О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Основные категории и программа созданной Гуссерлем философской дисциплины – феноменологии – были сформулированы в его работе “Ло-гические исследования” (1901). В ней он отстаивал положение о том, что феноменология призвана показать возможности “чистой” логики как фун-дамента научного познания. Под “чистой” логикой он понимал теоретиче-скую науку, не учитывающую эмпирические данные и практику мышле-ния. Такую логику Гуссерль считал в то же время “ясной”, “очевидной”, а, значит, “строгой”.

Фокус познавательного интереса Гуссерль сосредоточил на “транс-цендентальном” мире сознания: не индивидуального, не общественного, а “чистого”, отвлеченного от сознающего человека, его психической дея-тельности, от социальной среды. В феноменологии сознание обращено не к внешнему миру, а на самоё себя. Именно содержание этого “чистого” соз-нания и составляет предмет феноменологических исследований.

Такого рода изменение установки сознания Гуссерль охарактеризо-вал как трансцендентальную редукцию. Она позволяет в потоке феноменов как абсолютных сущностей, как смыслов предметов, возникающих в нем, обнаружить подлинные смыслы.

Философ-феноменолог, в соответствие со своей методологией, ис-ключает из рассмотрения (точнее, “заключает в скобки”) внешний мир, все суждения о нем, выходящие за границы “чистого”, или субъективного, опыта. При этом он проделывает феноменологическую редукцию, состоя-щую в установлении “таких “скобок”, в отвлечении от внешнего мира”. Оговоримся лишь, что в ряде работ по феноменологии терминологический оборот “заключение в скобки” заменен оборотом “вынесение за скобки”, но и любом случае речь идет об обособлении сознания от внешнего мира. Трансцендентальная и феноменологическая редукция являются основными составляющими феноменологического метода исследования.

В понятийном аппарате феноменологии ключевое место занимают понятия “феноменологическое эпохэ” (возжержание) и “интенциональ-ность” (направленность). По Гуссерлю, философ, предлагающий не при-нимать во внимание внешнего мира, воздерживаться от суждений о нем, совершает феноменологическое эпохэ. Феноменологи отклоняют обвине-ния в том, что, применяя свой метод исследования, они теряют из вида предметы внешнего мира. С их точки зрения, сознанию присуща интен-циональность – постоянная направленность на какой-либо объект. Причем, такой объект не существует вне сознания, а находится внутри него как мыслимый предмет (находится лишь постольку, поскольку он подвержен “полаганию” сознанием или мышлением). Словом, с этих позиций сферой исследования феноменологии выступает сознание, рассматриваемое в ас-пекте его интенциональной природы.

Учение о сущностях (эйдосах) – одно из центральных в феноменоло-гии. Оно во многом перекликается с объективно-идеалистическим учением Платона об идеях. Однако между ними есть и существенные различия. По Платону, идеи – это бестелесные формы вещей, образующие особый мир и тождественные с бытием. По Гуссерлю же, сущности фактически не обла-дают бытием, т.е. не существуют, а лишь мыслятся. Они представляют со-бой идеальный смысл наших познавательных переживаний. Знание о них достигается в результате усилий интуиции, осуществляющей непосредст-венное “созерцание сущностей”.

Если феноменолог начинает свое исследование с трансценденталь-ной и феноменологической редукций, то завершает его он операциями эй-детического мышления. Постигая жизненный мир, последователи Гуссер-ля, в конечном счете, имеют дело не с понятиями, а с эйдосами, образую-щими поток сознания. Именно в эйдосах, как полагают феноменологи, жизненный мир дан наиболее полно, содержательно, многоцветно.

В развитие феноменологических воззрений внесли заметную лепту на различных этапах своего творчества крупнейшие философы ХХ столе-тия: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г. Марсель, Х.-Г. Гада-мер. Значителен вклад в разработку этого учения и более последователь-ных феноменологов: А. Пфендера, М. Шелера, А. Райнаха, М. Фарбера. Идеи – феноменологии оказали несомненное влияние на творчество вы-дающихся русских философов Г.Г. Шпета и А.Ф. Лосева. Тем не менее творческий размах исследований самого Гуссерля буквально потрясает во-ображение. В течение почти полувека с 1890 г. до последнего дня жизни мыслитель заполнил мельчайшими стенографическими знаками 45 тысяч страниц рукописей. Они после его смерти были тайно вывезены из фаши-стской Германии бельгийским монахом Германом Лео Ван Бреда, который основал в г. Лувене (Бельгия) при католическом университете Архив Гус-серля.

Феноменологические идеи получили широкое распространение в ев-ропейской и мировой философии. Интерес к ним исключительно велик. Последователи Гуссерля ныне продолжают феноменологические традиции исследований в западной и восточной Европе, Латинской Америки, США, Японии в других странах Востока. Первый всемирный конгресс по фено-менологии состоялся в Испании в 1988 году. Одним из центров феномено-логических исследований стало Международное феноменологическое об-щество, издающее свой специализированный журнал в г. Буффало штата Нью-Йорк в США.

 

 

Феноменология

 

Родоначальник этого направления Эдмунд Гуссерль обратил внимание на то, что очень многие наши представ-ления вызваны искусственным путем, т. е. предложены кем-то. Гуссерль выявил разницу между естественным челове-ческим мышлением и теми культурными напластованиями, которые в последние века над этим мышлением возникли. Он показал, что все основные слова и понятия нашего мышления рождаются естественным путем в «глубине на-родного сознания». Им был предложен метод феноменоло-гической редукции или выведения за скобки — чтобы нау-читься очищать естественное от шелухи искусственного.

 

В критике сциентизма в XX веке важную роль играет феноменоло-гия. Феноменология понимается, прежде всего, как метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей (вернуться «к самим вещам»), через очищение сознания от эмпирических деталей и словесных наслоений. Ос-нователь феноменологии Э. Гуссерль, автор работ – «Логические исследо-вания» (1901), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноме-нология» (1936). Уже в  ранних работах он пытается выявить очевидные основания научного познания (математики). В процессе анализа Гуссерль приходит к необходимости устранения психологических аспектов из по-знавательного процесса и выявления его абсолютных истоков, чистой ло-гики. Для очищения сознания субъекта, выявления его абсолютных осно-ваний Гуссерль предлагает достаточно сложный метод – феноменологиче-скую редукцию, в процессе которой из сознания устраняются предмет, субъект, сам акт постижения. Остается лишь бессубъективная структура отношений (или «трансцендентальное сознание»).

Важный аспект процедуры редукции – «эпохе» (воздержание от су-ждений о существовании предметов). Для характеристики структуры очи-щенного сознания Гуссерль использует схоластический термин «интен-циональность» (направленность на предмет). В неестественности проце-дуры редукции – главная сложность феноменологического метода. После устранения из сознания мыслей и переживаний о субъекте и предмете по-знания остаются только смыслы возможных предметов («ноэмы») и отно-шения к этим смыслам («ноэзис»). Эта структура абсолютных смыслов и отношений исследуется феноменологией. По сути, это структура « транс-цендентального Я», структура мира культуры, универсальные, независи-мые от конкретного опыта характеристики опыта человека (не только на-учного, но и жизненно-повседневного). Прослеживается связь с кантианст-вом, но Гуссерль выделяет бессубъектные структуры любого видения ми-ра, независимого от субъекта опыта. В более поздних работах он исследует взаимоотношения различных восприятий, отношения «Я» и другого «Я». Гуссерль критикует науку Нового времени как оторвавшуюся от своих ос-нований, от жизненного мира (мира жизненных смыслов). В этом он ви-дит причину кризиса европейской науки и основанной на ней культуры. Феноменологический подход и призван преодолеть односторонность нау-ки, выйти к новым горизонтам.

Феноменология оказала и оказывает значительное влияние на разви-тие методологии социальных и гуманитарных наук в XX веке. Непосредст-венный импульс она дала экзистенциализму.

 

 

 

Билет 29.

