Немецкая философия. Хайдеггер

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:59, реферат

Краткое описание

Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 – 26 мая 1976), немецкий
мыслитель, оказавший громадное влияние на философию XX в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму.

Файлы: 1 файл

хайдеггер.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Таким образом, Ничто – это не предмет, ни вообще что-либо сущее. Оно не

встречается ни само по себе, ни побок от сущего, не составляет антонима к

сущему, а исходно принадлежит к самой его основе. Ничто есть условие

возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия.

Без исходной открытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы. Перед лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается пустым – или, что тоже самое освобожденным; и потому делается очевидной свобода человека. Человек обнаруживает способность дистанцироваться от любого сущего, принимать или не принимать его. Поэтому он оказывается трансцендентным в отношении любого сущего; это изначальное, еще не наполненное конкретикой отношение ко всему сущему, и есть свобода. Не будь Ничто важнейшей онтологической характеристикой, не будь человек выдвинутым в Ничто – не было бы свободы и всех ее проявлений: творчества, искусства, преобразования и так далее, то есть всего, что делало человеческий мир миром культуры. Собственно нельзя было бы говорить о человеческом мире вообще.

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно Хайдеггеру, философия (метафизика) – это не наука или мировоззренческая проповедь, на самом деле, это ностальгия, это тяга повсюду быть дома, а значит иметь отношение к миру в целом, к бытию. Цель, провозглашенная в его главной работе «Бытие и время», – «онтология, адекватно определяющая смысл бытия»,  конкретная разработка  проблемы смысла бытия. Вопрос о смысле бытия является основным для всего творчества М. Хайдеггера. Между бытием и сущим он проводит онтологическое различие. Хайдеггер считает, что данные каких бы то ни было конкретных наук ничего не говорят нам о бытии. Науки имеют дело с сущим, с теми или иными предметными областями, которые описываются в родо-видовых определениях. К бытию необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно  раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает. Таково бытие человека (Dasein). Однако это не значит, что люди занимаются исключительно онтологическими размышлениями. Напротив, это делают крайне немногие. Но в той или иной форме данный вопрос всегда стоит перед людьми, и «каждый из нас поражался хотя бы однажды, возможно чаще, чем однажды, скрытой власти этого вопроса, даже не осознавая при этом, что с ним происходит»[3]. Хайдеггер ставит проблему подлинного и неподлинного бытия. Он пытается выявить те основополагающие установки европейского мышления, которые создали неподлинный мир, интегрировавший современного человека. Принцип философии Хайдеггера состоит в том, чтобы понять явное через неявное, то, что сказано, через то, что не может быть сказано, понять слово через молчание, сущее – через несущее, бытие – через Ничто. Непосредственное соприкосновение с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в состоянии ужаса. Хайдеггер отличает онтологический ужас (Angst) от онтического страха (Furcht). В ужасе человека пугает Ничто, а не конкретные предметы и люди, весь мир теряет смысл. Человек обнаруживает себя в полном одиночестве. Перед лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается пустым – или, что тоже самое освобожденным; и потому делается очевидной свобода человека. Именно тогда исчезает власть публичности и анонимности, человеческое бытие (Dasein) пробуждается к подлинному существованию, к ответственности за собственные деяния. Это поворот к самому себе. Человеческое бытие открывается в своей уникальности и незавершенности как свободно проектирующее себя.

    

 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Вальтер  Бимель. Мартин Хайдеггер. Урал LTD 1998.

2.      Хайдеггер  М. Бытие и Время. Москва, 1997.

3.      Хайдеггер  М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика.

1993.

4.      Арендт  Х. Хайдеггеру – восемьдесят лет. // Вопросы философии. 1998. №1.

5.      «Бытие  и время» Мартина Хайдеггера  в философии ХХ века // Вопросы

философии. 1998. №1.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Учение о бытии Мартина Хайдеггера»

 

 

 

 

 

Подготовила

студентка 220э группы

факультета ТБКиСИ

Ермаченко Маргарита

Проверил

 Белокурский Валерий  Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение
  2.   Проблема смысла бытия. Аналитика dasein.
  3.    Подлинный и неподлинный способы человеческого существования
  4.    Онтология Ничто
  5.    Заключение
  6.    Список литературы

Информация о работе Немецкая философия. Хайдеггер