса, святых и  т.п.

  В   исходном,   элитарном   суфизме   как движении одиночек на первом плане была идея личности,   личного    общения   с   Богом. Исламская догматика, шариат признавались им лишь    в     качестве     предварительной, подготовительной    ступени     прохождения "пути".

Наиболее  крупным   философом-мистиком  в исламе  был  Ибн  Араби  (ум.  в  1240 г.),который  разработал   концепцию   "единства бытия", "вахдат  аль-вуджуд". Она состоит в том, что Бог абсолютно совершенен и поэтому един,  ибо  любая  из  множественных  вещей обязательно ущербна.  Но в силу этого Бог и единственен.

Поэтому Бог  выступает в  этих рассуждениях как сущность,  трансцендентная миру. Но тем не менее  мир  существует,  и  если  он  не порожден Единым,  значит, он существует сам по  себе.

Разрабатывая свою версию познавательного процесса, свою  онтологию  монизма,  суфизм вносил свой  вклад в  познание, дополнял  и даже корректировал  рационализм, акцентируя внимание на  личностном начале  в человеке, вырабатывая   представление   о   личности.

  Новый  тип   веры   и   знания   подрывал установленное традицией  отношение к  Богу. Верующий не  просто вручал  себя бездумно и доверчиво  Аллаху.   Вера  суфия   -   вера искушенная, обретенная в результате трудных испытаний, сомнений,  отчаяния,  изнурения. Она предполагала совершенно иную личностную структуру    -     человека,    сознательно выбирающего трудный  путь обретения особого рода    чувственного,     интеллектуального наслаждения.

  Бог в  этой структуре становится символом чистого  единства   человека  с  Вселенной, символом  страстно   желаемой  вечности   и сокровенной  тайны   мира,   к   постижению которой устремлены  все поиски человека, но которая так и остается тайной.

  Основной исходный онтологический постулат суфизма -  пантеизм: все  есть Бог,  и  Бог есть все. Бог присутствует в каждой из всех множественных вещей, составляет ее суть; он множествен в  вещах, но  все вещи  в то  же время едины в Боге и благодаря ему.

Суфизм    разрабатывал    также    версию "интимного"  характера   творения.  

Отношения Бога с человеком и человека с Богом  суфизм рисует как отношения любви. Человек постигает  единство, сущность  Бога не  разумом,   не  рациональным   путем,  а чувством, сердцем.  В преданной,  страстной любви к  Богу он находит и свою сущность. И Бог  платит   человеку   любовью   за   его стремление к нему.

  Благодаря  богатейшему  опыту  общения  с людьми,    наложенному    на    напряженные внутренние телесно-чувственные  переживания и  размышления,   а  также   особого   рода чувственному постижению  окружающего мира -вчувствованию  в   него  -  суфии  достигли высокой степени  умения читать человеческую душу,  ее  движения,  предвидеть  поступки.

  Природа у суфиев представала как ткань из символов, которые  должны быть  прочитаны в соответствии  с  их  значением.  Такими  же знаками являются стихи Корана. Особое место занимает математика  как  система  символов Вселенной.

 

Билет. 5.

5.1.

Глава V. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА

 

§ 1. Общая характеристика содержания диалектики.

§ 2. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и си-нергетика.

§ 3. Законы диалектики.

§ 4. Категории диалектики.

§ 5.Смысл диалектики.

 

§ 1. Общая характеристика содержания диалектики.

 

В предыдущих главах показано, как стремление философии к пре-дельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в раз-личных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и уст-ройства. Продолжая познание мира посредством изучения философии, нам теперь необходимо получить представление о том, как в философском зна-нии нашел отражение факт наличия связей между явлениями мира, а также понять развитие как то состояние, в котором мир и его явления постоянно пребывают.

Почему мир развивается? Как происходит его развитие? Существует ли направленность в его изменениях? Эти вопросы, с одной стороны, ре-шены в философии концептуально диалектикой и метафизикой; с другой стороны, они проблемны для философии и находятся в центре ее изыска-ний. Главное внимание в данной главе будет уделено концептуальному решению указанных вопросов и его философскому смыслу.

