Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:01, реферат
История — это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, и у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина — истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков.
     цивилизация 
выбирает религию и адаптирует ее 
к своим духовным и материальным 
потребностям. Несколько по иному понимал 
цивилизацию О. Шпенглер. Он противопоставлял 
цивилизацию, которая по его мнению представляет 
совокупность исключительно технико-механических 
достижений человека, культуре как царству 
органически-жизненного. О. Шпенглер утверждал, 
что культура в ходе ее развития низводится 
до уровня цивилизации и вместе с ней движется 
навстречу своей гибели. В современной 
западной  
социологической 
литературе проводится идея абсолютизации 
материально-технических 
Перечень признаков, которые являются основой для выделения той или иной цивилизации, односторонни и не могут передать сути данной социально-культурной общности, хотя они характеризуют в той или иной мере ее отдельные черты, особенности, определенную специфику, технико-экономические, культурные, региональные своеобразия данного социального организма, не обязательно ограниченного национальными рамками.
В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. В первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной общностью, в которой социальные, экономические и культурные составляющие общества практически не разделялись, причем сами отношения внутри общностей носили в значительной степени "естественный характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений, когда к тому времени общество разделилось на классы, механизмы функционирования и развития общества решительно изменились, оно вступило в новую полосу развития, в полосу цивилизации.
Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчеркнуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда,
вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.
     Цивилизация 
включает в себя преобразованную 
человеком окультуренную природу и 
средства этого преобразования, человека, 
усвоившего их и способного жить в окультуренной 
среде своего обитания, а также совокупность 
общественных отношений как форм социальной 
организации культу- 
ры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой общих запретов, похожестью ( но не тождественностью) духовных миров и т. д. Но любому эволюционному процессу в том числе и развитие цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации жизни, - цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря на объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя государство и право - сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они возникают на базе сложных, социально значимых технологий. Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается.
Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимается много специалистов - философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т. д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого, общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождение в их рамках феномена культуры становится в современных условиях все актуальнее.
     С 
точки зрения эволюции выделение 
формаций или цивилизаций играет 
важную роль в осмыслении грандиозного 
объема информации, которую представляет 
исторический процесс. Классификация 
формаций и цивилизаций - это лишь определенные 
ракурсы, в которых изучается история 
развития человечества. Сейчас принято 
различать цивилизации традиционные и 
тех- 
ногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.
     Традиционными 
обычно принято называть те цивилизации, 
где жизненный уклад ориентирован медленными 
изменениями в сфере производства, консервацией 
культурных традиций, воспроизведением 
часто на протяжении многих столетий сложившихся 
социальных структур и образа жизни. Обычаи, 
привычки, взаимоотношения между людьми 
в таких обществах очень устойчивы, а личность 
подчинена общему порядку и ориентирована 
на его сохранение. Личность в традиционных 
обществах реализовывалась только через 
принадлежность к некоторой корпорации 
и чаще всего жестко закреплялась в той 
или иной социальной общности. Человек, 
не включенный в корпорацию, утрачивал 
качество личности. Подчиняясь традициям 
и социальным обстоятельствам, он уже 
с рождения был закреплен за определенным 
местом в кастово-сословной системе, ему 
предстояло усвоить определенный тип 
профессиональных навыков, продолжая 
эстафету традиций. В традиционных культурах 
идея господства силы и власти понималась 
как непосредственная власть одного человека 
над другим. В патриархальных обществах 
и азиатских деспотиях власть и господство 
распространялись не только на подданных 
государя, но и осуществлялись мужчиной, 
главой семьи над женой и детьми, которыми 
он владел так же, как царь или император 
телами и душами своих подданных. Традиционные 
культуры не знали автономии личности 
и прав человека. Древний Египет, Китай, 
Индия, государство Майя, мусульманский 
Восток эпохи средневековья - образцы 
традиционных цивилизаций. К числу традиционных 
обществ принято относить все общество 
Востока. Но насколько они разные - эти 
традиционные общества! Как не похожа 
мусульманская цивилизация на индийскую, 
китайскую, а тем более на японскую. Да 
и каждая из них тоже не представляет собой 
единого целого - как неоднородна мусульманская 
цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Турция, 
государства Средней Азии и т. д.). 
     Современный 
период развития общества определяется 
прогрессом техногенной цивилизации, 
которая активно завоевывала себе все 
новые социальные пространства. Этот тип 
цивилизованного развития сформировался 
в европейском регионе, его часто называют 
западной цивилизацией. Но он реализуется 
в различных вариантах как на Западе, так 
и на Востоке, поэтому используется понятие 
"техногенной цивилизации", поскольку 
ее важнейшим признаком является ускоренный 
научно-технический прогресс. Технические, 
а затем и научно-технические революции 
делают техногенную цивилизацию чрезвычайно 
динамичным обществом, вызывая часто на 
протяжении жизни нескольких поколений 
радикальное изменение социальных связей 
- форм человеческого общения. Мощная экспансия 
техногенной цивилизации на остальной 
мир приводит к ее постоянному столкновению 
с традиционными обществами. Некоторые 
были просто поглощены техногенной цивилизацией. 
Другие, испытав на себе влияние западной 
технологии и культуры, тем не менее, сохраняли 
многие традиционные черты. Глубинные 
ценности техногенной цивилизации складывались 
исторически. Их предпосылками были достижения 
культуры античности и европейского средневековья, 
которые затем были развиты в эпоху Реформации 
и Просвещения и определили систему ценностных 
приоритетов техногенной культуры. Человек 
понимался как активное существо, которое 
находится в деятельном отношении к миру. 
Идея преобразования мира и подчинения 
человеком природы была главной в культуре 
техногенной цивилизации на всех этапах 
ее истории, вплоть до нашего времени. 
Преобразующая деятельность рассматривается 
здесь как главное предназначение человека. 
Причем, деятельностно активный идеал 
отношения человека к природе распространяется 
и на сферу социальных отношений. Идеалы 
техногенной цивилизации - это возможность 
индивида включиться в самые различные 
социальные общности и корпорации. Человек 
становится суверенной личностью только 
потому, что он не привязан к той или иной 
конкретной социальной структуре, а может 
свободно строить свои отношения с другими 
людьми, вливаясь в различные социальные 
общности, а часто  
в разные культурные традиции. Пафос преобразования мира порождал особое понимание власти, силы и господства над природными и социальными обстоятельствами. Отношения личности зависимости перестают в условиях техногенной цивилизации доминировать (хотя можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения одного человека над другим) и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации и т. д.). Важной составляющей в системе ценностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, которая создает уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально, научно устроить природу и социальную жизнь.
     Теперь 
обратимся к соотношению 
     Культура 
- есть выражение индивидуального 
начала каждого социума. Исторические 
этносоциальные культуры есть отражение 
и выражение в нормах поведения, 
в правилах жизни и деятельности, в традициях 
и привычках не общего у разных народов, 
стоящих на одной цивилизационной ступени, 
а того, что специфично для их этносоциальной 
индивидуальности, их исторической судьбы, 
индивидуальных и неповторимых обстоятельств 
их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, 
религии, их географического местоположения, 
их контактов с другими народами и т. д. 
Если функция цивилизации - обеспечение 
общезначимого, стабильного нормативного 
взаимодействия, то культура отражает, 
передает и хранит индивидуальное начало 
в рамках каж- 
дой данной общности.
Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
     Именно 
сегодня проблемы и перспективы 
современной цивилизации