Буддизм у народов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

Буддизм является в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии. Любая религия состоит из моральных норм и определенного поведения, различных обрядов и, главное - объединение людей в какое-либо организационное сообщество, например, в церковь или религиозную общину)

Файлы: 1 файл

буддизм у народов россии (2).docx

— 48.05 Кб (Скачать)

  Введение

  Буддизм является в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии. Любая религия состоит из моральных норм и определенного поведения, различных обрядов и, главное - объединение людей в какое-либо организационное сообщество, например, в церковь или религиозную общину) . Все основные религиозные понятия и представлений, записаны в специальных священных текстах. Как убеждают яростные религиозные сторонники, эти тексты либо написаны непосредственно из уст бога, либо написанных людьми, которые по их мнению, уже достигли высшего уровня духовного развития.

  Религия формируется как ответ на ситуацию несвободы человека и потребности  в преодолении господствующих над  ним сил. Эта потребность при  определенных социально- экономических  и политических условиях не может  быть удовлетворена реальным образом, путем материально-практического  изменения мира. Выходом для человека из создавшейся ситуации и является такой тип духовной деятельности, результатом которой является создание особого мира идеальных превращенных форм, мира сфантазированных существ, свойств, связей и отношений, с помощью  которого человек рассчитывает удовлетворить  свои потребности.

  Религиозное мировоззрение или религиозная  система представления мира в  целом опирается либо на веру, либо на некий мистический опыт, но не как не на данные, которые проверяются  научными данными.

  Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество  разновидностей религий. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).

  Цель  данной работы раскрыть тему «Буддизм у народов России». В данном реферате рассмотрим историю возникновения буддизма , его идеи, личность основателя буддизма, появление и развитие буддизма в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Буддизм как религия

    1.1 Что такое буддизм?

  Буддизм - первая по времени возникновения  мировая религия. Другие мировые  религии появились значительно  позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается  на том же основании, что и две  другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм  в своем распространении по земному  шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов  с совершенно разными культурными  и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в  конце XIX века процесс распространения  буддизма в Европе и Америке. Буддизм  стал религией сотен миллионов людей  в Юго-Восточной Азии, традиционно  связанной с родиной буддизма - Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации  которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер.                                            

  Буддизм возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э, то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существ.

  В настоящее время существует три  варианта Трипитаки: палийская Типитака, священная для буддистов-тхеравадинов Ланки, Бирмы (Мьянмы), Таиланда, Камбоджи и Лаоса, а также два варианта махаянской Трипитаки - на китайском (перевод текстов и формирование Канона в основном завершилось в VII в.) и тибетском (формирование в основном завершилось в XII-XIII в.) языках. Китайская Трипитака авторитетна для буддистов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама, а тибетская - для народов Тибета, Монголии и российских буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы. Китайская и тибетская версии во многом совпадают, а в каких-то отношениях дополняют друг друга. В переводах китайской Трипитаки отражены более ранние редакции махаянских сутр, чем в тибетской. Кроме того, в разделе «агамы» содержатся переводы буддийских текстов, по-видимому, отражающих даже более раннюю редакцию текстов, известных нам по палийскому Канону, чем в самой Типитаке. И, конечно, в китайской Трипитаке почти отсутствуют сочинения тибетских авторов, а в тибетском Данджуре / Тангьюре - китайских.

  Широкое распространение буддизма в западных странах наступило в XX веке по многим причинам. Массовая эмиграция китайцев, японцев, корейцев и вьетнамцев в США, Австралию, страны Европы и Америки в XX веке.

  Повышение интереса к буддизму в США и  в европейском обществе в конце XIX - начале XX века по причине открытия Японии для внешнего мира в 1853 и деятельности Теософского Общества, пытавшегося  привлечь внимание широкой публики  к оккультизму.

  Основание первых буддийских обществ Дзен и  Тхеравады в западных странах  в начале XX века.

  В настоящее время в западных странах  существуют практически все буддийские направления, имеющие свои общества, храмы, школы и медитационные  центры, которые насчитывают миллионы приверженцев. [1]

       

1.2 Личность основателя  буддизма

    Большинство ученых, занимающихся историей этой религии, считает, что основатель буддизма — реальная историческая личность. Это предположение основано на сохранившихся до наших дней письменных источниках. Эти тексты, и основанные на них научные исследования, фольклорные жанры и художественные произведения называют основателя буддизма разными именами: Сиддхартха, Шакьямуни, Гаутама, Будда , Джина, Татхагата, Бхагаван и др. Все они отражают черты и свойства личности основателя либо в его реальной, мирской жизни, либо в последующей — религиозно-мифологической, которая пришла на смену первой. Означают эти имена следующее: Сиддхартха — личное имя, Шакьямуни — "мудрец из племени шаков ", Гаутама — имя рода,    Будда — "просветленный" , Джина — "победитель", Татхагата — "так приходящий и так уходящий", Бхагаван — "торжествующий". Самое распространенное из них имя — эпитет Будда, от которого пошло название всей религии.

