Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 00:50, курсовая работа
Цель исследования – комплексный анализ идеологии нацизма, экспликация историко-культурных предпосылок и мистических корней нацизма, а также осмысление его влияния на личность, общество и государство. Для реализации поставленной цели требуется решение серии исследовательских задач:
1) проанализировать предпосылки и истоки нацизма;
2) проследить генезис и историко-культурную эволюцию нацизма;
Введение…………………………………………………………...…………………3
Глава I. История нацизма и нацизм в истории…………………………………….5
1.1. Немецкие корни нацизма: деятельность тайных обществ Германии и политика Адольфа Гитлера………………………………………………………....5
1.2. Идеология нацизма: от культа нации к фанатизму. Мистическая символика нацизма…………………………………………………………………10
Глава II. Идеи восточного оккультизма в нацизме………………………………16
2.1. Древневосточные культы и манускрипты – основа немецкого оккультного движения «Виенай»………………………………………………….16
2.2. Нацизм как эзотерическое знание.……………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….....31
Библиография……………………………………………………………………….33
Мистическая символика нацизма
Руны имеют светлую внешнюю форму и темное внутреннее содержание. Во все времена рунические маги стремились узнать скрытый смысл рун. С одной стороны, «руна» – это письменный знак, используемый в древней нордической традиции, с другой – он обозначает силы Вселенной и полноту оккультного опыта4.
Нацисты активно использовали оккультную символику, отдавая свое предпочтение скандинавским рунам фуртак. В древнескандинавских и древнегерманских языках слово «руна» значило «тайна», «секрет», «тихий шепот». В первое время руны не использовались для обычного письма, а только в качестве магических символов, описывающих разнообразные принципы и силы Вселенной и человеческого бытия. В более глубоком смысле руны – это и есть скрытые силы, обозначенные на письме, а также при помощи пения и других магических действий. Те руны и песнопения, которые были получены после посвящения на мировом дереве, являются магическим отражением скрытых сил природы. У рун может быть множество значений. Из этого следует, что нацисты были уверены на наличие магических свойств в этих рунах. Самый известный символ Третьего Рейха – свастика, которая символизирует торжество арийской расы и борьбу за это торжество. Такое толкование свастики было дано самим Гитлером и записано в его книге «Mein Kampf». Традиционно свастика имела положительное начало5. Свастика – правильный равносторонний крест, концы которого «сломаны» под прямым углом, что создает иллюзию вращения этого знака. Знак свастики, вероятно, изображал солнечное колесо, во многих культурах его связывали с богами солнца или неба, особенно в индоиранской традиции. Концы свастики могут быть загнуты как по часовой, так и против часовой стрелки. Свастика, «закрученная» концами влево, – буддийский символ бесконечного цикла существования – иногда, связывалась с мужским началом. Свастика с концами, загнутыми вправо в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, её часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар, которую в античности сопоставляли с Артемидой. В Китае правосторонняя свастика являлась женским символом «инь». Символизм свастики как знака жизненных сил, солнечной энергии и циклического возрождения часто совпадал с символизмом Создателя, особенно это заметно в традиции джайнизма. Свастика изображалась на стопе или груди Будды. Она была также эмблемой Христа в ране христианских катакомбных церквях. Крылатый диск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и Вавилоне. Исходя из этого можно сказать, что свастика нашла широкое применение во многих регионах. Её наносили на священные объекты и на предметы быта, при этом её значение могло быть самым разнообразным. Кроме присущей свастике энергии вращения использовалась и другая графическая символика этого знака: загнутые концы образуют квадрат, окружающий статический центр. В символике североамериканских индейцев свастика была связано со священным числом четыре, четырьмя Богами ветров, четырьмя временами года. В Китае – с четырьмя сторонами света, а также являлась символом числа 10000. В масонской традиции её использовали в качестве символа, отводящего беду и зло. Свастика была также секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в христианской секте манихеев. Как эмблема арийской расовой чистоты свастика стала использоваться перед Первой Мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер, великолепно владевший искусством манипуляции массовым сознанием, использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии. Мистический восточный знак, более древний, чем символизирующий христианство крест. А пятиконечная звезда пришла к нам из Средневековья и чернокнижия, и связана с дьявольскими обрядами6. Возможно, именно поэтому свастика стала отличительным символом нацизма и была избрана Гитлером в качестве эмблемы немецкого народа. В августе 1920 года свастика была помещена на нацистских знаменах, присвоив тем самым её призывную силу.
Как уже упоминалось ранее, руны фуртак лежат в основе символики нацизма. Так, например, руна «зиг» является знаком власти, энергии, борьбы и смерти. Создателем является штурмгаупфюрер Вальтер Хек. Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на министра внутренних дел Гиммлера, который избрал «сдвоенную молнию» эмблемой SS(СС).
