Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:48, доклад
Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Блохина Лидия Васильевна
член Общественной палаты Российской Федерации,
президент Международного общественно-экономического союза,
кандидат социологических наук
ДОКЛАД
«НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
в прошлом и настоящем
Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А.Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении – около 9 тысяч километров, в меридиальном – от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В Канаде, к примеру, на широте российского Нечерноземья сельского хозяйства вообще нет. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.
Нельзя забывать, что российская государственность возникла и развивалась в непрерывных войнах за свое существование и выживание самого народа. Практически более половины каждого столетия приходилось на войны. История того же XX в. – это сплошные войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками: 2-мировые; 2 – с японцами, гражданская война, ряд предвоенных конфликтов, финская война, война в Афганистане; "холодная война" и ядерный шантаж США. Именно поэтому идеи Родины и Государства, идеи Патриотизма выступают как высшие ценности в нашей культуре. Отсюда крылатое выражение: «Прежде думай о Родине, а потом о себе!».
А разве не вызывает удивления тот уникальный опыт в сфере материальной и духовной культуры, который накопили народы России на тернистом пути от первобытной общины до современного индустриального общества. Ведь им пришлось освоить такое невероятное множество социально-экономических укладов. Только за 150 последних лет Россия прошла через феодализм, капитализм, военный коммунизм, нэп, государственно-бюрократический социализм, радикальный либерально-криминальный капитализм… А, сколько у нас было за это время типов государственного устройства: самодержавие, конституционная монархия, буржуазная парламентская республика, советская власть, олигархическая президентская республика…
Следует подчеркнуть, что, пройдя через все исторические катаклизмы и принеся многочисленные жертвы, российская культура и российский народ продемонстрировали удивительную жизнестойкость и верность своим основным нравственным ценностям, ведущим среди которых является обостренное чувство Правды и Социальной справедливости. Воистину - «пока жива наша культура, жив и российский человек!»…
Конечно же, такой колоссальный и неповторимый опыт поучителен и ценен, как для нынешнего, так и последующих поколений людей всего мира. И он уже был многократно востребован и успешно использован многими странами и на Западе и на Востоке.
И, наконец, нельзя не сказать об уникальной полиэтничности и многоконфессиональности российской культуры. Российская Империя, Советский Союз, как универсальное объединение народов, принципиально отличались от других подобных имперских образований. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов и их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен. Известный русский религиозный философ И.А.Ильин говорил: «Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла… Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась».
Напротив, в результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: «Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты». Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений.
Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многокофессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.
Особое значение все это приобретает сегодня, когда руководством страны заявлена задача инновационного развития и выхода России в число мировых технологических лидеров. Речь, по сути дела, идет о масштабном цивилизационном проекте, результатом которого должно стать построение на основе достижений современной информационной и научно-технической революции нового интенсивного постиндустриального общества, обеспечивающего конкурентоспособность России в глобальном мире.
При этом руководители государства неоднократно подчеркивали, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека сегодня, и в долгосрочной перспективе было заявлено, как абсолютный национальный приоритет.
Очевидно, что при определяющей важности политических, экономических и социальных аспектов заявленного модернизационного проекта, его реализация невозможна без придания мощного импульса развитию всей отечественной культуры в ее самом широком смысле и органично связанной с ней инновационной культуре.
Ведь обеспечить динамичное инновационное социально-экономическое развитие России, основанное на знании и интеллекте, сможет только новое гуманитарное, инженерно-техническое и управленческое поколение, восприимчивое к новым идеям, готовое и способное поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Но возможно ли
формирование этого поколения
без достижения качественно
Здесь хотелось бы сделать одно важное, на мой взгляд, замечание… Культурная самобытность России особенно ярко проявляется в таком сложном и противоречивом феномене, как определенные несоответствия между её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью – экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. И, если в этом она еще отстает от развитых стран Запада, то в культурном отношении, во многом их превосходит. А это позволяет рассматривать нашу традиционную многонациональную российскую культуру, как важнейший и уникальный ресурс опережающего социально-экономического развития России, наше громадное общенациональное преимущество при реализации масштабных модернизационных планов.
Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны – это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.
Это также – поистине неиссякаемый родник современного народного творчества. Мы помним, какой популярностью пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей, которые имелись практически во всех регионах. Среди них были и аутентичные, или собственно народные ансамбли, участниками которых являются носители фольклорной традиции, и, так называемые, стилизаторские ансамбли, исполняющие произведения фольклора в обработках профессиональных композиторов, и экспериментальные ансамбли, воспроизводящие репертуар и региональные стили народного искусства. Отрадно, что после смутного периода 90 г.г., на волне усиления государственно-патриотических акцентов в нашей внутренней и внешней политике, интерес к народной песне и танцу вновь возвращается.
Сохраняется и яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа - народный костюм. И хотя из повседневной жизни он практически ушел, тем не менее, костюм продолжает оставаться своеобразной визитной карточкой человека определенной национальности. А, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях и, конечно, в музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня.
Но, пожалуй, наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, Центральный регион, сколько здесь уникальных народных промыслов. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Столь же уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов. Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды. Широко в мире известно искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Можно назвать село Кубачи в Дагестане - один из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни, который славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками др.
Отрадно, что наряду с традиционными промыслами, творческая энергия нашего народа создает и новые художественные технологии, промыслы и ремесла. В качестве примера можно назвать принципиально новую, не имеющую аналогов мире, художественную технологию «Филигранная береста», которая создана уральской художницей Верой Леонтьевой. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня.
Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, что все это богатство не замкнуто в пределах одного этноса, а становится доступным другим народам, что оно оплодотворяет и обогащает единую российскую общенациональную культуру. И наша задача всемерно поддерживать эти процессы.
Национальная культура народов России была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная многоэтничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М.Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее «всечеловечностью». А это и позволило сформировать на основе национальных культур великую общенациональную российскую культуру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль русского народа, главного носителя это «всеединости» и «всечеловечности».
В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.
Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык…
То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.
Информация о работе Национальные культуры народов России: проблемы и перспективы