Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Билет 21.
1. Сознание, мышление и язык. Роль языка в формировании мышления
Для появления сознания должны были сформироваться биологиче-ские предпосылки и к ним относят: 1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением и 3) стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необ-ходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания.
Этот качественный скачок наука связывает с историей становления человеческого общества. Отечественные ученые, осмысливая процесс ан-тропосоциогенеза и опираясь на данные археологии, создали теорию двух скачков, соответствующих началу и концу антропосоциогенеза.
Первый скачок связан с началом изготовления орудий труда, что явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начи-нает свою историю процесс формирования человека как особого биосоци-ального вида и зарождения общественных отношений. Биологическая эво-люция, требующая приспособления вида к изменяющейся внешней среде, сменяется приспособлением внешнего природного мира к изменяющимся потребностям человека посредством трудовой деятельности. Непосредст-венными предшественниками питекантропов были хабилисы (Homo habi-lis – человек умелый), которые изготовляли орудия труда, но по морфофи-зиологической организации оставались животными.
Второй скачок завершился сменой неоантропа Homo sapiens (чело-век разумный) человеком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей.
В свете последних данных в области археологии между производст-венной деятельностью, с одной стороны, и возникновением мышления и языка, с другой, существует разрыв примерно 1-1,5 млн. лет. Но производ-ственная деятельность в собственном, человеческом смысле слова может быть только сознательной и волевой, ибо создание орудий труда и с их по-мощью преобразование действительности в соответствии с изменяющими-ся потребностями требует предварительного создания проекта и плана дея-тельности.
В связи с переходом человека к производству орудий труда можно говорить о трех взаимосвязанных следствиях этого процесса.
Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности чело-века с неизбежностью обуславливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологи-ческих качеств. Человек переходит к систематическому прямохождению, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообра-щения и т.д. Эти изменения физиологических функций организма создают биологически благоприятные условия для активизации деятельности мозга и его развития. Мозг первобытного человека уже существенно превышает по объему и весу мозг человекообразной обезьяны и отличается гораздо большей сложностью своего строения.
Во-вторых, сам процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из поколения в поколение повторяемые производственные операции с по-мощью орудий труда накапливают опыт человека. Логика все усложняю-щихся практических действий постепенно закрепляется в логике мышле-ния, тренируя и развивая мозг, расширяя информационные возможности.
В-третьих, совершенствующийся производственный процесс одно-временно усложняет и всю гамму жизненных проявлений индивидов. Ста-новятся более многогранными и сложными их отношения между собой. Расширяется и усложняется их общение, в котором появляются новые, со-циальные мотивы: общение по поводу орудий и результатов труда, отно-шения субординации и координации и т.д., расширяется диапазон соци-альных ролей и их регуляция.
Все это вызвало к жизни и новое средство общения, средство пере-дачи усложняющейся информации. В дополнение к первой сигнальной системе, присущей животным, появляется специфически человеческая сис-тема связи – вторая сигнальная система – речь, язык. Вне языка сознание утрачивает свою действительность, факт своего специфического существо-вания.
Сознание человека органически связано с языком как способом сво-его существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в до-полнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи, обще-ния, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способ-ностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чте-ния, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе со-циализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выра-жает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности раз-вивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующий-ся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.
Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая обо-лочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тор-мозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенст-вуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пре-небрежительно относясь к оперированию языковыми символами, исполь-зуя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограни-чиваем его наличным интеллектом.
Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологиче-ские процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппа-рата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действи-тельности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципи-ально отличается от более ранних форм отражения, включая и сложные психологические формы. Именно язык как способ существования созна-ния, как «непосредственная действительность мысли» характеризует осо-бое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.
Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функциониру-ет не только с помощью устной или письменной речи, т.е. естественного языка. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в раз-личных искусственных и символических языках (музыкальном, математи-ческом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).
можно выделить ряд основных функций языка.
1. Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. Только при наличии этой связи оно может служить средством координации действий в процессе познания и практики. Именно при по-мощи слов идеальные образы дифференцируются, формируются понятия. Появляется возможность отвлечения от конкретных вещей, их свойств и отношений посредством оперирования понятиями, словами. Слово, по су-ти, «замещает» предмет в сознании.
2. Куммулятивная. Язык дает возможность «сокращенного», «уп-лотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хра-нения, передачи и практического использования заключенной в ней ин-формации. В слове в сжатом виде отражается существенное в явлении. В этой своей обобщающей функции язык выступает как аккумулятор знаний и закрепляет (материализует) социальную память человечества.
3. Коммуникативная. В этой функции язык выступает как средство общения людей. Информация может использоваться обществом только в форме языка (естественного или искусственного). Коммуникативная функ-ция языка в истории общества дважды качественно изменилась, и в каж-дом случае это вело к более эффективному закреплению социального опы-та, активизации деятельности и материальной и духовной культуре. Пер-вым таким качественным скачком явилось изобретение письменности. Второй происходит на наших глазах на базе бурного развития вычисли-тельной техники, информатики, кибернетики.
4. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отно-шение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.
5. Интерактивная.. Эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.
Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. Знаками второй сигнальной системы могут пользоваться и животные, но звуки и жесты, обозначающие различные яв-ления и состояния и используемые животными для передачи информации своим сородичам, не образуют языка в собственном смысле этого слова. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им соз-данные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как опре-деленные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бы-тия идеального.
Развитие мозга в процессе эволюции человека создало возможности более сложного регулирования всей его жизнедеятельности, включая и об-щение посредством речи. Способность к усвоению языка и овладению вербальной речью (от латинского verвalis - словесный) коренным образом отличает человека от животных. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая и обеспечила функцию речи. «В раз-вивающемся животном мире, – писал знаменитый русский физиолог И.П.Павлов (1849-1936) – на фазе человека произошла чрезвычайная при-бавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действитель-ность сигнализируется почти исключительно только раздражителями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в спе-циальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде… Это первая сигнальная система действи-тельности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специ-ально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом пер-вых сигналов».
Язык – это специфически человеческий способ бытия сознания, Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для дру-гих людей. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. «Язык так же древен, как и сознание…, – отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, – … и , подобно сознанию, язык возникает лишь из потребно-сти, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».
Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обуслов-лен. Он является важнейшим средством развития человеческой культуры. Сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социаль-ной информации, обмена мыслями называют речью. Если язык – общест-венное явление, то речь у каждого человека своя. Индивидуальные осо-бенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается данный человек, сущест-венно влияет на развитие его речи. Различные изменения в обществе (сме-на социально-политического строя, научно-технический прогресс и т.д.) накладывают отпечаток на язык и, следовательно, на речь.
Древние прямоходящие предки человека уже пользовались невер-бальной речью (без слов), объясняясь мимикой, жестами, отдельными гор-танными звуками. Язык и вербальная речь сформировались на основе не-вербальной речи, но не отменили ее. Невербальная речь продолжает суще-ствовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Особенно помогают невер-бальные методы общения в тех случаях, когда людям мешает «языковый барьер».
Язык как средство общения играет неоценимую роль в общественно-трудовой деятельности людей. А возникновение этой деятельности, со-гласно социально-практической (трудовой) теории антропогенеза, стало решающим фактором в процессе формирования Homo sapiens (человека разумного). Именно трудовая деятельность способствовала изменению его природной, биологической организации, именно она повлекла за собой возникновение и новых, социальных качеств человека. Подчеркивая необ-ходимость общения в процессе труда, которая вызвала появление языка и органов речи, Ф.Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».
язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее однако, и противоречий между ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления.