Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:38, контрольная работа
Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима.
Введение…………………………………………………………………………..3
Диалектика и метафизика………………………………………………………..4
Историческое развитие диалектики как метода познания……………………..8
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля…………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный
финансово-экономический
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему:
«ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА»
Выполнил
Студент
Специальность
№ зач. книжки
Преподаватель
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Диалектика и метафизика…………………
Историческое развитие диалектики как метода познания……………………..8
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля…………………….12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Освоение
действительности в философии осуществляется
посредством философских
В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать которыми – большое искусство.
Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима.
Диалектика
возникла и развивалась наряду с
метафизикой как
Для того чтобы изучить диалектический метод, в первую очередь нужно сопоставить диалектический и метафизический методы познания, т.к. диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания.
Диалектика и метафизика
Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Зарождение
и начало становления диалектики
связано с периодом античности. Этот
этап часто характеризуют как
стихийную, или наивную, диалектику,
имея в виду прежде всего то, что
взгляды первых философов на мир
были во многом наивны. Но вместе с тем
они рассматривали его
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира («Всем течет!»), на взаимный переход противоположностей в нем («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.»), то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким образом,
диалектика в принципе совместима как
с материализмом, так и с идеализмом.
В первом случае она выступает
как материалистическая диалектика,
во втором – как идеалистическая
диалектика. Классический представитель
идеалистической диалектики (равно
как и диалектического
Г.Гегель разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).
Материалистическая диалектика К.Маркса в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:
Можно выделить
две основные исторические формы
метафизики: 1. «старая» метафизика была
характерна для философии и науки
в XVII-XIX вв. (метафизический материализм,
натурфилософия, философия истории
и т. д.). Специфика этой формы метафизики
— отрицание всеобщей связи и
развития, отсутствие системного, целостного
взгляда на мир (мышление по принципу
«или-или»), убежденность в завершенности
всех мировых связей; 2. новая метафизика,
в отличие от старой, не отвергает
ни всеобщую связь явлений, ни их развитие.
Это выглядело бы абсурдом в эпоху
громадных достижений науки и
общественной практики. Особенность
антидиалектики в новой форме
— сосредоточение усилий на поисках
различных вариантов
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей (идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.), которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т.п. познавательного процесса.
К ним следует добавить софистику и эклектику, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога». Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т.е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски.
Особенности
метафизики философии Нового времени
были обусловлены промышленной и
научной революциями того времени,
возникновением нового естествознания.
В основании человеческого
Историческое развитие диалектики как метода познания
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);
2. Идеалистическая
диалектика немецкой
3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Стихийная диалектика древних в
наиболее ясной форме была выражена
в философии древней Греции, в
рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно
Гераклиту, все течет и изменяется,
все существует и в то же время
не существует, находится в постоянном
процессе возникновения и исчезновения.
Гераклит стремился объяснить
Если у Гераклита речь идет о диалектической действительности в целом, то Зенон Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно-диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несет в себе новое качество в сравнении с составляющими ее атомами.
Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Продолжая мысль Сократа, и трактуя мир понятий или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.
Аристотель превратил