О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Признав и выделив в истории эволюции новую эру ноогенеза, мы соответственно вынуждены в количественном соединении земных оболочек выделить пропорционально данному процессу опору, то есть еще одну пленку. Вокруг искры первых рефлектирующих сознаний стал разгораться огонь. Точка горения расширя-

226

 

лась. Огонь распространялся все дальше и дальше. В конечном итоге пламя охватило всю планету. Только одно истолкование, только одно название в состоянии выразить этот великий феномен - ноосфера. Столь же обширная, но, как увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действительно новый покров, "мыслящий пласт", который, зародившись в конце' третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - С. 148,149.

Согласно определению, в Омеге суммируется и собирается в своем совершенстве и в своей целостности большое количество сознания, постепенно выделяемое на Земле ноогенезом. Это уже установлено, но что означает это на первый взгляд совершенно простое выражение "суммирование" сознания и что из него следует?

...Не только сохранение, но и возвеличивание элементов посредством конвергенции.

В любой области - идет ли речь о клетке тела или о членах общества или об элементах духовного синтеза - осуществляет дифференцированное единство. Части усовершенствуются и завершают себя во всяком организованном целом. Пренебрегая этим универсальным правилом, пантеизм столько раз вводил нас в заблуждение культом великого целого, в котором индивиды терялись как капли воды, растворялись как крупицы соли в море. Примененный к случаю суммирования сознаний закон единения освобождает нас от этой опасной и постоянно возрождающейся иллюзии.

Нет, сливаясь по линии своих центров, крупинки сознания не стремятся потерять своей индивидуальности и смешаться. Напротив, они подчеркивают глубину и непередаваемость своего Ego.

Таким образом, под комбинированным влиянием двух факторов -- существенной способности сознаний к смешиванию и естественного механизма всякого объединения - единственный облик, в котором можно правильно выразить конечное состояние мира, находящегося в процессе психического сосредоточения - это система, единство которой совпадает с высшей ступенью гармонизированной пошлости. Поэтому не следует представлять себе Омегу как просто центр, возникающий из слияния элементов, который он собирает и аннулирует в сеть. По структуре Омега, если рассматривать на своем конечном принципе, может быть лишь отчетливым центром, сияющим в центре системы центров.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - С. 206, 207.

Христос в небе нашего универсума занимает позицию Омеги, поскольку Омега по своей структуре представляет собой сверхъестественное пространство и время или Плерому. Христос - орга-

227

 

нический центр гармонизации всего универсума. Он накладывает решающий отпечаток на все свойства универсума. Универсум определяется его выбором, воодушевляется его формой. В нем сходятся все линии мира, созидается целостно материя и дух. Он придает всем свою компетенцию и, следовательно, в нем находится вершина творения, завершающая и достигающая наивысшей точки в универсальных измерениях, в сверхъестественных глубинах.

 

§ 5. Философское учение о материи и современная научная картина мира.

 

Выделяя специфические формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединяет-ся общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в филосо-фии выработана категория субстанции. Учения, объясняющие возникно-вение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических. История философии различает монизм материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материаль-ное или духовное), по мнению ученого, дает импульс к образованию всех явлений действительного мира. В процессе исторического развития фило-софии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и стихийные попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плю-рализма (Лейбниц).

Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (XVIII век). Он рассматривал поня-тие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя их. Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстан-ция. Субстанция есть причина самой себя, то есть то, что не может быть представлено иначе, как существующим. Разворачивая далее категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута – того, что состав-ляет ее сущность, а также понятие модуса – того, что выступает как со-стояние субстанции. Сама же субстанция — не причина и не основа атри-бутов и модусов, а их целостное единство, их система.

Понятие материи является краеугольным  камнем материализма. Не случайно, один из наиболее последовательных и откровенных противников материализма Дж. Беркли считал, что учение о материи является фунда-ментом атеизма и отрицания религии и если его удалить, то неминуемо развалится все здание материализма. Материализм утверждает, что окру-жающий человека мир есть движущаяся материя. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но что представляет собой материя – в различ-ных материалистических учениях понималось по-разному. И по мере уг-лубления человеческого познания в сущность окружающего мира форми-ровалось и углублялось содержание философского понятия материи. Так, древние материалисты отождествляли материю с конкретными, чувствен-но-воспринимаемыми природными явлениями, стихиями: огонь, вода, зем-ля, воздух, металл, дерево. Весь мир представлялся модификацией этих стихий. Этот первый этап исторического развития, человеческих пред-ставлений о материи – вещественно-предметный. Древние греки заложи-ли основы второго этапа – вещественно-субстратного понимания осно-вы мира. У Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Кара  все многообразие предметного мира и даже человеческая душа состоит из неделимых ато-мов, движущихся в бесконечном пространстве. Атомические представле-ния  почти неизменными сохранились до конца XIX века. Наибольшее развитие они получили у французских материалистов XVIII века, которые называли материей совокупность всех существующих тел и явлений, воз-действующих каким-либо образом на наши органы чувств.

