Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:12, контрольная работа
Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
Введение. 3
1.Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре.. 4
2.Основные разделы философии (краткая характеристика). 18
3.Функции философии: мировоззренческая, методологическая, рефлексивно - критическая и интегративная. 21
Заключение. 26
Список литературы. 27
Каждый из нас слово «философия» так или иначе, увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность
Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами– философия рефлексирует над основаниями культуры. При всем разнообразии подходов к пониманию философии, никто не оспаривает тот факт, что философия представляет собой одновременно и знания, и ценности.
Именно благодаря этой особенности философия была определена великим немецким философом Гегелем как «квинтэссенция самосознания исторической эпохи» или «эпоха, схваченная в мыслях»[1;47]. Философия передает знания и ценности грядущему поколению в специфической рациональной, то есть в мысленной форме, вырабатывая «мысли о мыслях». Перед философией калейдоскопичный, мозаичный мир предстает в опосредованном мыслями виде. «Философское знание не является знанием о фактах. Эта размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве»[4;42].
Философия связана с жизнью, либо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью, так или иначе, располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления.
По мнению Альберта Швейцера2, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». «Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей»[3;29].
Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного.
Культура – мера человеческого в человеке.
Что касается «философии», то ее, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем.
.
.
.
Разделы философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, социальная философия, философская антропология.
«Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытие, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия»[3;53]. Термин «бытие» был введен Р. Гоклениусом3 только в 1613 г., уже в античности сформировались различные варианты онтологии как учения о бытии как таковом, которое связано с различением подлинного бытия и неподлинного сущего. В поздней схоластике делается поворот от метафизики бытия к региональным онтологиям, которые ставили вопрос о бытии объектов того или иного рода, например, универсалий, чисел и др. «Центральная задача философии Нового времени - проблема онтологического статуса объектов научного знания»[3;53]. Исходная установка новой онтологии выражена Декартом4 в тезисе о том, что этот мир может быть создан лишь так, как это вообразил субъект. В философии Спинозы5 возрождается метафизика бытия, учение о бытии как таковом - бытию приписываются такие характеристики как самодетерминация, самодостаточность и всеблагость. Возражая Спинозе, Лейбниц6 создает вариант плюралистической онтологии, исходным принципом которой являются «монады» - «духовные атомы», дискретные идеальные первосущности.
По Канту7, онтология как учение о бытии как таковом, вне его соотнесенности с теоретическим знанием, с поступком человека, со способностью оценки, вообще лишена смысла.
В XIX веке онтология подвергается критике со стороны позитивизма, в частности, за некритическое авансирование автономии понятиям науки. В XX веке делается важный поворот к утверждению онтологии как центральной части философии; происходит осознание историчности человеческого бытия, провозглашается необходимость «очищения» сознания от разного рода привнесений и отождествлений, с целью достижения чистоты, позволяющей непосредственно созерцать бытийственные сущности; тем самым, сознание понимается как средство прорыва к бытию.
«Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, выявляются всеобщие предпосылки и условия истинности познавательного процесса. В каждом направлении современной философии есть своя гносеология»[3;54].
Гносеология - это прежде всего теория познания как таковая (теория распредмечивания мира). Здесь ставятся и обсуждаются вопросы о природе знания, его источниках, о самом процессе познания, его формах. К числу основных вопросов в теории познания относится вопрос, что есть истина?
«Логика (греч. logos - учение; слово; понятие; рассуждение; разум) – в значении «формальная логика» (основоположником которой был Аристотель) - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания»[3;54]. К общезначимым формам мысли относят: понятия; суждения; умозаключения. К общезначимым средствам мысли относят: определения; правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений; правила перехода от одних умозаключений к другим как следствиям из первых; законы мысли, обосновывающие такие феномены как системное мышление. Логика, в качестве основания корректного мышления, является наукой о мышлении. В этом амплуа, логика - лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности его содержания. Задача формальной логики - каталогизация правильных способов рассуждений, позволяющих из истинных посылок получать истинные суждения. Логика в формальном ее выражении определяется дедуктивным и индуктивным процессами мысли. В настоящее время логика распадается на множество направлений: метафизическая; психологическая; теоретико-познавательная (трансцендентальная); семантическая; предметная; неосхоластическая; логика как методология и логистика.
«Этика - философское учение о нравственности, морали»[3;55]. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение «практической философии», стремящейся ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы выход из данной ситуации сделать нравственным. При этом этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности могут быть выявлены не только в ситуации, но в самой личности. Таким образом, этика способствует пробуждению оценивающего сознания в человеке.
Мораль как объект изучения этики есть один из основных способов нормативной регуляции человека и доминирующая в конкретном обществе форма общественного сознания. В современной философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей; социальная этика; христианская этика. При этом этика, основанная исключительно на позитивных ценностях (к примеру, христианских заповедях), представляет собой скорее моральную теологию, чем философскую этику.
«Эстетика - философская дисциплина, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей»[3;57]. Причем, данные сферы эстетического связаны настолько, что их невозможно развести как автономные, хотя они, и обладают известной самостоятельностью. Так, эстетика как проявление ценностного отношения человека к миру рассматривает природу и своеобразие эстетического, закономерности дифференциации эстетических ценностей и т.п. В свою очередь, эстетика как сфера художественной деятельности людей изучает художественную деятельность, ее генезис и динамику, структуру и своеобразие художественного, место художественного в культуре и т.п. Однако эстетика все же не столь ограничена сферой эстетического и художественного освоения мира, чтобы данные элементы исчерпывали ее содержание. Эстетика, кроме всего прочего, еще вырабатывает и своеобразную программу становления эстетического как такового. Другими словами, эстетика это учение не только о прекрасном, но и эстетически важном. В зависимости от философских взглядов и методологических установок ученых, занимающихся эстетикой, различают: эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную, спекулятивную эстетику.
«Социальная философия – раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы функционирования и развития общества»[3;57]. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен. В общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.
«Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества»[3;58].
«Философская антропология – раздел философии, исследующий наиболее общие и существенные проблемы человека»[3;58]. Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.
Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука.
.
.
.
.
.
.
.
.
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего, используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции:
1. Мировозренческая функция.
Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни.
«Существуют различные виды мировоззрений:
1. Мифологическое мировоззрение древнейшего периода истории объясняет сложные и непонятные явления природы и общественной жизни вмешательством загадочных, мистических явлений, во многом подобных самому человеку.