Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:01, реферат
История — это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, и у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина — истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков.
цивилизация
выбирает религию и адаптирует ее
к своим духовным и материальным
потребностям. Несколько по иному понимал
цивилизацию О. Шпенглер. Он противопоставлял
цивилизацию, которая по его мнению представляет
совокупность исключительно технико-механических
достижений человека, культуре как царству
органически-жизненного. О. Шпенглер утверждал,
что культура в ходе ее развития низводится
до уровня цивилизации и вместе с ней движется
навстречу своей гибели. В современной
западной
социологической
литературе проводится идея абсолютизации
материально-технических
Перечень признаков, которые являются основой для выделения той или иной цивилизации, односторонни и не могут передать сути данной социально-культурной общности, хотя они характеризуют в той или иной мере ее отдельные черты, особенности, определенную специфику, технико-экономические, культурные, региональные своеобразия данного социального организма, не обязательно ограниченного национальными рамками.
В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. В первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной общностью, в которой социальные, экономические и культурные составляющие общества практически не разделялись, причем сами отношения внутри общностей носили в значительной степени "естественный характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений, когда к тому времени общество разделилось на классы, механизмы функционирования и развития общества решительно изменились, оно вступило в новую полосу развития, в полосу цивилизации.
Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчеркнуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда,
вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.
Цивилизация
включает в себя преобразованную
человеком окультуренную природу и
средства этого преобразования, человека,
усвоившего их и способного жить в окультуренной
среде своего обитания, а также совокупность
общественных отношений как форм социальной
организации культу-
ры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой общих запретов, похожестью ( но не тождественностью) духовных миров и т. д. Но любому эволюционному процессу в том числе и развитие цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации жизни, - цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря на объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя государство и право - сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они возникают на базе сложных, социально значимых технологий. Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается.
Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимается много специалистов - философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т. д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого, общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождение в их рамках феномена культуры становится в современных условиях все актуальнее.
С
точки зрения эволюции выделение
формаций или цивилизаций играет
важную роль в осмыслении грандиозного
объема информации, которую представляет
исторический процесс. Классификация
формаций и цивилизаций - это лишь определенные
ракурсы, в которых изучается история
развития человечества. Сейчас принято
различать цивилизации традиционные и
тех-
ногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.
Традиционными
обычно принято называть те цивилизации,
где жизненный уклад ориентирован медленными
изменениями в сфере производства, консервацией
культурных традиций, воспроизведением
часто на протяжении многих столетий сложившихся
социальных структур и образа жизни. Обычаи,
привычки, взаимоотношения между людьми
в таких обществах очень устойчивы, а личность
подчинена общему порядку и ориентирована
на его сохранение. Личность в традиционных
обществах реализовывалась только через
принадлежность к некоторой корпорации
и чаще всего жестко закреплялась в той
или иной социальной общности. Человек,
не включенный в корпорацию, утрачивал
качество личности. Подчиняясь традициям
и социальным обстоятельствам, он уже
с рождения был закреплен за определенным
местом в кастово-сословной системе, ему
предстояло усвоить определенный тип
профессиональных навыков, продолжая
эстафету традиций. В традиционных культурах
идея господства силы и власти понималась
как непосредственная власть одного человека
над другим. В патриархальных обществах
и азиатских деспотиях власть и господство
распространялись не только на подданных
государя, но и осуществлялись мужчиной,
главой семьи над женой и детьми, которыми
он владел так же, как царь или император
телами и душами своих подданных. Традиционные
культуры не знали автономии личности
и прав человека. Древний Египет, Китай,
Индия, государство Майя, мусульманский
Восток эпохи средневековья - образцы
традиционных цивилизаций. К числу традиционных
обществ принято относить все общество
Востока. Но насколько они разные - эти
традиционные общества! Как не похожа
мусульманская цивилизация на индийскую,
китайскую, а тем более на японскую. Да
и каждая из них тоже не представляет собой
единого целого - как неоднородна мусульманская
цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Турция,
государства Средней Азии и т. д.).
Современный
период развития общества определяется
прогрессом техногенной цивилизации,
которая активно завоевывала себе все
новые социальные пространства. Этот тип
цивилизованного развития сформировался
в европейском регионе, его часто называют
западной цивилизацией. Но он реализуется
в различных вариантах как на Западе, так
и на Востоке, поэтому используется понятие
"техногенной цивилизации", поскольку
ее важнейшим признаком является ускоренный
научно-технический прогресс. Технические,
а затем и научно-технические революции
делают техногенную цивилизацию чрезвычайно
динамичным обществом, вызывая часто на
протяжении жизни нескольких поколений
радикальное изменение социальных связей
- форм человеческого общения. Мощная экспансия
техногенной цивилизации на остальной
мир приводит к ее постоянному столкновению
с традиционными обществами. Некоторые
были просто поглощены техногенной цивилизацией.
Другие, испытав на себе влияние западной
технологии и культуры, тем не менее, сохраняли
многие традиционные черты. Глубинные
ценности техногенной цивилизации складывались
исторически. Их предпосылками были достижения
культуры античности и европейского средневековья,
которые затем были развиты в эпоху Реформации
и Просвещения и определили систему ценностных
приоритетов техногенной культуры. Человек
понимался как активное существо, которое
находится в деятельном отношении к миру.
Идея преобразования мира и подчинения
человеком природы была главной в культуре
техногенной цивилизации на всех этапах
ее истории, вплоть до нашего времени.
Преобразующая деятельность рассматривается
здесь как главное предназначение человека.
Причем, деятельностно активный идеал
отношения человека к природе распространяется
и на сферу социальных отношений. Идеалы
техногенной цивилизации - это возможность
индивида включиться в самые различные
социальные общности и корпорации. Человек
становится суверенной личностью только
потому, что он не привязан к той или иной
конкретной социальной структуре, а может
свободно строить свои отношения с другими
людьми, вливаясь в различные социальные
общности, а часто
в разные культурные традиции. Пафос преобразования мира порождал особое понимание власти, силы и господства над природными и социальными обстоятельствами. Отношения личности зависимости перестают в условиях техногенной цивилизации доминировать (хотя можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения одного человека над другим) и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации и т. д.). Важной составляющей в системе ценностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, которая создает уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально, научно устроить природу и социальную жизнь.
Теперь
обратимся к соотношению
Культура
- есть выражение индивидуального
начала каждого социума. Исторические
этносоциальные культуры есть отражение
и выражение в нормах поведения,
в правилах жизни и деятельности, в традициях
и привычках не общего у разных народов,
стоящих на одной цивилизационной ступени,
а того, что специфично для их этносоциальной
индивидуальности, их исторической судьбы,
индивидуальных и неповторимых обстоятельств
их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка,
религии, их географического местоположения,
их контактов с другими народами и т. д.
Если функция цивилизации - обеспечение
общезначимого, стабильного нормативного
взаимодействия, то культура отражает,
передает и хранит индивидуальное начало
в рамках каж-
дой данной общности.
Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
Именно
сегодня проблемы и перспективы
современной цивилизации