Мистика Нацизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексный анализ идеологии нацизма, экспликация историко-культурных предпосылок и мистических корней нацизма, а также осмысление его влияния на личность, общество и государство. Для реализации поставленной цели требуется решение серии исследовательских задач:
1) проанализировать предпосылки и истоки нацизма;
2) проследить генезис и историко-культурную эволюцию нацизма;

Оглавление

Введение…………………………………………………………...…………………3
Глава I. История нацизма и нацизм в истории…………………………………….5
1.1. Немецкие корни нацизма: деятельность тайных обществ Германии и политика Адольфа Гитлера………………………………………………………....5
1.2. Идеология нацизма: от культа нации к фанатизму. Мистическая символика нацизма…………………………………………………………………10
Глава II. Идеи восточного оккультизма в нацизме………………………………16
2.1. Древневосточные культы и манускрипты – основа немецкого оккультного движения «Виенай»………………………………………………….16
2.2. Нацизм как эзотерическое знание.……………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….....31
Библиография……………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Сейчас оккультизм в самых глубоких своих проявлениях есть серьезный симптом разложения физического плана бытия. В оккультизме как будто бы нет свободы, смысла и света в начале пути. Для оккультной науки Штейнера так до конца и остается неизвестным, имеет ли мировой процесс смысл и в чем этот смысл. Человек не противостоит космическим силам как существо, вносящее смысл в мировой процесс, – человек пассивное орудие космических сил. Церковь, а вслед за ней и наука запретили познание  тайн космоса и всякий подход к ним. В оккультизме тайны космоса начинают раскрываться. Он познает тайну космоса без изначального осмысления. Бог далеко от человека в оккультизме, еще дальше, чем в церковном христианстве. Бесконечная эволюция никогда не доведет до Бога. Странствование души начинается без Бога, без религиозного откровения смысла. В оккультизме же душа все еще остается неискупленной. Оккультизм знает лишь потенциальную, математическую бесконечность и не хочет знать актуальную бесконечность, в которой все уже дано, дан изначально Бог. Но велико значение оккультизма в обращении к познанию тайн космоса, в утверждении спонтанности человека. Оккультные силы всегда были присущи человеку, но если раньше они были подавлены грехом, то в новую эпоху помогут творческому преображению живой природы. По мнению Н.А. Бердяева, современный оккультизм – это интеллигентское сектантство, интеллигентский гностицизм и потому разделяют судьбу сектантства и гностицизма. В них те же «спиритуалистичность», «рационалистическое бессилие», «отсутствие духовного смирения». Таким образом, оккультные течения представляют собой своеобразный гибрид гностицизма и позитивизма.

Несколько тысяч лет назад посвященные знали высшую мудрость. Древняя мудрость – предел стремления для современного человека. В мире не может быть нового откровения, не может быть эпохи, превышающей все достижения древней мудрости и древних мудрецов. Вечная мудрость дана раз навсегда, и посвященный к ней так же приобщался три тысячи лет тому назад, как приобщается и сейчас. Творческого прироста мудрости в мире нет. Возможно новое откровение, новая мировая эпоха. Подлинного антропологического откровения не было еще в древней мудрости. Оккультизм обращен исключительно к древней мудрости. В оккультизме обычно преобладает мистическая категория священства над мистической категорией пророчества. Сама идея посвящения производна от священства. Оккультизм всегда направлен на животный мир, а не на божественный. Он целиком пребывает в сфере отношений человека к человеку и человека к природе. В этой сфере оккультизм устанавливает свою традицию священства. Оккультизм неизбежно должен возродиться у грани перехода к творческой мировой эпохе как познание тайн поколебавшегося в своей физической устойчивости космоса. Но роль его двойственна. Оккультное познание может быть необходимо в момент потрясения физического плана бытия. Но оккультизм может оказаться враждебным всякому творчеству человека. Наиболее, по-видимому, благоприятен человеку и его творческому началу оккультизм Штейнера, который признает новую мировую эпоху.

Оккультизм представляет собой:

    • философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установления законов, управляющих всеми явлениями, отвергая случайности;
    • это группа наук, изучающих невидимый мир и его проявления в мире, видимом, для чего применяется особый метод – аналогия.

