Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:42, реферат
Буддизм является в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии. Любая религия состоит из моральных норм и определенного поведения, различных обрядов и, главное - объединение людей в какое-либо организационное сообщество, например, в церковь или религиозную общину)
Будда
в своем учении никогда не отвергал
богов других религий и не запрещал
им молиться. Он просто пояснял, что
это может дать какое-то временное
облегчение, но никак не приблизит
человека к конечной цели — просветлению,
нирване, спасению. Именно поэтому значительное
число богов добуддийской Индии тут же
вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель
мира Брахма; бог грома и молнии Индра,
олицетворение энергии, благоустраивающей
мир, Вишну; предводитель низших божеств,
имеющий тело человека и голову слона,
Ганеша; полубоги гандхарвы, хранители
сторон света локапалы и др. Параллельно
шел процесс мифологизации реальных исторических
лиц, сыгравших важную роль в создании
и распространении учения. Прежде всего
это касается самого Будды Шакьямуни и
его ближайших учеников. Вскоре к ним присоединились
настоятели наиболее значительных монастырей,
учителя веры, отшельники и т. д. [4]
В обширной
мифологии ваджраяны есть одна легенда,
заслуживающая особого
Существует
немало легенд о людях, побывавших в
ней и унесших свет истины в
свои страны. Не раз даже в нашем
веке отправлялись на поиски этой страны
и отдельные энтузиасты и целые
экспедиции. Не избежал этого соблазна
в свое время и Н. К. Рерих. Шамбалу
искали в Тибете, на Памире, на Алтае,
но безрезультатно. Шамбала — это
прекрасная сказка-утопия, такая же,
как Беловодье у староверов и другие аналогичные
им легендарные земли обетованные.
Буддизм — и как религия, и как мифология — вызвал к жизни замечательное искусство: храмовое зодчество, иконографию в виде живописи и скульптуры. Скульптуры из золота, серебра, бронзы, дерева, камня, изображавшие всех персонажей пантеона от высших до низших, обшебуддийские и местные, можно увидеть в разных странах буддийского мира. Среди них есть изделия размером в 2-3 см (те, что носят в ладанках на груди) и, например, статуя Дайнити (будды Вайрочана) в г. Нара в Японии высотой в 16 м, освященная в 752 г.
Самая
высокая в мире каменная статуя Будды
высотой в 54 м воздвигнута в I в. н.э.
в местности Бамиан на территории современного
Афганистана. Эта местность лежала на
пути миссионеров, потом и паломников
из Индии в
Восточный Туркестан, здесь был построен
монастырь и создана эта замечательная
скульптура. Во время монгольского нашествия
в 1222 году монастырь был разрушен, статуя
сильно повреждена, но тем не менее она
сохранилась до наших дней и поныне поражает
воображение всякого, кто ее видит.
Буддизм
— живая и жизнеспособная религия.
В разных частях земного шара и
сейчас продолжают возникать новые
буддийские общины. строятся храмы, в
том числе и в нашей стране.
[3]
2. Буддизм у народов России
2.1 Начало распространения буддизма в России
В начале XVII в. Тибетский Буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского дацана, как главам бурятского буддизма, титул Бандидо Хамбо-Лама. Таким образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской церкви.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.
При дацанах открылись школы, печатались книги. В XVIII в. тибетский буддизм из Монголии попал также к тюркскому населению Тувы, хотя, первая волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров. Как и в Забайкалье, это была главным образом традиция Гелуг; традиция Ньингма также получила значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ, как главы тувинского буддизма получили титул Хамбу-лама. Поскольку Тува, подобно Монголии, до 1912 г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские Хамбу-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский буддизм имел значительно более тесные связи с Монголией, чем бурятский. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других - к буддийским священникам.
Когда предки калмыков отделились от ойратов Джунгарии в начале XVII в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма. Большую помощь им оказал ойрат Зая Пандита, Намкхаи Гиятсо, который на основе монгольской письменности разработал калмыцко-ойратскую письменность. Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Лама калмыцкого народа. Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому Бандидо Хамбо-ламе, он был совершенно независим от монголов. Духовное руководство калмыки получили непосредственно из Тибета. Несмотря на то, что наибольшее распространение у калмыков получила традиция Гелуг, вследствие присущего им синкретизма они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и материальных средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное количество сокровенной литературы и перенять многие живые традиции как господствующей школы Гелуг, так и других направлений буддизма.