Руна «гер» – символ духовного единства, иногда встречалась на форме солдат 11-й моторизованной добровольческой дивизии СС «Нортланд». Руна «Вольфсангель» или «волчий крючок» – первоначально использовалась для отпугивания волков, позднее стал символом свободы и независимости. На начальных этапах становления нацистской партии эта руна составляла часть ее эмблемы, позже она перешла на форму дивизии СС «Дас Рейх». В настоящее время эта руна сохранилась на гербе города Вольфштайн.
Руна «опфер» – знак самопожертвования. В начале 20 века использовалась ассоциацией немецких ветеранов «Стальной шлем», позже перекочевала на одежду инвалидов СС. Памятный знак с руной «опфер» был выпущен в честь так называемых «мучеников 9-го ноября» – шестнадцати сторонников Гитлера, убитых полицией во время «Пивного путча» в 1923 г.
Руна «лебен» – знак жизни. Использовалась как символ общества «Лебедсбор», занимавшегося расовыми вопросами, и «Аненербе». Проставлялась на надгробных памятниках, отмечая дату рождения. В наше время она применяется расистскими организациями: «National Alliance» и «Arian Press».
Руна «тотен» – она же руна смерти. Использовалась на надгробных памятниках и на документах при указании даты смерти.
Руна «тир» обозначала удачу в бою. Изначально трактовался как древнегерманский символ бога войны Тира. Часто использовалась на могилах эсэсовцев вместо креста, а также носилась на левой руке, символизируя окончание спецшколы офицеров СС, постепенно трансформируясь в нагрудный знак сотрудников управления СС по подготовке кадров.
Руна «одал» обозначала единство крови, содействовала сближению и единению людей одной крови. Использовалась в эмблеме сотрудников Главного управления СС по вопросам расы и поселений, а также на форме солдат дивизии СС «Принц Эугейн».
Руна «хайльзехен» является символом успеха и удачи. Изображалась на кольцах у эсэсовцев. Руна «халгалл» является символом веры в истинность нацистского мировоззрения. Встречалась на кольцах СС и на форме полицейских дивизий СС. Руна также широко использовалась во время эсэсовских церемоний7.
Ещё одним из известных символов национал-социалистического движения является «Кровавое Знамя». Распространенная версия происхождения этого символа гласит о том, что это знамя в день «Пивного путча» нес Андреас Бауридль, шедший во главе колонны путчистов, направлявшихся к залу полководцев на мюнхенской площади Одеонсплац. На улице Резиденцштрассе колонна была остановлена и расстреляна в упор рейхсвером и «зеленой полицией» баварских сепаратистов. Под градом полицейских пуль путчисты разбежались, потеряв 16 человек. Позднее эти люди были названы «мучениками Движения». Среди убитых был и Андреас Бауридль, окрасивший своей кровью полотнище партийного знамени. С тех пор национал-социалисты придавали этому «Кровавому знамени» характер величайшей партийной святыни. Оно выносилось только по особо торжественным случаям и использовалось для освящения других партийных знамен. На вершине знамя представляло собой золоченый статичный крючковидный крест в золоченом же круглом дубовом венке. В нижней части «Кровавого Знамени» помещался золоченый шар, прикрепленный к серебряной горловине, на поверхности которой были выгравированы имена троих бойцов шестого штурма СА: Бауридля, Хеккенбергера и фон Штрански8.
Но не только графическая символика является отличительной чертой нацизма. Нацистское приветствие являлось одним из главных символов принадлежности к Гитлеру. Гитлеровское приветствие в Третьем Рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямленной ладонью и восклицания «Heil Hitler», что на русском языке означает «Да здравствует Гитлер» или «Слава Гитлеру». Приветствие нацистское часто путают с приветствием итальянских фашистов, позже заимствованным национал-социалистами. Однако при «римском салюте» рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу вверх от любого положения руки.
Ещё одним возгласом в национал-социалистическом движении является Sieg Heil (Зиг хайль). Данный лозунг в переводе на русский язык означает «Да здравствует Победа» или «Слава Победе». Данная фраза выкрикивалась одновременно с нацистским приветствием, особенно это было распространено на массовых собраниях. Лозунг был придуман Рудольфом Гессом на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге. Одушевленный речью Адольфа Гитлера он начал его выкрикивать, собравшаяся многочисленная толпа сразу же подхватила его. После этого Адольф Гитлер и другие главы партии троекратно повторяли эти слова в конце своих речей. Данные действия ярко показаны в фильме «Триумф воли», который был снят по заказу Гитлера. Суть этого фильм заключалась в пропаганде национал-социалистического движения, а конкретно съезда НСДАП в 1934 году в Нюрнберге. После крушения Третьего рейха демонстрация фильма в Германии была запрещена, так как он служил распространению идей национал-социализма. Сегодня его показ в Германии разрешен только в учебно-просветительских целях с обязательным вступительным словом киноведа или историка9.
