3.1 Метафизика как
основная альтернатива диалектики
Диалектика является
не единственной теорией о
развитии всего сущего. Наряду
с ней существуют и другие
теории со сходным предметом
философского интереса (развитие), которые
также являются философскими
методами.
Совокупность
философских идей, по-иному (не
диалектически) объясняющих первоначала
всего сущего, стали духовной
основой антидиалектики. Одной из
главных форм антидиалектики
является метафизика, представляющая
собой противоположное диалектике
мировоззрение, эволюция которого
обеспечивалась и поныне происходит
за счет самых различных идей.
Метафизика
отрывает противоположности друг
от друга, не видит их связи
или их противоречия. Метафизический
способ мышления "за отдельными
вещами не видит их взаимной
связи, за их бытием - их возникновения
и исчезновения, из-за их покоя
забывает их движение, за деревьями
не видит леса".
Представления
о метафизике приобретут более
конкретный вид, если сравнить
две концепции развития - диалектическую
в метафизическую. Метафизическая
рассматривает развитие как только
уменьшение или увеличение (то
есть как только количественные
изменения) или как только качественные
изменения без каких-либо количественных
изменений, т.е. отрывает противоположности
друг от друга. Далее, метафизическая
концепция видит источник развития
только во внешнем воздействии
на вещь. Наконец, она рассматривает
развитие или как движение
по кругу, или только как
движение по восходящей или
нисходящей прямой.
Диалектическая
же концепция видит источник
развития в единстве и борьбе
противоположностей, рассматривает
развитие как единство количественных
и качественных изменений, как
единство постепенности и скачков,
как развитие по спирали.
Экстремизм
в любом деле также метафизичен,
как реакционная позиция. Метафизик
впадает в крайности, хочет
найти единственное средство
для социальных преобразований.
Диалектике
чужда односторонность метафизики,
она не совместима ни с догматизмом,
ни с релятивизмом, которые произрастают
на почве метафизического отрыва
абсолютного и относительного
друг от друга, она отвергает
шараханье из одной крайности
в другую, претензию судить обо
всем только "со своей колокольни".
Диалектика стремится к всестороннему
изучению вещей и отрицает
эклектическое, произвольное выхватывание
то одного, то другого в вещи.
Философские
идеи, систематизирующие метафизику,
можно свести в две группы.
В первую группу входят
идеи “жесткой оппозиции” диалектике.
Этими идеями отрицается всеобщая
связь явлений, абсолютизируется
покой, другими словами, диалектика
отрицается в исходном принципе
- принципе развития. Оценивая данные
метафизические идеи, Ф.Энгельс писал,
что метафизика рассматривает
процессы “вне их великой общей
связи, и в силу этого - не
в движении, … а как вечно
неизменные”.
В процессе
эволюции метафизика признала
идею развития. Соответственно во
вторую группу входят философские
идеи, объясняющие мир из принципа
развития, но интерпретирующие его
метафизически. Данными идеями
либо отрицается принцип противоречивости
развития, а если и признается
противоречивость, то не внутренняя
(саморазвитие), а внешняя; развитие
сводится или исключительно к
эволюционизму (отрицаются скачки),
или к катастрофизму (абсолютизируются
скачки, отрицается эволюция).
Таким
образом, метафизика противостоит
диалектике, во-первых, как мировоззрение,
отрицающее развитие; во-вторых, как
противоположная диалектике
концепция развития. Эволюция метафизики
от первого ее значения ко
второму, от исторического ее
образа к современному показывает,
с одной стороны, идейную силу
диалектики, в борьбе против которой
метафизика была вынуждена, ведя
спор с диалектикой, признать
ее исходную позицию - принцип
развития. С другой стороны, способность
к обновлению показывает и
достаточные силы самой метафизики.
Также
можно выделить следующие конкретные
отличия метафизики от диалектики.
По вопросу связей старого
и нового — если диалектика
признает наличие связей между
старым и новым, то метафизика
полностью отвергает их, считая,
что новое целиком вытесняет
старое. По вопросу о причине
движения — согласно метафизике
движение не может исходить
из самой материи, причиной
движения является внешний первотолчок.
По вопросу взаимосвязи количества
и качества — сторонники метафизики
не видят взаимосвязи между
количеством и качеством; по
их мнению, количество изменяется
благодаря количеству (увеличение,
уменьшение и т. д.), качество
изменяется благодаря качеству (то
есть само по себе улучшается,
ухудшается). По вопросу направленности
движения, развития - если диалектика
считает, что развитие происходит,
главным образом, по восходящей
спирали, то метафизика признает
развитие либо по прямой, либо
по кругу, либо вообще не
признает направленности развития.
В системе мышления — если
динамический способ мышления
сводится к шагам "тезис
— антитезис — синтез", то
метафизический опирается на
формулы "или — или", "если
не то, значит — это", то есть
метафизическое мышление негибкое
и однобокое. В отношении к
окружающей действительности —
диалектика видит мир во всем
его многообразии ("цветное видение
мира"), а метафизика — однообразно,
по принципу "черное — белое".
В отношении к познанию —
согласно диалектике познание
есть постепенный и целенаправленный
процесс к абсолютной истине,
через последовательное постижение
пока познаваемых (относительных)
истин (то есть от простого
к сложному и абсолютному с
учетом их единства); согласно
метафизике абсолютную истину
можно познать сразу, с помощью
надчувственных и сверхопытных
приемов, носящих "умозрительный"
характер. В отношении к окружающему миру
- диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным,
метафизика - состоящим из отдельных вещей
и явлений.
Жизненные
проявления метафизики разнообразны.
Она обнаруживает себя как
в мышлении, так и в практическом
действии. Наиболее жизнестойкими
формами метафизики являются
догматизм, софистика, эклектика.