Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:08, реферат
Развивается ли мир и если развивается то, как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каков источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика - важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии, к изучению которой мы приступаем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТАФИЗИКА В ФИЛОСОФИИ 4
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАФИЗИКИ 4
1.2. МЕТОДЫ МЕТАФИЗИКИ 6
2. ДИАЛЕКТИКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Содержание
Введение
Развивается ли мир и если развивается то, как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каков источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика - важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии, к изучению которой мы приступаем. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.
Слово метафизика изобретено не Аристотелем и не встречается ни у одного из древних писателей до Аристотеля. Генетически или по словообразованию, метафизика означает всё заприродное, сверхприродное или лежащее в глубинах природы, затаенное и скрытое в природе. Корень слова, фисис, означает, природу, всё природное. Отсюда наука «физика», наука о природе, а метафизика есть наука о заприродном. Аристотель, как один из немногих универсальных гениев человечества, соединил в своем лице или своей деятельности обе отрасли знания, физику и метафизику. В физику Аристотеля входила не только физика в современном смысле, но и все другие естественные науки, зоология, ботаника и минералогия.
За наукой «физикой» следовала у Аристотеля его «Первая философия». Эта книга, как и другие его книги, переведены на европейские языки, под названием «Метафизика». Метафизика в обширном смысле есть наука о Бытии во всех его проявлениях. В этом смысле метафизика есть онтология, наука о Бытии. Поэтому метафизика включает теологию, космологию и антропологию. Онтология есть часть метафизики. Понятие метафизики более обширно, чем понятие онтологии1.
Метафизика, как учение, касается сферы сверхчувственных объектов, всего того, что лежит за пределами телесных чувств, есть наука о сверхчувственном. А сверхчувственное есть в то же время и сверхразумное. Разумное знание черпает из чувственного опыта и воображения, оперирует представлениями и понятиями, тесно связанными с эмпирией. Сверхразумное нужно понимать также, как сферу превышающую логическую. В связи с этим в современной науке утвердилось понятие металогического. Со времен схоластики вошло в научно-философский обиход понятие иррационального. Иррационализм имеет двойной смысл и в этом его недостаток. У Сенеки, Квинтилиана и Апулея, древних латинских авторов, у западного богослова Тертуллиана, иррациональное означает неразумное. В современном научно-философском лексиконе иррациональное, как неразумное, имеет значение также и сверхразумного. Сверхразумное получило новое наименование супраментального, которое утвердилось в современной науке.
В изложении Эйслера метафизика есть философское учение об общих принципах Бытия и последних познаваемых связях Сущего с происходящим. Догматическая (имеется в виду философский догматизм) метафизика есть наука о трансцендентном, о вещах в себе. Критическая метафизика, есть попытка создать на основе общих данных отдельных наук универсальный синтез содержания опыта, соединить в одно целое, критико-познавательно обоснованное миросозерцание, принципиально понять области Бытия и познания. Несмотря на критику познания, метафизика имеет априорную (внеопытную и до-опытную) часть. В остальном она гипотетична, имеет большую или меньшую достоверность, не избегая индивидуальных и социально-политических соглашений. Пытается преодолеть односторонность отдельных наук в цельности и тотальности разума, вне его абстрагирующей и анализирующей деятельности. Стремится интерпретировать без противоречий, дать теорию взаимоотношения всего опыта. Она трансцендирует только частичный опыт жизни и отдельной науки, но ведет только к границам опытного и мыслительно-фантастического.
Последнее замечание философа Эйслера очень существенно, подчеркивает участие фантазии в интенции житейского, обычного, прагматического разума, «чистого разума» в смысле Канта. Тогда критическая метафизика вырождается в спекулятивизм в совместной интенции разума и фантазии. Эйслер отмечает и другой недостаток критической метафизики, она определяет абсолютно трансцендентное только негативным путем, исходя из феноменального (обратного трансцендентному). Если прибавить еще замечание Эйслера о «метафизическом влечении» философов, то картина будет полной2.
История метафизики представляется в изложении Эйслера так. У Аристотеля метафизика есть «Первая философия», а также и теология. Как наука о принципах, метафизика касается и Бога, как высшего принципа. Есть наука о Бытии и всего, что существует в себе (отсюда кантовская вещь в себе). Другие принципы: материя, форма, причина и цель. Метафизика имеет дело также с отдельным и неподвижным. Метафизика заинтересована переходом потенциального (возможного) в действительное, через имманентные вещам (пребывающие) формы.
В стоической философии развит монистический метод, исход из Монады. В неоплатонизме преобладает спиритуализм, эманация (излучение) из Монады (сказывается влияние индуизма). Скептическая школа отрицает возможность метафизики. У Платона — учение об идеях.
В схоластике вначале — влияние Платона, а потом — Аристотелл. У Фомы Аквинского метафизика — господствующая науке царица наук, имеет дело с Божественным, есть онтология. У Суарец — первая философия, наука. Декарт-учение о первых принципах познания. Лейбниц — сторонник спиритуалистической метафизики, есть монадология. Крузиус — наука о необходимых истинах разума. Локк, Юм и Вольтер относятся к ней скептически. Кант — метафизика основана на иллюзиях разума, вследствие неправильного применения идей разума. Теоретически имеет только регулятивное значение. Метафизика, по Канту есть философия об общих принципах. Но это необходимая наука для разума, содержит синтетические суждения a priori (категории). У Шеллинга и Гегеля — склонность к критической метафизике. У Геренниуса — за природой, за физическим лежащее.
