О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

-              систематическое, независимое развитие мировой системы, исключаю-щее рост и процветание какой-либо составляющей за счет других;

-              многоплановое развитие в соответствии с мировыми потребностями, с необходимостью учитывающее особенности различных частей мира;

-              четкая координация целей для обеспечения совместимости в широком мировом масштабе;

-              умение придерживаться избранного направления развития, уклоняясь от нежелательного взаимодействия;

-              акцентирование внимания на качестве развития. Процессы развития, происходящие в мире должны быть направлены на улучшение условий существования и благосостояния человечества.

                                          Немаловажно, что человечество уже переступило ту черту, ко-гда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высоко-отходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точ-ки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня – устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда – стремление к созданию прин-ципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радио-активных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.

                                          Важными направлениями грядущего глобального развития должны также стать:

-              поиски и освоение новых источников энергии (термоядерной, солнеч-ной и др.);

-              интенсификация сельскохозяйственного производства на основе нетра-диционных способов ведения животноводства и земледелия («вторая зеленая революция»);

-              освоение ресурсных потенциалов Мирового океана (который произво-дит половину биомассы на нашей планете и в недрах которого содер-жится огромное количество всевозможных полезных ископаемых);

-              мирная «индустриализация» космоса, на базе которой можно будет по-лучать немало ценных веществ (требующих для своего производства высокого вакуума или невесомости), интенсивно развивать различные виды связи и т.д.;

-              информатизация общества на основе бурного развития компьютерной техники, всех средств телекоммуникации, принципиально новых спо-собов хранения и воспроизведения информации;

-              преодоление целого ряда опасных заболеваний, создающих на сего-дняшний день серьезную угрозу жизни и здоровью людей.

                            Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудниче-ство государств, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть и в буду-щем) Организация Объединенных Наций, ее различные учреждения.

                            Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рам-ках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укрепле-нию международного сотрудничества в области защиты биосферы, коор-динации национальных программ по охране окружающей среды, органи-зации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных мас-штабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам.

                            Важный вклад в решение глобальных проблем современного общества вносят и другие учреждения ООН: Конференция ООН по торгов-ле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному разви-тию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

                            Организация Объединенных Наций все более становится важ-нейшим международным механизмом обеспечения мира в региональных конфликтах и кризисных очагах, инструментом оказания разнообразной гуманитарной помощи нуждающимся в ней странам. Важную роль эта ор-ганизация призвана сыграть в установлении нового международного со-трудничества в области культуры, в защите прав человека. Последнее се-годня особенно важно, ибо наконец-то наметился выход из своеобразного «средневековья» ХХ столетия с его нетерпимостью к инакомыслию, дегу-манизацией общественной жизни, попранием элементарных прав и свобод личности.

                            Мировому сообществу XXI века предстоит выработать плане-тарное сознание, которому будет соответствовать принципиально новый тип мышления. В последнем будут отражаться в их органическом сочета-нии глобализация, гуманизация и экологизация человеческого развития. Этот новый тип мышления общества будущего не допустит возможности глобального развития за счет деградации окружающей среды, ибо эколо-гические ценности в нем будут иметь приоритетное значение. При этом требование глобализации и универсализации человеческого сознания должно сочетаться с его дальнейшей индивидуализацией. Последнее вле-чет за собой возрастание роли личностного начала в деятельности человека будущего.

                            «Когда мы думаем о XXI веке, – пишут американские футуро-логи Дж.Несбитт и П.Эбурдин, – представляем себе небывалое развитие науки и техники: космические полеты, биотехнологии, работы. Однако наше будущее – нечто гораздо более сложное, чем новый, более высокий уровень развития технологии. Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим само понятие «человек»… Чем шире горизонты нашего познания, чем выше достижения науки и техники, тем больше мы начинаем ценить личность».

                            Гуманизация и демократизация общественной жизни, между-народных отношений открывает путь к обеспечению всего спектра прав человека и, прежде всего, права на жизнь. Последнее же предполагает ус-ловия мира, безопасности (как от военной угрозы, так и от всевозможных разновидностей терроризма, преступности и т.д.), экологически приемле-мую среду обитания.

                            Человечество в настоящее время находится, выражаясь языком синергетики, в опасной бифуркационной ситуации. Причем реальной яв-ляется как возможность дальнейшего прогресса нынешней цивилизации, так и ее общая гибель. «Давайте забудем наши ссоры и поймем,  страстно призывал Бертран Рассел,  что если мы позволим себе выжить, нас ожи-дает полное триумфов будущее, неизмеримо превосходящее достижения прошлого. Перед нами дорога непрерывного прогресса в счастье познания и мудрости. Неужели мы выберем вместо этого смерть  потому что не можем забыть о наших ссорах? Я обращаюсь к вам как человеческое суще-ство к другим человеческим существам: помните, что вы люди, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете это сделать, перед нами будет от-крыт путь в новый рай, если нет, то ждать нечего, кроме всеобщей смер-ти».

                            Человечество может выжить, успешно вступить в третье тыся-челетие только в том случае, если будет выработана такая стратегия его развития, которая позволит преодолеть беспрецедентный вызов, бросае-мый ему глобальными проблемами современности. Подобная стратегия, требующая нового стиля научного и политического мышления, является императивом современной эпохи.

                            Очевидно, что не только нам без принципиально новых связей с западным миром, но и странам Запада без нас эту глобальную стратегию не осуществить. Необходим активный обмен опытом экономических, по-литических и других реформ, научно-техническими, экологическими и другими достижениями.

                            Только общими усилиями всего мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпидемическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на нашей планете, поставить мощный заслон наркобизнесу и международному терроризму, остановить нарастание кризисных диспропорций в развитии разных регионов мира. Только исключение войны из жизни общества, устранение препятствий для научно-технического обмена, расширение международных хозяйст-венных связей, переход от прежних национальных к более эффективной и экологически приемлемой мировой экономике создаст материальный фун-дамент для мирного развития цивилизации.

                            Непременным условием и смыслом этого развития должен стать триумф человека (о котором мечтали многие мыслители от Л.Фейербаха до Дж.Несбитта и П.Эбурдин), т.е. беспрецедентное за всю историю общества возрастание значения человека, личности.

                            Нынешняя цивилизация имеет ярко выраженное гуманистиче-ское измерение. Однако речь идет не об абстрактном гуманизме, сводя-щемся к формальному провозглашению прав человека, к восхищению лю-бой личностью и т.п. «Гуманизм есть возвращение человеку человечности и это должно относиться к каждому индивиду, независимо от его социаль-ного статуса. Современный гуманизм отличается от классического, прежде всего своей социальной направленностью применительно к условиям и технологическому уровню информационной цивилизации. Его содержание неразрывно связано с решением основных проблем человека, реализацией его физических и духовных возможностей».

                            В современном мире можно выделить ряд набирающих силу процессов, которые в определяющей степени способствуют преодолению глобальных кризисных ситуаций.

                            Это, во-первых, информационная (компьютерная) революция как технико-технологическая основа возможного объединения человечест-ва.

                            Во-вторых, утверждение в качестве доминирующего типа хо-зяйственных отношений рыночной и, как правило, социально

ориентированной экономики.

                            В-третьих, становление принципа ненасилия и демократиче-ского согласия во внешней и внутренней политике.

                            В-четвертых, экуменические (объединительные) процессы ду-ховной жизни, как в религиозном, так и в светском варианте.

                            К этому можно добавить возрастающую роль в решении гло-бальных проблем научно-технического прогресса. Развитие науки и техни-ки в интересах человека определяет гуманистический вектор устремлений, направленных на преодоление осложнений общепланетарного характера, угрожающих нашей цивилизации. Единство научного, социального и гу-манистического подходов к глобальным проблемам служит методологиче-ским ориентиром их успешного решения.

                            ХХ век завершился беспрецедентной по масштабам встречей лидеров (президентов, премьер-министров, королей, шейхов, эмиров, сул-танов и т.д.) более 150 государств мира. Проходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получи-ла название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важные проблемы, имеющие значение для всего человечества, которое вступило в принципиально новую эру глобализации. Главной за-дачей «Саммита тысячелетия» было продемонстрировать, что мировое со-общество осознает остроту тех глобальных проблем, с которыми оно стал-кивается на рубеже второго и третьего тысячелетий, и готово серьезно реа-гировать на эти проблемы, искать их эффективные решения.

                            Мировой форум завершился принятием «Декларации тысяче-летия», в которой лидеры стран нашей планеты заявили о своей решимо-сти сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена все-мерная поддержка развития демократии и прав человека во всех странах без исключения. Подчеркнув огромную роль Организации Объединенных Наций в решении этих задач, мировые лидеры, вместе с тем, высказались за необходимость ее реформирования с тем, чтобы повысить эффектив-ность этой международной организации, обеспечить новый мощный им-пульс в ее деятельности (имеется в виду возможное расширение Совета Безопасности, пересмотр механизмов осуществления миротворческих опе-раций в «горячих точках» планеты и т.д.). В результате ООН будет способ-на ответить на вызовы XXI века.

 

 

3.                        Феноменология Э. Гуссерля.

Феноменология

 

Обращение к логике, использование её возможностей сыграло важ-ную роль в создании еще одного из основных философских направлений ХХ века, получившего название феноменология. Дословно этот термин оз-начает “учение о феноменах” или “учение о явлениях, данных нам в опы-те”. Однако создатель рассматриваемого философского направления не-мецкий мыслитель Эдмунд Гуссерль (1859-1938) понимал под феноменами некие абсолютные сущности сознания, или смыслы предметов, возникаю-щие в сознании. В его взглядах воплотилась своеобразная попытка приме-рить логику с иррационализмом1, наполнить логические формы иррацио-нальным содержанием.

Гуссерль выступал за то, чтобы положения философии обладали та-кой же абсолютной истинностью как законы логики и положения матема-тики, чтобы философия превратилась в строгую науку. Он так и назвал одно из своих ключевых сочинений “Философия как строгая наука” (1911). В нем он писал: “С самого начала своего возникновения философия выступает с притязанием быть строгой наукой и притом такой, которая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потребностям, и в этиче-ски-религиозном отношении делала бы возможной жизнь, управляемую чистыми нормами разума. Это притязание выступало то с большей, то с меньшей энергией, но никогда не исчезало. Не исчезало даже и в такие времена, когда интересы и способности к чистой теории грозили исчез-нуть, или когда религиозная сила стесняла свободу научного исследования.

Притязанию быть строгой наукой философия не могла удовлетво-рить ни в одну эпоху своего развития. Так обстоит дело и с последней эпо-хой., которая, сохраняя при всем многообразии и противоположности фи-лософских направлений, единый в существенных чертах ход развития, продолжается от Возрождения до настоящего времени”1.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения