Наука как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной философии науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:01, реферат

Краткое описание

Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки. Учет этой проблематики позволяет уточнить понимание ее предмета. Предмет философии науки -- общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассмотренных в социокультурном контексте.

Файлы: 1 файл

Наука как предмет философского осмысления.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

 

В опыте выделяются два  уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные  данные (материя) осознаются нами в  формах пространства и времени, и  тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это  чувственный синтез.

 

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

 

Основой всякого синтеза  является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

 

Кант выделяет следующие  категории рассудка:

Категории количества

Единство

Множество

Цельность

Категории качества

Реальность

Отрицание

Ограничение

Категории отношения 

Субстанция и принадлежность

Причина и следствие

Взаимодействие

Категории модальности 

Возможность и невозможность

Существование и несуществование

Необходимость и случайность

 

Знание даётся путём синтеза  категорий и наблюдений. Кант впервые  показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка.

 

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задается вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту -- низшая ступень разума, применение которой  ограничивается сферой опыта). Здесь  возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что  разум не может иметь конститутивного  значения, то есть основывать на самом  себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково  обосновано), но только регулятивное значение — давать систему принципов, которым  должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

 

 Могила И.Канта у  Кафедрального собора Кёнигсберга,  архитектор Фридрих Ларс

[править]

Этика

[править]

Об абсолютной морали и  доброй воле

 

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (другой перевод: «Основы метафизики нравственности»), 1785 год, Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю.

 

Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для  того, чтобы породить эту волю, нужен  разум.

[править]

Категорический императив

 

Нравственный закон —  принуждение, необходимость действовать  вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму  принудительного веления — императива.

 

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

 

Категорический императив  предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно  к какой-либо иной цели (например, требование честности):

"поступай только согласно  такой максиме, руководствуясь  которой ты в то же время  можешь пожелать, чтобы она стала  всеобщим законом";

"поступай так, чтобы  ты всегда относился к человечеству  и в своем лице, и в лице  всякого другого также, как  к цели, и никогда не относился  бы к нему только как к  средству";

"принцип воли каждого  человека как воли, всеми своими  максимами устанавливающей всеобщие  законы": следует "совершать  все, исходя из максимы своей  воли как такой, которая могла  бы также иметь предметом самое  себя как волю, устанавливающую  всеобщие законы".

 

Это три разных способа  представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

 

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному  закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

 

Этическое учение Канта развито  в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум  — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные  мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы -- об этом уже говорилось -- могут быть двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны (целесообразны). Существуют следующие (несколько упрощённые по сравнению с кантовскими) формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы  максима (принцип) твоего поведения  могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы  поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и  в лице всякого другого) всегда как  к цели и никогда — только как  к средству».

 

В этическом учении человек  рассматривается с двух точек  зрения:

человек как явление;

человек как вещь в себе.

 

Поведение первого детерминировано  исключительно внешними факторами  и подчиняется гипотетическому  императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может  определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают  две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить  друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

[править]

Долг

 

Человек, стремящийся к  добродетели, обладает волей, побуждающей  его к совершению добрых дел. Это  чистая, добрая воля. Она разумна, так  как имеет в себе способность  действовать согласно представлению  о том, как должно (следует) поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение  к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

 

Мнимая мораль — та, которая  основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

 

Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто  не только какие-нибудь частные и  случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет  моральному долгу или требованиям  совести"[7].

[править]

Нравственное учение и  проблема религии

 

Свои ранние взгляды по данному вопросу Кант изложил  в работе докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763 год). Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным.

 

В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою  царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка  в земной и чувственной жизни  есть высшее благо.

[править]

Эстетика

 

В эстетике Кант различает  два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это  то, что нравится в идее, безотносительно  к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное  — это совершенство, связанное  с безграничностью в силе (динамически  возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

[править]

О человеке

 

Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология  с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит  из трёх разделов в соответствии с  тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

 

Человек — это «самый главный предмет в мире», так  как у него есть самосознание.

 

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как  часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. Относись к человеку как к цели, а не как к средству. 

 

 

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке  сознания может протекать процесс  рождения творческих идей, о которых  человек может знать только на уровне ощущений.

 

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается  нравственная и культурная норма.

 

Анализу Канта подверглись  такие способности человека, как  талант и гений. "Талант к изобретению  и открытию - это высший уровень  дарования. Таков гений."[7]

[править]

Идея права и государства

 

По мнению В. Ф. Асмуса, социально-политическое учение Канта было противоречивым[8].

 

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение  личной свободы и равенство перед  законом. Юридические законы Кант выводил  из нравственных.

 

В учении о государстве  Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета, однако, у Канта -- не народ, а монарх, которого осуждать нельзя, так как  он «не может поступать не по праву»[9]).

 

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное  высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о  чем угодно, но повинуйтесь».

 

Государство (в широком  смысле) — объединение множества  людей, подчинённых правовым законам.

 

Все государства имеют  три власти:

законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;

исполнительная (действует  согласно закону) — принадлежит  правителю;

судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.

 

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит  от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая  уполномоченными депутатами, избранными народом.

 

В учении об отношениях между  государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных  отношениях права сильного. Поэтому  Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

[править]

О конце сущего

 

В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 года) Кант опубликовал статью «Конец всего сущего». Идея конца  всего сущего представляется в этой статье как размышление об участи всего человечества. В статье говорится  о конечной цели человеческого бытия.

 

Три варианта конца:

естественный — "соответствующий  моральным целям божественной мудрости"[7];

сверхъестественный —  по непонятным для людей причинам;

противоестественный — который "мы вызовем сами вследствие неправильного  понимания конечной цели".

Гегель.

Гегель Георг Вильгельм  Фридрих (1770 – 1831).

Его отец входил в состав высшего чиновничества, Гегель защитил  две диссертации, но - плохой лектор.

 

Фейербах: «Гегель есть Фихте, опосредованный Шеллингом». Гегель –  вершина нем. классич. ф-фии. Создатель универсальной системы диалектического идеализма, впервые сформулировал 3 закона диалектики. Натурфилософ, объективный идеалист, диалектик идеалистический.

 

Подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый  смелый за всю историю философии  принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.

Информация о работе Наука как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной философии науки