Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:48, доклад
Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса, межнациональный мир и согласие.
При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества. Нет, каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно, - главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране.
И мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы национальные культуры народов России не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались, по образному выражению М.М. Бахтина, «на основе диалога культурных атомов». Только тогда Россия сохранит в общем потоке глобального цивилизационного процесса свою культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность и сможет решать масштабные национальные задачи.
Можно уверенно утверждать, что национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваются, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры.
В то же время они не могли не испытывать влияния той многосложной и противоречивой социокультурной ситуации, которая сложилась в стране в постсоветский период.
По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.
Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.
Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия досуга.
В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.
Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.
Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
Происходит значительная
переориентация общественного
Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.
По существу культура
начинает утрачивать функции
социальной регуляции, обществе
Но особое влияние на состояние национальных культур, наряду с этими проблемами, оказывают следующие тревожные тенденции. Остановлюсь на них в общем виде, с учетом того, что более подробно о проблемах национальных культур будут говорить другие выступающие.
Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.
Одним из источников социально-культурных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность территорий и поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности.
Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры и национальных культур, возрастает опасность их вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий и поселений. Коммерциализация культурной жизни ведет к унификации обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
Надо прямо сказать, что все это следствие той недооценки культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного и материального развития народов России, которое имеет место на уровне государственной политики.
Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Однако это, к сожалению, не уравновешивается должными усилиями, направленными на недопущение деградации духовной жизни и культурной среды, на поддержку развития национальных культур.
В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. Среди них можно выделить такие программы как: «Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества», «Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности» и некоторые другие.
Однако в силу ряда причин, и, прежде всего, экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Сами программы проработаны недостаточно, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, слабо учитывают специфику конкретных регионов и конечно не решают в полной мере острейшую проблему финансирования национальных культур.
Еще более усугубляет финансовое положение национальных культур перевод обязанностей по их развитию на уровень субъектов Федерации, который закреплен Федеральным законом №184 – ФЗ от 6.10.1999г. (ред. 27.05.2005г.).
Это, конечно же, негативно сказывается на развитии национальных культур, в силу ограниченных бюджетных возможностей национально-государственных субъектов, многие из которых являются дотационными.
Чтобы показать, к чему ведет такая политика, приведу только один пример. В Кабардино-Балкарии, по словам заместителя Председателя Парламента этой республики Людмилы Федченко, наблюдается свертывание программ, направленных на развитие национальных языков, литературы и культуры этнических народов. Издание художественных произведений на этих языках становится проблематичным, телевизионные передачи на языках коренного населения сведены к минимуму. Так продолжительность вещания программ культурно-просветительного, научно-познавательного, публицистического характера на кабардинском и балкарском языках, сократилась на местном телевидении по сравнению с 2003 г. - в 2,4 раза.
Неуклонно деградирует инфраструктура культурной жизни, основу которой составляют клубы, библиотеки и музеи. Особенно в сельской местности, где осталось около 50 тысяч сельских и поселковых клубов и все они нуждаются в финансовой поддержке, потому что уровень их финансирования не дотягивает и до 50 процентов от потребности. Резко сокращается объем пополнения библиотечных книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами). В реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов.
Финансовые трудности испытывают сегодня и профессиональные коллективы народного искусства. Именно они являются «визитной карточкой» многообразия национальных культур народов России. Здесь идет воспитание молодых талантов, сохраняются лучшие традиции народного хореографического и музыкального творчества.
Болезненной является проблема кадрового обеспечения клубов и коллективов народного творчества. Более 40 процентов работающих здесь специалистов не имеют специального образования, а свыше 70 процентов – ни разу за последние десять лет не повышали свою квалификацию. Да и заработная плата у этой категории специалистов – самая низкая в сфере культуры.
Особой и весьма острой становится проблема сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел. В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ от 6.01.1999г. «О народных художественных промыслах» их сохранение и развитие является важной государственной задачей. Тем более что места их бытования в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ от 25.06 2002 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», являются выявленными памятниками истории и культуры. Тем не менее, плохое исполнение этих законов ведет к ситуации, когда традиционные народные художественные промыслы могут просто исчезнуть.
Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности ресурсов, блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России.
Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.
Президент России Д.А. Медведев совершенно справедливо подчеркивает в своем Послании Федеральному Собранию РФ: «…фактор, способный серьёзно упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе, единства российской нации – как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны».
Очевидно также, что точечные меры не способны решить наиболее острые проблемы. Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.
При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и.т.п.
Назрел вопрос и о формировании принципиально новых подходов к решению проблем развития российской культуры, в том числе и народных художественных промыслов. К числу таких подходов можно отнести создание федеральных и региональных Центров народных художественных промыслов, как в местах их традиционного бытования, так и в местах, благоприятных с точки зрения формирования и развития новой художественной традиции.
Таким Центрам целесообразно придать многофункциональный характер. Прежде всего, они должны стать культурным базисом, на основе которого можно было бы обеспечить развитие как материальной, так и нематериальной народной культуры. При этом наличие Центров позволило бы упорядочить проблему финансирования культуры, как со стороны государства, так и путем привлечения частных инвесторов.
Информация о работе Национальные культуры народов России: проблемы и перспективы