  В настоящее время известны пять биографий  Будды: "Махавасту", написанная во II в. н. э.; "Лалитавистара", появившаяся во II-III вв. н. э.; 
"Буддхачарита", изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхошей  (I-II вв. н. э.); "Ниданакатха" (примерно I в. н. э.); 
"Абхинишкраманасутра", вышедшая из-под пера буддийского схоласта 
Дхармагупты. Во всех этих биографиях реальная и мифологическая жизнь Будды тесно переплетены друг с другом. Реальная относительно простая жизнь наследного принца, сына царя Шуддходаны, правителя народа шаков, жившего в середине I тыс. до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии. Но для каждого буддиста и для всей религии в целом гораздо более важной является мифологическая биография ее основателя.[3]

  В течение многих кальп (1 кальпа —  период времени, равный 640 000 000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в  виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550. Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению. Так и произошло.[2]

  Будда сам выбрал, где и от кого ему  родиться: Северная Индия, племя шакья, от царя Шуддходаны . Мать Сиддхартхи звали Махамайя, она умерла вскоре после родов. "После" не значит "по причине": в житиях Будды говорится, что роды у Махамайи были безболезненными и чудесными - мальчик вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сразу сделал семь шагов вперед и провозгласил, что уже в этом рождении станет Буддой. Царице приснился вещий сон, будто белый слон входит в ее лоно. Толкователи снов предсказали рождение великого сына с 32 необыкновенными телесными признаками (в их число входят золотистая кожа, ровные зубы, округленные руки и ноги, широкие пятки, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. д.), обладатель которых может стать либо Великим Правителем, либо Великим Учителем. Отец готовит сына к первому пути, но не в его власти изменить то, что предначертали боги. И вот 4 встречи, выступившие как 4 знамения, меняют жизнь его сына. Встречи со старостью, болезнью и смертью открывают ему неустойчивость мира, в котором живет человек. Встреча с монахом подсказывает ему путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины пришло после долгих поисков. Сиддхартха пробует стать аскетом, но потом отвергает этот путь. Он садится под дерево и погружается в состояние созерцания, решив не вставать с места, пока не постигнет истину, и, несмотря на искушения демона Мары, на 49-й день достигает просветления. Он становится Буддой сам, открывает "путь будды" для других, создает монашескую общину, проповедует свое учение . Таковы реальная и мифологическая биографии основателя буддизма. 
Провозглашенное им учение стало основой, на которой со временем было воздвигнуто достаточно внушительное здание мировой религии. 
Однако не все факты биографии Будды трактуются одинаково. Основные разногласия возникают при определении времени жизни Гаутамы: эта датировка колеблется от IX до III в. до н. э. Согласно официальному буддийскому летосчислению, Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н. э., но большинство исследователей считают датой его рождения 564 г., а смерти  483 г. до н. э., иногда округляя их до 560 и 480. Действительно, когда именно жил Будда, сказать трудно: датировки, как традиционные, так и научные, дают разброс от VIII до III вв. до н.э. Его Святейшество Далай- лама даже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью новейших технологий для установления точного времени жизни Будды. Пока это не сделано, и большая часть исследователей склонна думать, что Будда жил приблизительно в конце VI - начале V века до н. э., то есть приблизительно 2500 лет назад.

  В возрасте 80 лет Будда умер, как  утверждает традиция, в местечке 
Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями населения 
Индии, а прах поделен между восемью его последователями, шесть из которых были посланы монашескими общинами. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью надгробную пирамиду (ступу). Культ ступ в разных архитектурных вариантах до сих пор распространен во всех странах буддийского мира. Кроме того, как гласит легенда, один из учеников Будды сумел выхватить из огня погребального костра один из его зубов. Со временем зуб также стал объектом культа: им очень дорожили, во время войн перевозили в целях безопасности из страны в страну. В конце концов он обрел постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, в его честь построен специальный храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества. [3]
 

1.3 Начало распространения  буддизма

  Со  времен правления Ашоки миссионерская  деятельность буддийских монахов приняла  широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма начали все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до отдаленных районов  Южной, Восточной и Юго-Восточной  Азии. Если население, подстрекаемое  жрецами местных религий, враждебно  относилось к их проповедям, то буддийские миссионеры не вступали в единоборство и шли дальше. Если же им удавалось заручиться поддержкой местных правителей или найти поселения, в которых местное духовенство более или менее терпимо относилось к деятельности монахов, то они начинали активную пропаганду среди населения. У них появлялись последователи, создавалась буддийская община. Эта способность буддийской общины к длительному мирному сосуществованию с любыми культами, религиями и социальными системами позволяла ей держаться сотни лет при самых неблагоприятных условиях. Так было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае, в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии.

  Именно  изначально присущая буддизму терпимость давала возможность буддийским монахам  дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения Будды. Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии: грамматику, медицину, астрономию и астрологию: народы Юго-Восточной Азии — литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру индийских цивилизаций. Кроме того, буддизм всячески поддерживал идею божественности правителя, увеличивая его славу.   Хронология и география распространения буддизма выглядят так. В конце I тысячелетия до н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э. он распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в. н.э. буддизм проникает в Китай, в IV в.- в Корею, в VI в.- в Японию, в VII в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и 
Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме, 
Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии — буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и 
Америку.                                                                                                                     

Информация о работе Буддизм у народов России