Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:01, реферат
История — это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, и у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина — истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков.
Введение
История — это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, и у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина — истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков.
Особое положение занимает философия. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия — очень точный барометр времени, «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель). Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир — осознание его под знаком вечности.
На
протяжении всей, почти 3-тысячелетней
истории своего существования философия
не переставала быть критикой: критикой
наличного бытия и наличного сознания.
Великие философы, как и великие художники,
не были в милости у власти — напротив,
власть их преследовала, отправляла в
изгнание, в тюрьмы или на эшафот (так было
не только в прошлом, но и в наше время).
Но философы спорили не только с властью.
Не менее горячо они спорили друг с другом,
доводя искусство спора (диалектику) до
высокого уровня совершенства.
В
этих спорах уже в античной философии
(и независимо от этого в философии
восточной) стали складываться и укреплять
свои позиции (отыскивая все новые и все
более убедительные аргументы) две противоположные,
противостоящие стороны: материалистическая
и идеалистическая.
Суть первой хорошо выражена словами древнегреческого философа Гераклита: «мир не создан никем из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет». Суть второй хорошо передает Библия: «В начале было Слово, и Слово было Бог».
Спор
между этими, основными философскими
направлениями идет уже тысячелетия,
но на каждом более высоком витке
познания и в каждую более развитую
эпоху культуры — по-новому.
Цивилизация и культура.
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) был введен в XVIII веке французским экономистом В. Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757). Но до сих пор не существует однозначной трактовки этого термина.
В
XIX веке появилось понимание
Эволюционная
концепция Л. Моргана оказала
немалое влияние на становление философии
истории марксизма во второй половине
XIX века. Но соглашаясь с Морганом в отношении
начального временного ограничителя цивилизации
(как «эпохи, следующей за дикостью и варварством»),
марксизм ввел в то же время и конечный
временной ограничитель: цивилизация
— это отрезок исторического пути человечества
до наступления коммунизма. Другими словами,
цивилизация, в марксистском понимании,
— это серия антагонистических формаций,
начиная с рабовладельческой.
При этом Маркса и Энгельса интересовала та стадия цивилизации (капитализм), из которой, по их мнению, должно было возникнуть коммунистическое общество. Однако вырванный из цивилизационного контекста капитализм представлялся исключительно (или главным образом) в своем формационном обличье. Одним из широко распространенных пониманий термина «цивилизация» стало отождествление его с понятием «культура». При этом по мере изучения разнообразных культур сложился локально-исторический подход, представители которого рассматривают цивилизации как качественно различные локальные исторические образования, как особые социокультурные феномены, ограниченные пространственно-временными рамками.
В XIX веке этой точки зрения придерживался известный русский социальный мыслитель и культуролог Н. Я. Данилевский (1822—1885), который рассматривал цивилизации как определенные «культурно-исторические типы общества», существующие в рамках обособленных локальных образований. Каждая локальная цивилизация, считал он, проходит в своем развитии следующие этапы: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка.
Сторонники
локально-исторического
Еще
одно значение сводится к тому, что
под цивилизациями понимают автономные,
уникальные культуры, проходящие известные
циклы развития.
Так используют это понятие русский мыслитель Н. Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби. Весьма часто цивилизации выделяются по религиозному признаку. А Тойнби и С. Хантингтон полагали, что религия является одной из основных характеристик цивилизации и даже определяет цивилизацию. Конечно, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека, на искусство, литературу, психологию, на представления масс, на всю общественную жизнь, но не следует и переоценивать влияния религии, ибо цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимосвязаны. Не стоит отрицать того, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии. Более того, не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация выбирает религию и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. Несколько по- иному понимал цивилизацию О. Шпенглер. Он противопоставлял цивилизацию, которая по его мнению представляет совокупность исключительно технико-механических достижений человека, культуре как царству органически-жизненного. О. Шпенглер утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В современной западной социологической литературе проводится идея абсолютизации материально-технических факторов, выделение человеческой цивилизации согласно уровню технико-экономического развития. Таковы концепции представителей так называемого технологического детерминизма - Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера.
Перечень
признаков, которые являются основой
для выделения той или иной
цивилизации, односторонни и не могут
передать сути данной социально-культурной
общности, хотя они характеризуют в той
или иной мере ее отдельные черты, особенности,
определенную специфику, технико-экономические,
культурные, региональные своеобразия
данного социального организма, не обязательно
ограниченного национальными рамками.
В диалектико-материалистической философии и социологии цивилиза-
ция рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. В первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной общностью, в которой социальные, экономические и культурные составляющие общества практически не разделялись, причем сами отношения внутри общностей носили в значительной степени "естественный характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений, когда к тому времени общество разделилось на классы, механизмы функционирования и развития общества решительно изменились, оно вступило в новую полосу развития, в полосу цивилизации.
Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчеркнуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.
Цивилизация
включает в себя преобразованную
человеком окультуренную природу и
средства этого преобразования, человека,
усвоившего их и способного жить в окультуренной
среде своего обитания, а также совокупность
общественных отношений как форм социальной
организации культуры, обеспечивающих
ее существование и преобразование. Это
некоторая общность людей, характеризуемая
определенным набором ценностей (технологиями,
навыками, традициями), системой общих
запретов, похожестью ( но не тождественностью)
духовных миров и т. д. Но любому эволюционному
процессу в том числе и развитие цивилизации,
сопутствует и рост разнообразия форм
организации жизни, - цивилизация никогда
не была и не будет единой, несмотря на
объединяющую человечество технологическую
общность. Обычно феномен цивилизации
отождествляется с появлением государственности,
хотя государство и право - сами продукт
высокоразвитых цивилизаций. Они возникают
на базе сложных, социально значимых технологий.
Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается.
Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимается много специалистов - философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т. д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого, общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождение в их рамках феномена культуры становится в современных условиях все актуальнее.
С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую представляет исторический процесс. Классификация формаций и цивилизаций - это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.
Традиционными
обычно принято называть те цивилизации,
где жизненный уклад ориентирован медленными
изменениями в сфере производства, консервацией
культурных традиций, воспроизведением
часто на протяжении многих столетий сложившихся
социальных структур и образа жизни. Обычаи,
привычки, взаимоотношения между людьми
в таких обществах очень устойчивы, а личность
подчинена общему порядку и ориентирована
на его сохранение.
Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социальной общности.
Человек, не включенный в корпорацию, утрачивал качество личности. Подчиняясь традициям и социальным обстоятельствам, он уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сословной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессиональных навыков, продолжая эстафету традиций. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока. Но насколько они разные - эти традиционные общества! Как не похожа мусульманская цивилизация на индийскую, китайскую, а тем более на японскую. Да и каждая из них тоже не представляет собой единого целого - как неоднородна мусульманская цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Турция, государства Средней Азии и т. д. ).