Национальные культуры народов России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:48, доклад

Краткое описание

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.

Файлы: 1 файл

doklblohinoi.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса, межнациональный мир и согласие.

При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества.  Нет, каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно,   - главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране.

И мы обязаны  сделать все от нас зависящее, чтобы национальные культуры народов России не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались, по образному выражению М.М. Бахтина, «на основе диалога культурных атомов». Только тогда Россия сохранит в общем потоке глобального цивилизационного процесса свою  культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность и сможет решать масштабные национальные задачи.

 

    1. Социокультурная ситуация в российском обществе и проблемы   развития национальных культур народов России

 

Можно уверенно утверждать,   что национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваются, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны,  свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие  общероссийской и мировой культуры.

 

В то же время они не могли не испытывать влияния той многосложной и противоречивой социокультурной ситуации, которая сложилась в стране в постсоветский период.

 

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

 

Наблюдается активизация  национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

 

Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных  знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия  досуга.

 

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.

 

Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

 

 Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

 

 Происходит значительная  переориентация общественного сознания  с духовных, гуманистических ценностей  на ценности материального благополучия, гедонизма. Теряются такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты и противоречивы.

 

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

 

 По существу культура  начинает утрачивать функции  социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии (Диркгеймом) характеризуется понятием «аномии», т.е. безнормности, дисфункциональности.

 

Но особое влияние на состояние национальных культур, наряду с этими проблемами, оказывают следующие тревожные тенденции. Остановлюсь на них в общем виде, с учетом того, что более подробно о проблемах национальных культур будут говорить другие выступающие.

 

Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

 

 Одним из источников социально-культурных  проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность территорий и поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности.

 

Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры и национальных культур, возрастает опасность их вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий и поселений. Коммерциализация культурной жизни ведет к унификации обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

 

 Надо прямо сказать, что все это следствие той недооценки культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного и материального развития народов России, которое имеет место на уровне государственной политики.

 

 Основной акцент  в государственной культурной  политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Однако это, к сожалению, не уравновешивается должными усилиями, направленными на недопущение деградации духовной жизни и культурной среды, на поддержку развития национальных культур.

 

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных  программ, разрабатываемых Министерством  культуры РФ. Среди них можно выделить такие программы как: «Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества»,  «Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности» и некоторые другие.

 

Однако в силу ряда причин, и, прежде всего, экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Сами  программы проработаны недостаточно, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры,  слабо  учитывают специфику конкретных регионов и конечно не решают в полной мере острейшую проблему финансирования национальных культур.

 

Еще более усугубляет финансовое положение национальных культур перевод обязанностей по их развитию  на уровень субъектов Федерации, который закреплен Федеральным законом  №184 – ФЗ от 6.10.1999г. (ред. 27.05.2005г.).

 

Это, конечно же, негативно  сказывается на развитии национальных культур, в силу ограниченных бюджетных  возможностей национально-государственных субъектов,  многие из которых являются дотационными.

Чтобы показать, к чему ведет такая политика,  приведу  только один пример.  В Кабардино-Балкарии, по словам заместителя Председателя Парламента этой республики Людмилы  Федченко, наблюдается свертывание  программ, направленных на развитие национальных языков, литературы и культуры этнических народов.  Издание художественных произведений на этих языках становится проблематичным, телевизионные передачи на языках коренного населения сведены к минимуму. Так продолжительность вещания программ культурно-просветительного, научно-познавательного, публицистического характера на кабардинском и балкарском языках,  сократилась на местном телевидении по сравнению с 2003 г. - в 2,4 раза.

 

Неуклонно деградирует  инфраструктура культурной жизни, основу которой составляют клубы, библиотеки и музеи. Особенно в сельской местности, где осталось около 50 тысяч сельских и поселковых клубов и все они нуждаются в финансовой поддержке, потому что уровень их финансирования не дотягивает и до 50 процентов от потребности. Резко сокращается объем пополнения библиотечных книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами). В реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов.

Финансовые трудности  испытывают сегодня и профессиональные коллективы народного искусства. Именно они являются  «визитной карточкой» многообразия национальных  культур народов России. Здесь идет воспитание молодых талантов, сохраняются лучшие традиции народного хореографического и музыкального творчества.

Болезненной является проблема кадрового обеспечения клубов и коллективов народного творчества.  Более 40 процентов работающих здесь специалистов не имеют специального образования, а свыше 70 процентов – ни разу за последние десять лет не повышали свою квалификацию. Да и заработная плата у этой категории специалистов  – самая низкая в сфере культуры.

Особой и  весьма острой становится проблема сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел. В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ от 6.01.1999г. «О народных художественных промыслах» их сохранение и развитие является важной государственной задачей. Тем более что места их бытования в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ от 25.06 2002 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», являются выявленными памятниками истории и культуры. Тем не менее, плохое исполнение этих законов  ведет к ситуации, когда традиционные народные художественные промыслы могут просто исчезнуть.

 

Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности  ресурсов,  блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России.

 

 

    1. Пути решения проблем развития национальных культур

 

Очевидно, что  задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

 

Президент России Д.А. Медведев совершенно справедливо подчеркивает в своем Послании Федеральному Собранию РФ: «…фактор, способный серьёзно упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе, единства российской нации – как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны».

 

Очевидно также, что точечные меры не способны решить наиболее острые проблемы. Необходимо выработать  долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.

 При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров,  народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры,  сохранение  и развитие традиционных и новых народных  художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и.т.п.

Назрел вопрос и  о  формировании принципиально новых  подходов  к решению проблем  развития российской культуры, в том  числе и народных художественных промыслов. К числу таких подходов можно отнести создание федеральных  и региональных  Центров народных художественных промыслов, как в местах  их традиционного бытования, так и в  местах, благоприятных с точки зрения формирования и развития новой художественной традиции.

 

Таким Центрам целесообразно  придать  многофункциональный характер. Прежде всего, они должны стать культурным базисом, на основе которого можно было бы обеспечить развитие как материальной, так и нематериальной народной культуры. При этом наличие Центров позволило бы упорядочить проблему финансирования  культуры,  как со стороны государства, так и путем привлечения частных инвесторов.

Информация о работе Национальные культуры народов России: проблемы и перспективы