Представленная выше информация свидетельствует о том, что предметом национал-социализма являются не партии, политические взгляды и организации, через которые люди выражают свои интересы в социально- политической сфере, а глубинная история, связанная с мифами, фантазиями и символами, которые наложили свой след на развитие реакционного и авторитарного мышления нацизма. Следует отметить, что существует много символов, которые не были придуманы представителями данной партии, а лишь переработаны под свое течение. Такими являются, например, свастика или Гитлеровские приветствие, которые были взяты из других культур и подстроены под себя. Это может свидетельствовать о том, что нацисты умело, могли приспособить любую теорию или любой символ под свои цели.
Глава II. Идеи восточного оккультизма в нацизме
2.1. Древневосточные культы и манускрипты –
основа немецкого оккультного движения «Виенай»
Начало изучения оккультизма как исторического явления следует относить к 1718 году, когда в Лондоне вышла работа Фрэнсиса Хатчесона «Историческое эссе относительно колдовства с наблюдениями касательно действительных фактов». Автор рассматривал явление с рационалистической точки зрения, усматривая в нем лишь суеверие и мошенничество. Эта книга стала первым трудом, рассматривавшим оккультизм с критическо-исторической точки зрения, и в этом смысле открыла историю изучения вопроса в мировой науке. Так же данная работа положила начало первому этапу исторического рассмотрения оккультизма. В историческом процессе рассмотрения оккультизма сформировались два подхода, а в следствии, и две школы для его определения.
Первая школа описывала оккультно-эзотерический
подход, который рассматривал феномен
как объективно существующее явление
научно-физического свойства. Представители
данного подхода являлись одними из первых,
кто попытались собрать, сохранить,
систематизировать и опубликовать средневековые
источники по тематике магии, демонологии,
ведовства и алхимии. Так, например, можно
отметить заслугу А.Э. Уэйта и
С. Мазерса в попытке первой полной научной
публикации важнейшего средневекового
источника по вопросу магии, каббалистики
и демонологии – «Магического ключа Соломона»
Второй подход был представлен консервативными христианскими исследователями. Опираясь на позиции христианского традиционализма, они требовали более серьезного отношения к тематике оккультизма, рассматривая его как реально существующее явление. Ключевой фигурой этого периода данного направления следует считать Йозефа Фейхра, автора работы «Суеверие и католическая церковь Средневековья».
Конец XIX столетия стал началом нового этапа в изучении оккультной тематики. В этот период стал складываться либерально-гуманистический подход, возникший вследствие распространения сциентизма и позитивизма. Слабость данного подхода связана с непониманием того факта, что зло коренится в природе человека. Гуманисты видели в ведовстве мерзкое порождение темного средневековья. Авторы этой школы сосредоточили свое внимание на рассмотрении ведовских процессов и других репрессивных механизмов убежденные в том, что церковь служит препятствием на пути прогресса, они отвергали возможность реальной подоплеки ведовских практик и веры в ведьм, настойчиво утверждая, что не ведьмы, а инквизиторы придумали ведовство».
В 1875 году Елена Блаватская создает Теософское общество, из которого в 1913 году образуется и выходит Антропософское общество. После 1918 года происходит возрождение и быстрое распространение астрологии, в 1947 году возникает уфология. Оккультные мировоззрения проникают в церкви, секты и так называемые «новые религии», заполняют пустоты, которые раньше были заполнены христианством, и включают в свои ряды тех, кто разочаровался в научно-технических и идейно-политических пророчествах.10
Слово оккультизм означает «скрытый» и «эзотерический», что означает «для избранных». Из этого можно сделать вывод, что оккультизм – общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе, опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвященным». Принято считать, что в основе оккультных практик лежит «древняя философия», которая опирается, с одной стороны, на магию и алхимию эллинистического периода, а с другой стороны на иудейский мистицизм. Согласно определению религии как веры в существование сверхъестественных существ, явлений и сил, оккультизм является разновидностью религиозного мировоззрения. Главной задачей оккультизма является познание сокровенных тайн мироздания. При этом оккультизм признает три мира существования:
Свое начало оккультизм берет из глубокой древности. Его сокровенные тайны оберегались египетскими жрецами и индийскими браминами. Эти знания передавались в устной и письменной, но при этом только посвященным. Все оккультные науки и знания можно разделить на несколько отделов: