Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
…..
Не до конца----
***
4.3. Суфизм
Начало суфизму как влиятельному направлению внутри ислама положили одиночки из верующих, основным кредо веры которых была идея аскетического служения Богу.
На начальном этапе суфийского движения превалировали именно настроения аскетизма; разработка учения об особом пути к Богу и философское обоснование его появились позже. Критика стяжательства сопровождалась проповедью отказа от всех мирских удовольствий, ухода от мирских дел, погружением в религиозное служение, религиозное рвение. Основная установка суфия - "оторвать (от жизни) и привязать (к Богу)". Религиозное рвение выражалось в посвящении себя Богу, в любви к Богу, которая потом переросла в стремление слиться с этим Богом в экстатическом состоянии, раствориться в Боге. Для обоснования акта мистического постижения божественной сущности возникла потребность в философской теории.
Социальной базой суфизма были горожане: мелкие торговцы, ремесленники, некоторые "улема" (ученые-богословы). В последующем, в XI-XII вв. суфизм превратился в довольно массовую религию, появилось много суфийских братств, он проник и в деревню. Но это практический суфизм, ориентированный на сознание рядовых верующих: он культивировал экстатически- экзальтированное отношение к вере, включение в нее человеческих чувств; в его ритуалах нередко присутствовали приемы магии, не чурался он и веры в чудеса, святых и т.п.
В исходном, элитарном суфизме как движении одиночек на первом плане была идея личности, личного общения с Богом. Исламская догматика, шариат признавались им лишь в качестве предварительной, подготовительной ступени прохождения "пути".
Наиболее крупным философом-мистиком в исламе был Ибн Араби (ум. в 1240 г.),который разработал концепцию "единства бытия", "вахдат аль-вуджуд". Она состоит в том, что Бог абсолютно совершенен и поэтому един, ибо любая из множественных вещей обязательно ущербна. Но в силу этого Бог и единственен.
Поэтому Бог выступает в этих рассуждениях как сущность, трансцендентная миру. Но тем не менее мир существует, и если он не порожден Единым, значит, он существует сам по себе.
Разрабатывая свою версию познавательного процесса, свою онтологию монизма, суфизм вносил свой вклад в познание, дополнял и даже корректировал рационализм, акцентируя внимание на личностном начале в человеке, вырабатывая представление о личности.
Новый тип веры и знания подрывал установленное традицией отношение к Богу. Верующий не просто вручал себя бездумно и доверчиво Аллаху. Вера суфия - вера искушенная, обретенная в результате трудных испытаний, сомнений, отчаяния, изнурения. Она предполагала совершенно иную личностную структуру - человека, сознательно выбирающего трудный путь обретения особого рода чувственного, интеллектуального наслаждения.
Бог в этой структуре становится символом чистого единства человека с Вселенной, символом страстно желаемой вечности и сокровенной тайны мира, к постижению которой устремлены все поиски человека, но которая так и остается тайной.
Основной исходный онтологический постулат суфизма - пантеизм: все есть Бог, и Бог есть все. Бог присутствует в каждой из всех множественных вещей, составляет ее суть; он множествен в вещах, но все вещи в то же время едины в Боге и благодаря ему.
Суфизм разрабатывал также версию "интимного" характера творения.
Отношения Бога с человеком и человека с Богом суфизм рисует как отношения любви. Человек постигает единство, сущность Бога не разумом, не рациональным путем, а чувством, сердцем. В преданной, страстной любви к Богу он находит и свою сущность. И Бог платит человеку любовью за его стремление к нему.
Благодаря богатейшему опыту общения с людьми, наложенному на напряженные внутренние телесно-чувственные переживания и размышления, а также особого рода чувственному постижению окружающего мира -вчувствованию в него - суфии достигли высокой степени умения читать человеческую душу, ее движения, предвидеть поступки.
Природа у суфиев представала как ткань из символов, которые должны быть прочитаны в соответствии с их значением. Такими же знаками являются стихи Корана. Особое место занимает математика как система символов Вселенной.
Билет. 5.
5.1.
Глава V. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА
§ 1. Общая характеристика содержания диалектики.
§ 2. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и си-нергетика.
§ 3. Законы диалектики.
§ 4. Категории диалектики.
§ 5.Смысл диалектики.
§ 1. Общая характеристика содержания диалектики.
В предыдущих главах показано, как стремление философии к пре-дельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в раз-личных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и уст-ройства. Продолжая познание мира посредством изучения философии, нам теперь необходимо получить представление о том, как в философском зна-нии нашел отражение факт наличия связей между явлениями мира, а также понять развитие как то состояние, в котором мир и его явления постоянно пребывают.
Почему мир развивается? Как происходит его развитие? Существует ли направленность в его изменениях? Эти вопросы, с одной стороны, ре-шены в философии концептуально диалектикой и метафизикой; с другой стороны, они проблемны для философии и находятся в центре ее изыска-ний. Главное внимание в данной главе будет уделено концептуальному решению указанных вопросов и его философскому смыслу.
В современном понимании диалектика - философская теория разви-тия природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод по-знания и преобразования мира.
Содержание диалектики формировалось в течение длительного пе-риода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мысли-телей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в конкрети-зацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в откры-тых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) ба-зу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалекти-кой создается система марксистской диалектики. Таким образом, если ис-ходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Смена историче-ских форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это проис-ходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диалектики.
Стихия мысли древних охватила большое количество самых разно-образных философских вопросов. Представляя мир интеллектуально, пер-вые философы осознали всеобщую изменчивость существующего. Они по-нимали ее и как превращение первоначала мира в многообразие его явле-ний, и как превращение отдельных форм бытия друг в друга.
Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства обнару-жения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зе-нона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в ви-ду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость поня-тия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.
В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание ряд диалектических утверждений: "нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие, знание - незнание, большое - малое... все сменяется в игре Века", "...все возникает через вражду и взаимообразно" (см.: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.- М.,1989. - С.212, 203).
В отличие от указанных философов Гераклит был занят обосновани-ем идеи диалектического развития мира в целом. Вот почему, когда немец-кий философ Гегель работал над теоретической систематизацией диалек-тического взгляда на мир, он не только вспомнил эфесского мыслителя, но и высоко оценил уровень разработки им диалектических идей. "Нет ни од-ного положения Гераклита, - писал Гегель, - которого бы я не принял в свою "Логику".
Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Поэтому открытые им диалек-тические законы, по существу, явились законами развития духа. Соответ-ственно и созданная Гегелем диалектика получила идеалистический харак-тер. Оценивая диалектическую конструкцию Гегеля, К. Маркс писал: "Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической обо-лочкой рациональное зерно” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 22).
Задача “поставить диалектику на ноги” означала сложный процесс переработки гегелевских идей, в результате которого материалистическое воззрение на мир должно было стать диалектическим.
Некоторые мыслители скептически оценивали возможность синтеза диалектики и материализма. Н.А.Бердяев, например, писал, что диалекти-ка и материализм несовместимы, как вода и масло. Другой русский фило-соф, С.Н.Булгаков, считал, что созданное Марксом идейное образование не имеет к диалектике никакого отношения. Он полагал, что подобно тому, как градус на шкале термометра имеет с градусом на географической карте всего лишь общее название, так и диалектику Маркса роднит с истинной диалектикой всего лишь имя. Однако если оценивать разработанную К. Марксом и Ф. Энгельсом концепцию развития без мировоззренческих пристрастий, то ее диалектический характер несомненен, поскольку основ-ным содержанием материалистической диалектики является объяснение того, почему материя движется, как она развивается, имеют ли направлен-ность ее изменения.
Главная задача, которую предстояло решить создателям материали-стической диалектики, - это показать, откуда у материи появляется неис-черпаемая энергия вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию духа. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом на решение данной задачи.
Теория материалистической диалектики имеет два взаимодопол-няющих уровня объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.
Первый уровень составляют принципы, определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво опи-сать развитие.
Второй уровень теории развития образуют законы материалистиче-ской диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. В диалектике выделяются две группы законов. В первую группу включены законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (ис-точника, “запускающего” данный механизм, характера действия механиз-ма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Законы, входящие в первую группу, в силу их важности для объяснения начал развития называют основными. Таких законов три: 1) закон единст-ва и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития; 2) закон взаимного перехода количественных и каче-ственных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер; 3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность разви-тия.
Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противополож-ных сторон: возможности и действительности, необходимости и случайно-сти, содержания и формы и т.п. Эти законы объясняют сущность взаимо-действия противоположных сторон развивающегося мира и получают на-звание соответственно отражаемым в них конкретным связям: закон взаи-мосвязи возможности и действительности; закон взаимосвязи явления и сущности; закон взаимосвязи формы и содержания и т.п. Соотнося значе-ние этих законов с законами первой группы, их обычно называют неос-новными законами диалектики.
§ 2. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика.
Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в раз-витии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрес-сивной или регрессивной) направленности. Принцип материального един-ства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движе-ния, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движу-щейся материи” (Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.18. - С.181.).