По Канту, метафизика состоит из онтологии, рациональной физиологии, рациональной космологии и рациональной теологии, и есть завершение всей культуры человеческого разума. Догматическая метафизика есть собрание софизмов. Эйслер считает кантовское деление на метафизику природы и метафизику морали необоснованным. У Шеллинга метафизика основывается на интеллектуальном созерцании и спекулятивной фантазии. У Гегеля метафизика принимает характер диалектики, утверждается тожество логики и метафизики (панлогизм), и метафизика становится абстрактной наукой понятий.
Метод есть планомерный способ для достижения определенной цели в теоретической или практической области3.
В
связи с пробуждением интереса к
метафизическим проблемам на рубеже
двух последних столетий, современная
философия говорит о «
Что
такое метод в науке и
Метафизика, как философская наука, пользуется методами общефилософскими, то есть логическими, дедуктивным, индуктивным и интуитивным, лежащими в основе дискурса (дискурсивного мышления). Если этого оказывается недостаточно, то философ-метафизик прибегает к спекуляции, смешанной продукции разума и фантазии. Но спекуляция — главный враг подлинной метафизики, так как заменяет действительность призраками. Как высшая отрасль философии, метафизика должна иметь свой собственный метод, превосходящий возможности дискурса, способный объединить все данные опыта внешнего и внутреннего. Эта возможность частично дается в интуиции, которая расширяет границы дискурса4.
Интуиция, как метод, есть плод интроспекции или интроверзии, внутрь-направленности разума в процессе концентрации внимания на одном каком-нибудь объекте, изъятом из круга других объектоd. Bнfче интуиция определяется, как моноидеизм, концентрация на одной идее или одном образе. Но сфера метафизической действенности интуиции весьма ограничена, пет чистой интуиции, как таковой, она переходит в дускурс, вернее переносит свои объекты на поверхность сознания, давая новый материал дискурсивному мышлению, дополнял внешний опыт внутренним опытом. Некоторые авторы придают интуитивному методу больше значения, чем он того заслуживает, смешивая его с религиозным методом.
Индукция, дедукция и интуиция, как метафизические методы, требуют детального рассмотрения. Для индукции характерен анализ, а для дедукции — синтез. Индукция есть обобщение опыта, переход от частного к общему и установление законов, особенно в естественных науках. Разум аналогизирует, комбинирует, анализирует, переходит от низших природных принципов и концептов к высшим, духовным, находя их следы и воздействия в природных актах.
Метафизика,
как общая наука о
Философия
должна быть диалектической, не исключая
и религиозной философии, иначе
она превращается в безжизненную
схему. Отказ от диалектики, как это
заметно в некоторых
Диалектика есть жизненный нерв мышления, который, прежде всего, должно быть построен на строгом различении и соединении объектов мышления. Научно-философское мышление теряет под собой всякую почву без диалектического различения и диалектической раздвоенности. Почему диалектика рассматривается вместе с теорией познания, гносеологией? Диалектика есть не только онтический (бытийный) закон, но и познавательный метод, разработанный в античной науке с исчерпывающей полнотой и воспринятый полностью в современной гносеологии. Тем самым диалектика является связующим звеном между бытием и знанием. Творческому креатурноиу (тварному) синтезу соответствует синтез познавательный. Подлинное познание диалектично-диалогично, познание есть сама диалектика. Такова субъективная диалектика, отражающая, как и теория познания, действительность в познавательном процессе. Отсюда родственность обеих философских дисциплин.
Диалектика
есть также и учение о развитии,
о всеобщей связи и обусловленности
явлений. Получить точное представление
о мире, человечестве, можно только
путем диалектического
В диалектике преодолевается абстрактность, диалектика есть переход от абстрактного к конкретному, от противоположности к целостности, к тотальности, и наоборот. Диалектика имеет отношение не только к сфере реальности, но и идеальности. В феноменальном, видимом, чувственном мире, действительность открывается только частично. Диалектический метод ведет дальше и приоткрывает, не полностью, завесу мира невидимого, интеллигибельного. В этом — одна из тайн диалектики. Через диалектическую диаду-противоположность обнаруживается общее и единое каждого явления и вещи, их идея6.
Наука метафизика теснейшим образом связана с наукой диалектикой. Без диалектики ведет к фальшивой метафизике, и наоборот, это показала вся история европейской философии на протяжении 6-ти столетий. Метафизика, как верховная философская дисциплина, оказывает роковое влияние на подчиненные науки, гносеологию и диалектику. Всякие колебания в метафизике ведут к сознательному искажению двух других, и наоборот, искривленная метафизика есть плод неправомочных дисциплин. Классическим образцом является система Канта, где предвзятая, тенденциозная метафизика калечит гносеологию и диалектику, и наоборот.