Следующий крупный шаг в направлении научного подхода к катего-рии «материя» сделала диалектико-материалистическая философия. В ряде работ Ф. Энгельс, рассматривая объем и сущность понятия материи, отме-чал, что верно отразить его можно, только материалистически решив ос-новной вопрос философии в рамках как первой, так и второй его сторон. Энгельс впервые сформулировал нетождественность философского и кон-кретно-научного понимания материи, подчеркнул предельно широкий ха-рактер философских категорий. Впервые в истории науки в категорию «материя» вошло общество. Это - третий этап в развитии представлений о материи – философско-гносеологическое ее понимание.  Оно связано с первым гносеологическим определением материи, данным В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм», где подчеркивается такое ее свойство, как быть объективной реальностью, существовать вне  и неза-висимо от человеческого сознания. Ленинское определение материи сыг-рало в свое время и сохранило до наших дней важное мировоззренческое и методологическое значение. Оно указывает на недопустимость отождеств-ления конкретного научного и философского понимания материи, сведения материи как  таковой к отдельным ее видам или свойствам.

Конечно, материя проявляет себя только через конкретные матери-альные тела и процессы. Но материя как философская категория включает в себя не какие-то  определенные, а все объективно существующие, из-вестные и пока еще неизвестные ее формы и виды, чувственно восприни-маемые или же регистрируемые при помощи сложнейших приборов и из-мерительных устройств.

Смешение представления о материи как философской категории с определенными естественнонаучными знаниями о ее строении было харак-терно для естествоиспытателей XIX  века, которые считали, что материя представляет собой неделимые, непроницаемые частички вещества – ато-мы. Эта ограниченность механистического, метафизического взгляда на мир привела часть ученых к идеалистическим выводам об исчезновении материи, когда в физике на рубеже XIX-XX веков было открыто сложное строение атома, изменчивость массы элементарных частиц, установлена математическая зависимость массы и энергии в теории относительности. Идеалистические спекуляции на трудностях познания в области микроми-ра получили название «кризиса современной физики». К кризису ученых привело метафизическое мышление, отождествление философского прин-ципа сохранения материи с идеей о «первокирпичиках» материи, о неде-лимости, неразрушимости атомов. С открытием сложного строения атомов исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого наука раскрыла тайны материи: электрон так же неисчерпаем, как и атом, материя бесконечна.

Подход к определению материи через материалистическое решение основного вопроса философии фиксирует в этом определении материали-стический субстанциализм, т.е. делает определение философско-категориальным, отличным от идеалистического субстанциализма. Более того, материя в субстанциональном  аспекте включает в себя и свою про-тивоположность – сознание как свойство одной из форм своей системной организации. Иными словами, материя в субстанциональном смысле включает и человека со всем его духовным многообразием.

В последнее время в учебной и научной литературе намечается  и предполагается, что материю следует определять с точки зрения категории личности, что, по мнению авторов этой идеи, позволит осуществить синтез различных стратегий исследования материи, но какой будет эта новая кон-цепция материи — покажет будущее.

Конкретно-научные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым новым открытием они уг-лубляются, уточняются, заменяются новыми. Философское понятие мате-рии, обогащаясь новым, конкретным содержанием, и, будучи предельно широким, объединяет в себе все богатство объективно существующих ма-териальных тел и явлений, включая и те явления природы и общества, ко-торые будут открыты наукой только в будущем.

Однако различие между философским и конкретно-научным пред-ставлением о материи нельзя абсолютизировать. Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых ис-следует какой-то определенный вид материи или ее свойство. Философия анализирует материю в ее соотношении с сознанием.

Гносеологическое определение материи составляет фундамент науч-ного материалистического мировоззрения. Если окружающий мир сущест-вует объективно, то для того, чтобы правильно ориентироваться в нем, преобразовывать его, надо исходить не из субъективных пожеланий или надежд на божественный промысел, а из реальной действительности, из объективного положения вещей. Человеку необходимо в своей деятельно-сти руководствоваться объективными законами внешнего мира. Если люди не считаются с ними, их планы и намерения во многом остаются неосуще-ствленными.

Из диалектико-материалистического учения о материи следует ме-тодологический вывод о неисчерпаемости материального мира. В мире нет абсолютно простой, неизменной субстанции. Каким бы простым и элемен-тарным ни казался объект, в действительном бытии он бесконечно сложен и неисчерпаем. Идея о неисчерпаемости материи как вширь, так и вглубь в настоящее время является по существу программным положением для всех наук.

Итак, философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания - и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система (от греч. – це-лое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые свои-ми отношениями и связями образуют определенную целостность, единст-во. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств состав-ляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в сис-теме. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любая материальная система взаимодействует с целым рядом других сис-тем и в ходе этого взаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняются при любых изменениях, и это является усло-вием существования данной системы, условием сохранения ее структуры. Структура ( от лат. – строение, расположение) – это совокупность устой-чивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечи-вают целостность системы. Следовательно, система – это элементы и их структура в целостном единстве.

Любой материальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связан-ные друг с другом.

Окружающий нас материальный мир можно представить как специ-фически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, ор-ганическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии  с современным уровнем развития науки, следует вы-делить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементар-ный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) мо-лекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уро-вень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или супер-атомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (вклю-чая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным фор-мам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное и известное убедительно доказывает справедливость диалектико-материалистического учения о ма-териальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности раз-личных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения