Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды, и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Преподавал. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг.) пытался решать философские проблемы о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия могла быть разработана и обоснована как умозрительная наука.(без обращения к опытным данным).

Оглавление

1. Философское учение И. Канта.……………………………………….……3
2. Система и метод Гегеля …………….…...……………….…………….…..8
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха ……………………..…23
4. Историческое значение немецкой классической философии ……….....29
Задача 1 ………………………………………………………………………32
Задача 2 ……………………………………………………………………....34
Литература ……………………………………………………………….…..40

Файлы: 1 файл

готовая философия.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

2.2. Антропологический  принцип Фейербаха в теории  познания выражается в том,  что он по-новому интерпретирует  само понятие ”объект”. По Фейербаху,  понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект  для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве  любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Атеизм  Фейербаха.

Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.

Фейербах  видел центральную тенденцию, в  борьбе разума с верой, науки с  религией, философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана  вся философия нового времени  — Бэкона и Гоббса, Гассенди и  Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этих мыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью от дуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так, как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он уже внутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление.

Следует подчеркнуть, что для Фейербаха  атеизм не сводился к простому отрицанию  бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Таким  образом, Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. Атеизм Фейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность его религиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть не только реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербах понимал, что немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существования повреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы «желудка». Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как к материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха?

Историко-философские  взгляды Фейербаха возникли и  сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко-философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.

Выводы.

Изучение  историко-философских сочинений  Фейербаха показывает, что его  путь к материализму и атеизму  не был, как выражался он, «случайным» и «произвольным», но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной эволюции, а от последнего из них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства», по словам самого Фейербаха, уже был нетруден. 

4.Историческое  значение немецкой  классической философии

     Немецкая  классическая философия – уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что  за чуть более чем 100 лет ей удалось:

     - глубоко исследовать проблемы, веками  мучающие человечество, и прийти  к таким выводам, которые определили  все будущее развитие философии;

     - совместить в себе множество  известных в тот период философских  направлений – от субъективного  идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

     - открыть ряд имен выдающихся  философов, которые вошли в  «золотой фонд» мировой философии  (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг,  Г. Гегель, Л. Фейербах.).

     Индивидуальными особенностями немецкой классической философии являются:

     - доминирование идеализма;

     - главный метод философского творчества  – диалектика.

     Также, немецкую классическую философию называют философией для философов (т.е. для  самокритики) и философией “профессорской”, т.е. не предназначенной для широких  масс.

     Актуальность  немецкой классической философии в  том, что она легла в основу популярных современных философских  направлений – прагматизма и  экзистенциализма.

     1. Mесто и роль немецкой классической философии в истории философии

     С конца XVIII столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука этого времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость.

     Задача  философски обобщить состояние и  уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания легла на плечи немецких философов.

     Немецкая  философия конца XVIII – середины XIX столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли.

     Немецкая  классическая философия поменяла стиль  мышления в европейской культуре. Новизна утвержденного ею стиля  заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.

     Благодаря естественно – научной революции  XVII в., а также открытиям естествознания XVIII в. в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания, в качестве которого выступили точные науки – математика, механика. Все остальное «ненаучное», т.е. не подвергшееся математической обработке знание, объявлялось второстепенным.

     Классики  немецкой классической философии показали, что наука – одна из возможных  форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже заключают в себе неисчерпаемые  богатства, они ценны и незаменимы.

     Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и многогранны.

     Также немецкая классическая философия доказала, что нет варварских или цивилизованных народов, а у каждого народа есть свой «дух», который неповторим и  имеет индивидуальное предназначение.

     Таким образом, немецкой классической философией была снята однозначность дихотомий  «научно – ненаучно», «истинно –  ложно», «цивилизованно – варварски» и пр. Картина мира стала несравненно  более сложной и объемной.

     Формирование  таких тезисов стимулировало появление в XIX в. новых отраслей знания. Немецкая классическая философия дала толчок росту наук о культуре, гуманитарном знании.

     Философскими  открытиями немецкой классической философии  являются идеи опознавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания.

     Разработка  философских понятий и категорий  была проведена на очень высоком  уровне. Немецкая классическая философия  до сих пор является образцовой.

     Значение  немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

     2. В каком смысле ее называют классической?

     Немецкая  философия конца 18 - середины 19 столетия, во-первых, является вершиной мировой  философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля, средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем. Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и собственно европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, что и как были начаты еще в условиях культуры античности.

     Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением  развития европейской философской  мысли. Это вовсе не значит, что  развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Вовсе и вовсе нет! Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры. Но все же, следует признать, что после немецкой классической философии европейская философия, философия европейских народов выходит за рамки собственно европейских народов и начинает развиваться в мировом масштабе, это, во-первых, а во-вторых - внутри самой европейской культуры начинает развиваться кроме традиционно античных, также на основах некогда чуждым и, в последнее время, враждебных духу и основам античной философии.

     Задача 1. В Новое время в философии сложились два понимания познания: Эмпиризм и рационализм. Какой точки зрения на познание придерживается Кант?

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление  в  теории  познания, которое  все  знания  выводит  из  чувственно  опыта  (эмпирии).   Признавая чувственный опыт  единственным  источником  познания  и  критерием  истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность  сводит  к  разного  рода комбинациям того материала,  который  поставляется  опытом,  и  толкует  эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.

Рационализм  (от  лат.  rationalis  –  разумный,  ratio  –   разум) - совокупность философских направлений, признающих разум  основой  познания  и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический  порядок вещей –  это  неотъемлемая,  необходимая  характеристика  всего  мироздания. Согласно  рационалистическим   учениям   всеобщность   и   необходимость   – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта  и его обобщений; они могут быть почерпнуты  только  из  самого  ума,  либо  из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий,  существующих  только  в виде задатков, предрасположений ума.

То, что Иммануил Кант не был приверженцем идеи эмпиризма это однозначно. Но утверждать, что Кант был истинным рационалистом, по моему мнению, тоже нельзя. Бесспорно, рационализм лег, если не в основу, то в его часть, учения и теорий И.Канта, так как идеи априорных знаний основываются именно на разуме. Рассмотрим вопрос о том, как совершался революционный слом стиля мышления в естествознании на примере «коперниканского» переворота. Здесь нужно подчеркнуть, что гипотеза Коперника является априорным предположением, которое было выдвинуто раньше, чем эмпирически подтверждено. Однако невозможно было прийти к такому результату только при помощи формальной логики, присущей рационализму. Учение о познавательных способностях Кант основывает на схеме поступательного получения знания: чувства - рассудок - разум. Новизна кантовского учения о познавательных способностях заключалась в том, что он ввел рассудок - третий источник познания - наряду с чувственностью и разумом. Чувственность есть способность к ощущениям, реализация которой дает богатый материал наглядных представлений. Но сами по себе эти представления не являются знанием, поскольку они разрозненны, не оформлены и не всеобщи. Рассудок вносит единство в это многообразие, по определенным правилам он синтезирует представления и как бы раскладывает их по соответствующим отсекам на основе имеющихся категорий. Такое упорядочивание и синтез связаны, в частности, с использованием априорных форм чувственности, которыми являются пространство и время. Пространство - априорная форма внешнего созерцания, а время - априорная форма внутреннего созерцания. Именно они обеспечивают рассудочному синтезу всеобщность и необходимость суждений. По Канту, любое знание представляет собой совокупность суждений, а априорные синтетические суждения являются его самой существенной частью. Большую роль Иммануил Кант отводит метафизике как возможности наук, которая не состоит в рамках логического рационализма. Но, тем не менее, по Канту именно разум является точкой отправления в познании мира.   

Информация о работе Немецкая классическая философия