Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:01, реферат
Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки. Учет этой проблематики позволяет уточнить понимание ее предмета. Предмет философии науки -- общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассмотренных в социокультурном контексте.
Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
В особенности же Гегель
стремился исследовать и
Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода количественных
отношений в качественные (при
изменении количественных
2. Закон направления развития
(отрицание отрицания). Голое отрицание
- нечто идущее после данного
объекта, полностью его
3. Закон единства и
борьбы противоположностей. Противоречие
между формой и содержанием,
возможностью и реальностью.
Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
Гегель деперсонифицировал мышление , сознание, творчество, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Мышление людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность – узнать и познать уже содеянное. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).
Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система состоит из трех частей:
1. Логика. Занимает центральное
место и по своему содержанию,
т.к. в ней субъектом и
Логика, которая учит человек мыслить, - лишь «субъективная» логика (учение о понятии). Ей(и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это не логика человеческой мысли, а логика не зависящей от человека действительности, логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи.
Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то а.и. находится в состоянии непрерывного развития.
Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).
2. Философия природы. Смысл и значениеприродного мира в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Природу рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.
3. Философия духа. 3 раздела:
субъективный дух, объективный
дух, абсолютный дух. На
Учение о субъективном духе изображает становление индивидуального знания, его телесных, душевных и интеллектуальных органов.
В учении об объективном
духе рассматривает социально-
В учении об абсолютном духе рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии. Философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия – в форме представления, и лишь в философии а.и. обретает абсолютную форму – понятие.
Философия истории
История – сфера закономерности.
Законы здесь реализуются посредством
сознательной деятельности людей. Тем
не менее возможность периодизации
истории по отдельным эпохам показывает,
что в истории властвует
История является «развитием духа во времени», имеется в виду «мировой дух». История имеет свою цель – развитие свободы, свободы гражданина в «»гражданском» обществе. «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». Поскольку реализация свободы заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы». Древние восточные народы знали, чтосвободным является лишь один-единственный человек, греки и римляне полагали, что – определенная группа людей, и лишь современные «германские» народы полностью осознали, что все люди свободны.
Когда «дух эпохи» поймет сам
себя, то форма исторически завершится.
Понимание значит преодоление до
сих пор существующей формы духа
и тем самым исходной точки
нового «духа эпоха». «ДЭ» - «единая
определенная сущность, единый определенный
характер, который проникает через
все стороны жизни». Развитие мирового
духа может обойтись без практического
участия людей. Чел активность –
единственное адекватное средство, посредством
которого история реализует свою
внутреннюю наиболее желаемую цель. Исторический
прогресс невозможнее без упорного
труда и борьбы. Однако сам дух
не может ни работать, ни воевать
и поэтому позволяет
Объективацией свободы в истории является государство. Оно – «предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность…». Тем самым образуется единство истории и государства. Народы, которые не образовали гос-ва, не принадлежать истории.
Свобода реализуется постепенно, в следовании исторических эпох, каждую из которых представляет «народных дух», т.е. народ, который в данную эпоху стал по причине своего характера наиважнейшим в истор смысле.
1.Ниже всех – Древний Китай, Индия и Персия. Эти общества не способны прийти к полному осознанию самих себя, своей свободы. Индии вид является безвольным органом гос власти, там нет места для развития его индивидуальности.
2.Греческий мир. Античный
полис – единство индивида
и общины. Здесь уже не существует
слепой подчиненности индивида
общности. Индивид внутренне
3.Германский мир,
Общий вывод философии состоит в признании разумности мира. Однако разумен, истинен не результат развития сам по себе, а само развитие, включающее в себя и своей результат.
Г. фил. проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абс. дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.
Основные сочинения
Герб России
Российский двуглавый орел - не только государственный герб, но и символ общенационального «раздвоения личности»
Россия постоянно колеблется
между демократией и