В современном понимании диалектика - философская теория разви-тия природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод по-знания и преобразования мира.

Содержание диалектики формировалось в течение длительного пе-риода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мысли-телей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в конкрети-зацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в откры-тых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) ба-зу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалекти-кой создается система марксистской диалектики. Таким образом, если ис-ходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Смена историче-ских форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это проис-ходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диалектики.

Стихия мысли древних охватила большое количество самых разно-образных философских вопросов. Представляя мир интеллектуально, пер-вые философы осознали всеобщую изменчивость существующего. Они по-нимали ее и как превращение первоначала мира в многообразие его явле-ний, и как превращение отдельных форм бытия друг в друга.

Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства обнару-жения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зе-нона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в ви-ду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость поня-тия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.

В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание ряд диалектических утверждений: "нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие, знание - незнание, большое - малое... все сменяется в игре Века", "...все возникает через вражду и взаимообразно" (см.: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.- М.,1989. - С.212, 203).

В отличие от указанных философов Гераклит был занят обосновани-ем идеи диалектического развития мира в целом. Вот почему, когда немец-кий философ Гегель работал над теоретической систематизацией диалек-тического взгляда на мир, он не только вспомнил эфесского мыслителя, но и высоко оценил уровень разработки им диалектических идей. "Нет ни од-ного положения Гераклита, - писал Гегель, - которого бы я не принял в свою "Логику".

Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Поэтому открытые им диалек-тические законы, по существу, явились законами развития духа. Соответ-ственно и созданная Гегелем диалектика получила идеалистический харак-тер. Оценивая диалектическую конструкцию Гегеля, К. Маркс писал: "Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической обо-лочкой рациональное зерно” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 22).

              Задача “поставить диалектику на ноги” означала сложный процесс переработки гегелевских идей, в результате которого материалистическое воззрение на мир должно было стать диалектическим.

  Некоторые мыслители скептически оценивали возможность синтеза диалектики и материализма. Н.А.Бердяев, например, писал, что диалекти-ка и материализм несовместимы, как вода и масло. Другой русский фило-соф, С.Н.Булгаков, считал, что созданное Марксом идейное образование не имеет к диалектике никакого отношения. Он полагал, что подобно тому, как градус на шкале термометра имеет с градусом на географической карте всего лишь общее название, так и диалектику Маркса роднит с истинной диалектикой всего лишь имя. Однако если оценивать разработанную К. Марксом и Ф. Энгельсом концепцию развития без мировоззренческих пристрастий, то ее диалектический характер несомненен, поскольку основ-ным содержанием материалистической диалектики является объяснение того, почему материя движется, как она развивается, имеют ли направлен-ность ее изменения.

Главная задача, которую предстояло решить создателям материали-стической диалектики, - это показать, откуда у материи появляется неис-черпаемая энергия вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию духа. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом на решение данной задачи.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодопол-няющих уровня объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.

Первый уровень составляют принципы, определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво опи-сать развитие.

Второй уровень теории развития образуют законы материалистиче-ской диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. В диалектике выделяются две группы законов. В первую группу включены законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (ис-точника, “запускающего” данный механизм, характера действия механиз-ма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Законы, входящие в первую группу, в силу их важности для объяснения начал развития называют основными. Таких законов три:  1) закон единст-ва и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития;  2) закон взаимного перехода количественных и каче-ственных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер;  3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность разви-тия.

Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противополож-ных сторон: возможности и действительности, необходимости и случайно-сти, содержания и формы и т.п. Эти законы объясняют сущность взаимо-действия противоположных сторон развивающегося мира и получают на-звание соответственно отражаемым в них конкретным связям: закон взаи-мосвязи возможности и действительности; закон взаимосвязи явления и сущности; закон взаимосвязи формы и содержания и т.п. Соотнося значе-ние этих законов с законами первой группы, их обычно называют неос-новными законами диалектики.

 

§ 2. Принципы диалектики и  ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика.

 

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в раз-витии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрес-сивной или регрессивной) направленности. Принцип материального един-ства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движе-ния, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движу-щейся материи” (Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.18. - С.181.).

Информация о работе О специфике философского мировоззрения