В 1869 г. в Цугольском дацане под руководством монгольского ламы Чой-манрамбы началось изучение индо-тибетской медицины, которое затем распространилось и в других местах.
В 1878 г. в Агинском дацане была основана школа Дуйнхор - Калачакры, чем и завершилось построение основных направлений высшего духовного образования по тибетскому образцу.
Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29 типографий, которые до их разрушений в 1930-х гг. успели издать около 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках.
Калмыцкий
буддизм этого периода имел свою
историю. После ликвидации в конце
XVIII века Калмыцкого ханства «калмыцкая
степь» превратилась в один из административно-
При многих хурэ имелись школы, где мальчики получали начальное религиозное образование. Высшее богословское образование тувинцы обычно получали в Монголии. [6]
В
связи с развитием
К 1935 году примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства - бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как «враги народа» и «японские шпионы». Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Тыве.
В Калмыкии за период 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. Вскоре после революции закрыли одну из двух духовных академий, Чоре, вторая просуществовала до 1933 г. В результате «последовательной борьбы за молодое поколение» в 1937 г. в хурулах не осталось ни одного послушника-манджи. Упразднение в 1943 г. калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь сняло сам вопрос о существовании храмов и буддизма в Калмыкии.
В «независимой» с 1921 г. Танну-Туве вначале церковь оставалась неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон, объявивший буддизм государственной религией. Это, вероятно, и спровоцировало начало разгрома, который начался в 1929 году, а в 1930 был подкреплен особой Резолюцией II Пленума ЦК и ЦКК АРП «по ламскому вопросу». По рассказам очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой - и так до конца.
В Тыве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков все же сохранилось одно здание - каменный Хошеутовский хурул князей Тюменей, - в Туве остались лишь остатки метровой толщины стен Чаданского хуре.
В 1948 г. в Иволге около Улан-Удэ был построен новый монастырь, а также вновь было открыто одно из зданий Агинского дацана под Читой.
С
началом перестройки в
Поскольку
буддизм среди русских «
2.2 Последователи буддизма в России
Русские
буддисты в своём большинстве - люди
с высшим или незаконченным высшим
образованием, близкие к академической
среде, с высокими интеллектуальными
интересами и часто с широким
кругозором, выходящим за пределы
чисто религиозные. У них нет
политических и национальных пристрастий
и они более соответствуют
универсальному характеру буддизма.
Именно европейские буддисты быстрее
находят контакт и
Поскольку
в России до настоящего времени отсутствует
возможность получить правильное и
полноценное буддийское образование,
то обучение русских буддистов
После визита в 1991 г. и поездки по России далай-ламы налаживаются связи с тибетской эмиграцией в Индии, Европе и США. Начинаются поездки русских буддистов в Индию, Дхарамсалу, резиденцию далай-ламы, в Непал и другие страны в поисках учителей. Сами тибетцы регулярно приезжают для проповеди и наставлений. Далай-лама имеет своего официального представителя в Москве.
К настоящему времени в нескольких десятках крупных городов России имеются буддийские общины: от Владивостока и Иркутска до Новосибирска, Екатеринбурга и Ульяновска до Москвы и Петербурга.[5]
Тибетский
буддизм - наиболее укоренённая форма
буддизма в России. Тибетский буддизм
в России представлен многими
десятками небольших общин
Принципиально
новым явлением стало появление
общин и распространение идей
нетибетской традиции. Если тибетский
буддизм через Бурятию и
В 70-е гг. интерес к дальневосточному буддизму проникает с Запада в Россию. Роман и новеллы Сэлинджера были переведены на русский и опубликованы в «Новом мире» при Твардовском. Вышла ставшая очень популярной книга Е. Завадской «Восток на Западе» о влиянии дзен на Ван-Гога, Сэлинджера, Г. Малера. Появились книги по китайскому буддизму. Обозначился больший интерес к китайской и японской поэзии и живописи. [6]
В России существуют две основных формы бытования буддизма: традиционная форма организации религиозной жизни, главным образом в Бурятии и Калмыкии, центром которой являются монастыри, и предполагающая многолетнее образование под руководством учителя со строгой дисциплиной ученика по отношению к учителю, как это происходит в монастырях. В России это монастыри школы гэлуг.