Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:25, контрольная работа
Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству, не ослабевает, а даже усиливается в наше время, потому что, мнение человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.
Введение………………………………………………………………………...
3
1.
Платон – великий греческий ученый………………………………….......
3
2.
Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………….
5
3.
Основные положения учения Платона о государстве и человеке……….
8
4.
Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой………………………………….
11
Заключение……………………………………………………………………....
15
Библиографический список…………
Традиционная гносеологическая
проблематика включается при
этом в более широкий
По Платону познание – это воспоминание. До того как человек рождается его душа пребывает в мире идей. Все знания в душе есть, попав в тело человека, душа все забывает. Требуется усилие, чтобы вспомнить забытое. Если же мы, с помощью чувств познаем мир теней, то мы получаем иллюзии, т.е. не знание, а мнение.[8.c.30]
Онтология, космология и теория познания в учении Платона выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим знанием обладает душа. Душа состоит из трех частей:
1) разумной;
2) пылкой (волевой);
3) вожделеющей (чувственной).
Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание человеческого общества – государства. Этика Платона органически сочетается с концепцией государства.
В философском мировоззрении Платона огромное место занимают его взгляды на общество и государство. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных произведения – «Государство» и «Законы». Эти вопросы также рассматриваются в диалогах «Политик» и «Критон».
Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил четыре типа государства:
1) Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3) Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.
Проект идеального государства Платона явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципах справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество – добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, то есть добросовестное выполнение своих производственных функций. Четвертая добродетель – Справедливость - характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание» причиняет огромный ущерб государству. [5.c.41]
Огромное внимание мыслитель уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.
Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества.
В проекте идеального
государства Платона жизнь его
граждан во многом
Платоновское государство
– это теоретическая схема
утопического государства, в
С Гераклитом связано
развитие диалектических идей
античной философии. Широко
Гераклита можно считать стихийным диалектиком. Его учение не было выражено в строгих понятиях. [8.c.47]
Сократ не признавал проблем, характерных для философов той эпохи: о природе, ее первоначале, о мироздании. По его мнению, философия должна заниматься рассмотрением не природы, а человека, его нравственных качеств и сущности этики как определенной области знания. Вопросы этики – вот главное, чем должна заниматься философия, и это главная тема бесед Сократа.
Для обоснования своих этических взглядов Сократ использовал разработанный им метод, который вошел в историю философии под названием сократического и который по сути своей был методом диалектического спора. Для Сократа диалектика – это метод, посредством которого представляются, развиваются и обосновываются этические понятия, а философия – процесс изучения конкретного нравственного явления, в ходе которого вырабатываю представление о том, что такое это явление с точки зрения его сущности.
Все диалектические
рассуждения строятся по
Беседы строились
по принципу постановки
Философия, согласно
Платону, пользуется
Таким образом, по
Гераклиту, все развивается по
Логосу, стихийно и подчинено
судьбе. Для Сократа и Платона
– истина рождается в споре.
Гераклит считал, что всем явлениям
присущи внутренние
Для античных философов характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира, его познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего существующего от отдельной вещи до космоса: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Все происходит через борьбу и по необходимости» считал он. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – «Логос» («слово», «разум», «закон»). В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры понимания мира, непосредственно данного живому созерцанию. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.
Гараклитовская космология строится на основе стихийной диалектики.
Таким образом,
Гераклит совмещает
Сократ не признает
проблем, которые занимали
Диалектика Платона
– путь или движение мысли
через неистинное к истинному.
Вызвать душу к размышлению
может такое впечатление или
такая мысль, которые
Платон развивал
проблемы диалектики в форме
диалога, споров, дискуссии. «В
споре рождается истина»,- считал
он. Он рассматривал
Таким образом,
по Гераклиту, все развивается
по Логосу, стихийно и подчинено
судьбе. Для Сократа и Платона
– истина рождается в споре.
Гераклит считал, что всем явлениям
присущи внутренние
Заключение.
Рассмотрев различные стороны учения Платона, мы видим, что все они являются претворением концепции «идеи» в различных областях.
Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей. Идеи для Платона не есть просто продукт человеческого мышления. Они – истинный, реальный род бытия. Идеи представляют собой источник, причину бытия вещей. Учение о мире идей представляет собой главный вклад Платона в становление философской мысли. Однако оценка этого вклада была и остается противоречивой. [5.c.40]
Теория «идей» Платона называется «наивной», так как она представляет собой стержневую линию его взглядов и не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Платон и сам почувствовал это, поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» он выдвигает против нее свои собственные возражения. Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма. Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое – многое, тождество – различие.