Для того чтобы избежать ошибки при истолковании, оккультизм следует разделить на два главных отдела:

  1. часть неизменная, служащая основой предания, которую можно легко отыскать в сочинениях герметистов, какого бы то ни было времени и национальности;
  2. часть, принадлежащая лично автору и состоящая из толкований и специальных применений.

Первую часть можно разделить на три отдела:

  • существование Три-Единства,  как основного закона действия во всех планах вселенной;
  • существование соответствий, тесно связывающих все части вселенной видимой и невидимой;
  • существование мира невидимого – точного отражения и непрерывного созидателя мира видимого.

Ошибочно полагать, что родиной оккультизма является Восток. Это связано с тем, что каждый народ обладал своей традиционной мудростью, открытой для немногих. Это говорит о том, что у каждого народа оккультизм был свой. Происхождение Западной традиции оккультизма исходит из Египта, которая была передана нам каббалистами и алхимиками. Однако славянская оккультная традиция приближена многим к восточным традициям. Этому существует простое этнологическое объяснение – нам ближе свет Востока, чем Запада.

Принципы, преподаваемые всеми великими традициями различных народов одни и те же, но разные течения довели до высшей степени развития разные аспекты эзотерической науки, в соответствии с природными склонностями темперамента того или иного народа. Языческие верования Запада избрали своей сферой малоизвестные способности психики, а Восточная традиция располагает крайне высоко развитой метафизикой. Но, тем не менее, когда дело доходит до практического применения соответствующих принципов, особенно в процессе оккультного обучения, каждому лучше следовать направлению эволюции его собственного народа. Причина нежелательности инородного посвящения лежит не в расовом антагонизме, а по причине неприемлемых методиках из-за различных условий. Несмотря на это, каждый из народов может извлекать пользу из достижений других. В природе существует сила, благодаря которой человек может управлять и управляет ею. Сила эта была известна древним, она состоит из равновесия и управления – высший закон, от которого зависит великая тайна трансцендентальной магии. Несмотря на то что, современный  оккультизм был представлен очень разными формами, у него была одна задача. За системами астрологии, френологии и хиромантии в той же мере, как и за доктринами теософии, животного магнетизма и гипнотизма, за архаическими текстами розенкрейцеров, каббалистов и алхимиков стояло отчетливое желание примирить результаты  современных естественных наук с религиозным взглядом на мир, что могло бы вернуть человеку его достоинство и центральное место в универсуме. Оккультные науки имели целью подчеркнуть глубоко осмысленную связь человека с космосом в терминах обнаруженных соответствий между макро и микрокосмом, нанести удар материалистической науке с ее пафосом измеримых  и воспринимаемых феноменов и пренебрежением к невидимым качествам духа и эмоций. Эти новые  «метафизические» науки давали людям целостный взгляд на себя и мир, в котором они жили. Он наделял их одновременно чувством участия в полноте осмысленного мироустройства и через предсказания, вручал средства устроения собственных дел в соответствии с этим порядком.

В психологическом знании изучение оккультизма влечет за собой развитие в человеке цинизма, призрения к людям, душевной пустоты, внутреннего бессилия и  полной внутренней потерянности. Все это приводит к отчаянию и унынию на фоне чувства собственного богоизбрания.

Таким образом, можно сказать, что история оккультизма как, явления в целом, исследована довольно глубоко. В разных периодах оккультизм приобретал разные значения и формировал различные мнения на его определение. Это свидетельствует о том, что научный интерес к этому феномену рос, выделяя различные точки зрения на его интерпретацию и это, несмотря на то, что исследователи были по-прежнему несвободны от склонности к одностороннему рассмотрению явления. Появление попыток осмысления оккультного знания в XIX веке стало большим шагом для развития знаний о нём в настоящее время.

 

 

2.2. Нацизм как эзотерическое знание

 

Восточный оккультизм представляет собой совокупность магии и мистицизма Китая, Индии, Тибета, а так же других стран Востока и Дальнего Востока. Восточная традиция включает в себя высоко развитые знания в области метафизики. Корни восточного оккультизма уходят в античность и характеризуются как восточная эзотерическая традиция. Ее необходимые составляющие – гностицизм, герметические трактаты по алхимии и магии, неоплатонизм и Каббала. Собственно гностицизм связан с верованиями некоторых еретических сект в эпоху раннего христианства, они требовали обладания специальным эзотерическим знанием о духовных предметах.

Германия гордилась своими известными учеными магами времен Ренессанса, а также сетью розенкрейцерских общин. Теософия  и алхимия процветали здесь между XVII и XIX веками. Однако позыв к неоромантическому оккультному возрождению возник не в Германии. Его скорее следует связать с реакцией на засилье материалистических, рационалистических и позитивистских  идей в практических и промышленных  культурах Америки и Англии. Немецкое оккультное возрождение многим обязано популярности теософии в англо-саксонском мире в 1880 – 1890 годы. Здесь она имела выход на международное движение тайных обществ, связанное с именем Елены Петровны Блаватской, русской искательницы приключений и оккультистки. Ее удивительная, полная событий и путешествий жизнь, ее способности к ясновидению и страсть к сверхъестественным феноменам, интерес  к американскому спиритизму повлекли за собой основание в Нью-Йорке, в 1875 году Теософского общества, с последующим перенесением его деятельности в Индию. В июле 1884 возникло первое Немецкое Теософское Общество под председательством Вильгельма Губбе-Шлейдена в Эльберфельде, где находились Блаватская и ее основной сотрудник Генри Олькотт. В это время Губбе-Шлейден служил старшим чиновником в Колониальной Конторе в Гамбурге. Он много путешествовал, некогда управлял имением в западной Африке, был выдающейся фигурой в политическом лобби в пользу распространения Немецкой империи за океан. Олькотт и Губбе-Шлейден ездили в Мюнхен и Дрезден, устанавливали там контакты с отдельными теософами и такт образом заложили фундамент немецкой организации. Полагают, что поспешность в создании немецкого движения вызвана потребностью Блаватской в новом центре после скандала, разыгравшегося в начале 1884. Теософам предъявили  обвинение в шарлатанстве. Методы, применяемые Блаватской при работе с оккультными феноменами, сообщения, которые она передавала от своих учителей, вызвали подозрение в ее окружении, что привело в результате к расследованию и  крайне неблагоприятному отчету о ее деятельности, составленному лондонским Обществом Психических Исследований. Председательство Губбе-Шлейдена прервалось в связи с распадом немецкой организации. Скандал приобрел еще более публичный характер связи с исходом теософов из Индии в апреле 188513.

Интерес арийских оккультистов к нацизму проявлялся ещё до прихода нацистов к власти. Долгое время с нацистами вел сотрудничество Карл Мария Вилигут, немецкий неоязычник, повлиявший на оккультные настроения НСДАП и внесший в них языческие элементы. Это проявляется в использовании нацистами рун, свастики и других языческих символов, а также в прочих элементах взятых из германо-скандинавской мифологии.

Идеология нацизма строилась на оккультных представлениях о мире, существовавших в числе высших руководителей Третьего Рейха. Так, например, министр внутренних дел Генрих Гиммлер считал себя потомком Генриха I, основателя Саксонской империи, и время от времени устраивал спиритические сеансы, пытаясь связаться со своим «предком». Помимо всего этого, Гиммлер интересовался астрологией. Рудольф Гесс – партийный заместитель Гитлера, с детства увлекался хиромантией (гаданием по линиям на ладонях), оккультизмом, народным целительством, помогал министру пропаганды Геббельсу сочинять мистические романы. Адольф Гитлер  еще в молодости  испытал судороги и галлюцинации, глядя на Копье Судьбы в музее Хоффбург (Вена). Во время войны при Гитлере состоял целый штат астрологов, которые очень сильно влияли на принимаемые им решения. И, наконец, еще одна странность, часто представляемая в мистическом свете – Гитлер имел выдающуюся способность воздействовать на толпу, легко превращая своих слушателей в некую одержимую, фанатичную человеческую массу.

После прихода к власти НСДАП многие оккультные общества были запрещены, а людей занимающихся этой деятельностью арестовали. Но, несмотря на это нацисты продолжали изучение оккультных знаний и использовали их для реализации своих целей. Тайно помогая деятельности оккультистов, они создавали целые организации, которые были посвящены данному знанию. Самым крупным проектом нацистов, под руководством Германа Вирта, в этой области было создание организации «Аненебре». Аненебре являлась самой мистической организацией в Третьем Рейхе. СС как структура в недрах партии НСДАП возникла раньше, чем власть над нею была предложена Гиммлеру. Первоначально это были очень небольшие отряды личной охраны фюрера, которые поддерживали порядок на всех мероприятиях партии. Впервые аналог будущего СС появляется в марте 1923 года. Именно тогда несколько верных Гитлеру «товарищей» поклялись защищать его и его движение от возможных провокаций со стороны других партий.

«То государство, которое в эпоху отравления рас посвятит себя делу совершенствования лучших расовых элементов на земле, раньше или позже неизбежно овладеет всем миром»14. Из данной фразы можно легко догадаться о том, что ещё одним важным компонентом нацизма являлось воссоздание новой расы на основе «расово-чистых» арийцев. Создание сверхчеловека легло в основу идеологии нацизма. Для того чтобы воссоздать «чистую расу» нужно было уничтожить врагов немецкой нации – евреев. Так  в нацизме появляется такое понятие как антисемитизм.

Антисемитизм – разновидность ксенофобии, идеология враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе, проявляющаяся в преследовании, унижении, насилии, нагнетании вражды и неприязни, дискриминации и нанесении ущерба по отношению к личности, общественной группе или части населения, по признаку принадлежности к еврейскому народу или из-за еврейского этнического происхождения и религиозной принадлежности к иудаизму. Антисемитизм проделал долгий исторический путь, прежде чем стать для Германии целостной идеологией и политическим движением. Идеи антисемитизма сформировались ещё античное время, а также продолжают существовать и в настоящее время. Его содержание нашло отражение в политике многих стран, в том числе и Российской империи. Но в Германии антисемитизм задержался надолго и привел к непоправимым и трагическим последствиям. Гитлер являлся главной фигурой национал-социализма. Его мировоззрение, расизм и антисемитизм ярко отразились на идеологии и принципах данного течения. «Народ и раса» – вот что являлось фундаментом его мировоззрения15. В своих сочинениях под названием «Моя борьба», написанных Гитлером в тюрьме, хорошо прослеживаются идеи антисемитизма. «Итак, среди нас живет чужая раса, которая не хочет и не может пожертвовать своими расовыми чертами, отречься от своих чувств, мыслей и стремлений, но пользуется теми же политическими правами, что и мы сами. И если чувства евреев обращены лишь на материальную сторону жизни, то в еще большей мере это относится к их мыслям и стремлениям. Он (еврей) воздействует на общественных лидеров византийской лестью, подрывает национальную гордость и силу нации глумлением и бесстыдными клеветническими учениями. Его оружие – это общественное мнение, но не то, которое находит выражение в открытой печати, а сфабрикованная подделка взглядов и мнений. Его сила – сила денег, крепнущая с помощью процентов и накладывающая на другие народы опаснейшее ярмо. Все, что поддерживает людей в их стремлении к лучшему, будь то религия, социализм, демократия – для него (еврея) лишь средство удовлетворения его жажды денег и власти. Его деятельность ведет к деградации наций, среди которых он живет…»16. Гитлер считал, что идеи антисемитизма должны принять форму законной борьбы и в качестве цели должно выступать ликвидация привилегий для евреев и их депортация. Первая программа НСДАП, разработанная Адольфом Гитлером и Антоном Дрекслером, известная как «Программа 25 пунктов», положила начало будущей антисемитской политики Третьего Рейха. Наиболее важными являются пункты 4, 5 и 6. Так например, в четвертом пункте программы говорилось: «Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к германской нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Ни один еврей не может относиться к германской нации и быть гражданином Германии». В идеале, Германия должна быть очищена от евреев. Но пятый пункт программы разрешал им пребывание в стране: «Тот, кто не является гражданином Германии, может проживать в ней как гость, на правах иностранца». В шестом пункте вводится ограничение для государственных служащих: «Право избирать и быть избранным должно принадлежать исключительно гражданам Германии. Поэтому мы требуем, чтобы все должности любого уровня – имперские, областные или муниципальные занимали только граждане Германии». «Программа 25 пунктов» послужила начальной точкой для реализации антисемитизма в национал-социалистическом течении. Антисемитизм стал важнейшим элементом нацистской идеологии, ненависть к евреям укрепилась в Германии настолько, что её нацистское толкование обществу не отпугнула его, а наоборот воодушевило его.

Информация о работе Мистика Нацизма