Эмпирический уровень научного познания

 

Эмпирический и теоретический уровни познания. Научное познание осуществляется на разных уровнях. Опыт, эксперимент, наблюдение суть составляющие эмпирического уровня познания. Абстракции, идеальные объекты, концепции, формулы и принципы — необходимые компоненты теоретического уровня. Размышлять над движением идей и наблюдать различные факты — занятия, отличающиеся друг от друга. Задача ученого-теоретика — создать теорию или сформулировать идею на основе «материи мысли», эмпирик же привязан к данным опыта и может позволить себе лишь обобщение и классификацию. Можно ли свести теоретический и эмпирический уровни познания к соотношению чувственного и рационального? Нельзя, потому что и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях познания присутствуют как мышление, так и чувства. Взаимодействие и единство чувственного и рационального имеют место на обоих уровнях познания с различной мерой преобладания. Описание данных восприятия, фиксация.результатов наблюдения, т.е. того, что относится к эмпирическому уровню, нельзя представить как сугубо чувственную деятельность. Оно также нуждается в определенных категориях, понятиях и принципах. Получение результатов на теоретическом уровне не есть исключительно сфера рацио. Восприятие чертежей, графиков, схем, да и самого объекта предполагает чувственную деятельность. Особо значимыми оказываются процессы воображения. Поэтому подмена категорий «теоретическое — мыслительное (рациональное)», «эмпирическое — чувственное (сенситивное)» неправомерна.

В чем же отличие теоретического уровня познания от эмпирического? Хоть эмпирические знания также могут быть представлены гипотезами, обобщениями, эмпирическими законами, однако они направлены на объект, который дан наблюдателю непосредственно. Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их внешних, очевидных связей.

Теоретический уровень познания также предполагает связь с действительностью. Однако связь эта не прямая, а опосредованная. Теоретическое мышление нельзя свести к суммированию эмпирического. Получается, что теория вырастает не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а точнее, над ней и в связи с ней. И если эмпирический уровень предполагает обобщение фактических данных, опытных зависимостей, индуктивных законов, то мир теоретического знания составляют идеи, концепции, идеальные объекты, которые не встречаются в действительности. В основе деятельности теоретика лежит создание и исследование этих идеальных теоретических конструктов. Теоретический уровень — это концептуальное движение. Знания теоретического уровня возникают в результате внутреннего развития идей и концепций, а не простого обобщения данных наблюдения.

Мир явлений очень часто предстает как мир видимости и кажимости. Согласно данным органов чувств Солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит. Создается впечатление, что оно как будто бы вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Глубинная сущность и форма проявления процессов, как правило, не совпадают. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. Теоретическое мышление не заимствует своего содержания извне в готовом виде, на его формирование не влияет ограниченность наблюдения. И то, что ускользает от наблюдателя, не должно скрыться от теоретика. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда.

Наука начинается с непосредственных наблюде­ний отдельных событий, фактов, которые фиксиру­ются высказываниями. Эмпирическими высказыва­ниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущен­ные из рук, падают на землю» уже не является эмпи­рическим, поскольку невозможно проверить в экспе­рименте поведение всех тел.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую ре­гулярность, ибо обнаруженная регулярность позволя­ет объяснять и предсказывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что курящие чаще заболева­ют раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вы­вод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вообще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учитывать все обстоятельства. Древние гре­ки, веря своим глазам, считали, что тяжелые тела па­дают на землю с большей скоростью, чем легкие.

В XVII веке Галилей установил, что ускорение свобод­ного падения тел на землю (g=9,8м/с2) не зависит от их массы. Греки не знали, что воздушная среда иска­жает картину падения тел существеннейшим образом. Знания о явлениях уточняются благодаря измере­ниям, различного рода подсчетам. Одно дело знать яв­ление только качественно, другое — иметь количест­венные сведения. Без количественных данных невозможно построить, например, сколько-нибудь сложное техническое устройство.

Основа эмпирического исследования — экспери­мент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Экспе­римент и есть испытание изучаемых явлений в контро­лируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены. Не­допустимо, например, и ясно почему, проводить хими­ческие эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше падение тел сначала изучают в безвоздушной сре­де, положим в трубе, из которой выкачан воздух, а за­тем уже в воздушной среде, регулируя давление воз­духа. При этом должно учитываться значение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое зна­чение имеют приборы.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения