Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:28, статья
В статье рассматриваются теоретические воззрения, положившие начало самостоятельной теории социального рыночного хозяйства, точки зрения ученых, оформивших теорию и систематизировавших ее положения, взгляды специалистов, определяющих современное ее развитие. Предложен обзор противоречий, возникающих в современных условиях использования теоретических позиций, и представление автора о природе этих противоречий.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Т.Е.Давыдова Ваш комментарий
(для участников
конференции)
В статье рассматриваются
теоретические воззрения, положившие
начало самостоятельной теории социального
рыночного хозяйства, точки зрения ученых,
оформивших теорию и систематизировавших
ее положения, взгляды специалистов, определяющих
современное ее развитие. Предложен обзор
противоречий, возникающих в современных
условиях использования теоретических
позиций, и представление автора о природе
этих противоречий.
“Экономические
концепции и экономические
Л. Эрхард, 8 декабря
1945 г.
I. Теоретическая
основа формирования и
1. Общая оценка
базовых теорий.
Каждая отдельно
взятая экономическая или социально
- экономическая концепция не возникает
из ничего – в ее основе непременно (в
той или иной степени) заложены разработанные
ранее теории, уже высказанные точки зрения.
Концепция социального рыночного хозяйства
не является исключением, поэтому с целью
полноты ее исследования на наш взгляд
необходима предварительная характеристика
базовых воззрений (с учетом центральной
темы исследования - лишь в рамках их основных
положений).
В качестве базы
концепции германского
Как система
взглядов теория экономического либерализма
ведет свое начало от английских классиков
Адама Смита и Давида Рикардо,
выдвинувших требование: позвольте
людям делать то, что они хотят.
Либерализм признает ведущую роль индивидуальной
деятельности, обусловливаемой личным
интересом. Основной принцип теории –
обеспечение наибольшей свободы хозяйствующих
субъектов и строгое ограничение степени
государственного вмешательства в экономику
(следование позиции Laissez faire).
Теоретические
убеждения сторонников
наиболее эффективной
системой хозяйствования считается
рыночная система – она создает
наилучшие условия для
рыночная система
обладает способностью саморегулирования,
обеспечивая тем самым наличие «естественного
порядка» (Ordnung);
естественный
порядок формирует и
свободе деятельности
препятствует образование монополий и
(или) вмешательство государства;
государство обязано
лишь обеспечивать условия для конкуренции.
В основе различных
концепций рыночного хозяйства
лежат следующие виды либерализма
[2]. Во-первых, это традиция, ведущая
свою историю от Адама Смита и Шотландской
школы (при том, что влияние А.Смита сказалось
далеко не на одной школе), придающая большое
значение собственному интересу. Во-вторых,
традиция, базирующаяся на принципе общественного
разума и логики, например, в работах Юргена
Хабермаса (Juergen Habermas). В-третьих, христианская,
особенно католическая, доктрина, принимающая
рынок как механизм координации, но требующая
его сопровождения соответствующей институциональной
и социальной политикой (труды Августина
и Фомы Аквинского). По мнению Петера Козловски
(Peter Koslowski), концепция социального рыночного
хозяйства изначально формируется на
основе классических и христианских экономических
воззрениях (примерно в равной степени).
Неолиберализм
понимается как вариация классических
взглядов либералов, выражающая неприятие
тоталитарных общественных систем и допускающая
присутствие элементов государственного
регулирования в экономике. Неолиберальные
экономические и социальные проекты в
обязательном порядке включают требование
(закрепленное в конституции или в законе)
защиты конкуренции от монопольной власти.
Различаются же они в выработке направлений,
позволяющих решить проблему совмещения
свободы с необходимостью поддержки социально
незащищенных слоев населения. Неолиберальное
направление представляет собой систему
различных взглядов. В современных условиях
под определением «неолиберальной» выступает
несколько школ. К ним принято относить
чикагскую (Фрэнк Найт, Милтон Фридмен),
лондонскую (Людвиг фон Мизес, Фридрих
Август фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер
Ойкен, Людвиг Эрхард) школы.
Основателем Чикагской
школы считается экономист и
социолог Фрэнк Найт (1885 - 1972). Согласно
точке зрения Найта экономическая
теория изначально призвана рассматривать
чисто экономические процессы, абстрагируясь
от технологических, социальных и структурных
элементов. Важное место в его трудах занимает
фактор «уникальной неопределенности»,
связанный с конъюнктурными колебаниями.
Прибыль есть результат риска и удачи,
в условиях стационарной регулируемой
экономики она отсутствует. Приоритетной
Ф. Найт считал только «конкурентную экономику».
В качестве последователей Ф. Найта выступают
Милтон Фридмен и Джордж Стиглер (1911 - 1991).
Лондонская школа
неолиберализма считается классической,
а ее основателем является Людвиг
фон Мизес. Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) рассматривал
главным образом вопросы конкуренции
в изменяющихся экономических условиях
и проблемы экономического равновесия.
Он утверждал [3] , что централизованное
регулируемые цены делают невозможным
достижение экономического равновесия
в условиях плановой экономики. В результате
централизованная экономика (вне свободно
меняющихся цен) не предусматривает наличия
инструментов эффективного планирования.
Системы плановой государственной экономики
он называл «планируемым хаосом».
Если Л. Мизеса
принято считать основателем
лондонской школы неолиберализма, то
ее представителя Ф. Хайека (1899 - 1992),
ученика Л. Мизеса, называют отцом
неолиберализма. С точки зрения Хайека
рынок как система обеспечивает
синтез предельно конкретного знания
с предельно абстрактным. Под первым понимается
индивидуальное знание специфических
условий времени, места и образа действий
[4]. Умение пользоваться этими условиями
в конечном итоге обеспечивает индивидуальные
преимущества. Свободный рынок создает
предпосылки для использования этого
знания, наделяя правом распоряжаться
им обладателей этого знания.
Конкуренция в
трудах Хайека - процесс динамический,
а понятие «совершенная конкуренция»
изначально исключает возможную
конкурентную деятельность [5] . Конкуренция
трактуется как метод порождения новых
знаний. Этому способствует открытие новых
потребностей, никому до этого неизвестных,
и новых способов их удовлетворения. Кроме
этого, экономические агенты узнают, на
что они реально способны по сравнению
с прочими. Вывод: искусственное ограничение
конкуренции сокращает объем знаний, доступных
обществу. По мнению Хайека, защиту конкурентного
порядка не следует сводить к идее Laissez
faire. Наступление государства можно остановить,
если либералы будут самостоятельно разрабатывать
и реализовывать меры по преодолению трудностей,
с которыми сталкивается современный
мир. «Конкуренция есть процесс формирования
мнения: путем распространения информации
она создает единство и согласованность
экономической системы» [6]. Государственное
вмешательство препятствует распространению
информации, поэтому его функции должны
быть строго ограничены [7].
2. Позиция ордолиберализма.
В немецком либеральном
движении 40 – 50-х годов двадцатого
столетия параллельно существовали две
группы экономистов - единомышленников.
С одной стороны, ордолибералы, или представители
Фрайбургской школы, то есть собственно
либералы во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом,
с другой – сторонники социальной рыночной
экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак
(Alfred Müller-Armack, 28.06.1901 - 16.03.1978) и Людвиг Эрхард
(Ludwig Erhard, 4.02.1897 - 5.05.1977). Значительный вклад
в процесс формирования и реализации концепции
социального рыночного хозяйства внесли
Александр Рюстов (Alexander Rüstow) и Вильгельм
Рёпке (Wilhelm Röpke), сторонники неолиберализма
гуманистической традиции [8].
Единство взглядов
представителей этих групп состояло
в том, что личная свобода общества
является ценностью сама по себе. В
силу этого социальная рыночная экономика
рассматривалась ими не как набор рекомендаций
по восстановлению разрушенной экономики,
а как программа, направленная на формирование
политического, экономического порядка
и тех сфер, в которых свобода является
основным условием эффективности [9] .
Начало германскому ордолиберализму было положено экономистом Вальтером Ойкеном (Walter Eucken, 17.01.1891 - 20.03.1950) и юристом Францем Бёмом (Franz Böhm, 16.02.1895 - 26.09.1977) в начале 30-х гг. во Фрайбурге (Freiburg).
Учение ордолиберализма
строилось на принципах конкуренции, то
есть на такой ситуации, когда множество
продавцов противостоит множеству покупателей,
и никакой индивидуум, а также их объединение
не способны оказывать влияние на рыночную
цену. Ордолибералы исходили из убеждения,
что только хозяйственный (или экономический)
порядок (Wirtschaftsordnung), основанный на свободе
и ответственности каждого индивидуума,
может эффективно обеспечить общество
ограниченными благами и неуклонно повышать
всеобщее благосостояние. В качестве одной
из основных задач современного либерального
государства рассматривалась защита конкуренции.
Считалось, что политика конкуренции должна
стать справедливой для всех: должен быть
принят принцип универсальной конкуренции,
который противостоял бы всем попыткам
частных лиц и государства в целом монополизировать
рынок. Они полагали, что развитая система
конкурентного рынка позволяет всем членам
общества (вне зависимости от их социального
статуса) вести достойный образ жизни.
В частности, В.
Ойкен утверждал, что каждая конкретная
система базируется на сочетании потребностей
людей, природных условий, рабочей силы,
товарных запасов, технических знаний,
правового и социального порядка (порядку
придано особое значение). Порядок не устанавливается
сам, в его формировании принимает участие
государство. В результате он становится
естественным, так как ведет к развитию
полной конкуренции и экономики в целом,
что соответствует самой природе человека
и основным принципам экономической свободы
[10] .
Ойкен отдавал
однозначное предпочтение свободному
рыночному хозяйству и сформулировал
основные «конституирующие» принципы
строя конкуренции:
Неприкосновенность
частной собственности;
Стабильность
денежного обращения и
Открытые рынки;
Свобода всех сделок
и договоров, кроме тех, цель которых состоит
в ограничении конкуренции;
Несение каждым
индивидом ответственности за принятые
им экономические решения (т. е. недопущение
фиктивных компаний);
Постоянство экономической
политики.
Экономическая
политика, по мнению Ойкена, может быть
представлена политикой порядка и политикой
регулирования. Политика порядка (Ordnungspolitik)
включает создание и совершенствование
реальных порядков, в условиях существования
которых осуществляется деятельность
экономических субъектов. Вмешательство
государства в эту сферу не просто допускается,
но и приветствуется, так как основной
его функцией видится нейтрализация колебаний
экономической конъюнктуры, ограничение
власти монополий. Однако государство
должно следовать двум принципам: необходим
контроль созданных влиятельных рыночных
субъектов (монополий) и следует создавать
экономический конкурентный порядок (Wettbewerbsordnung),
а не регулировать естественные экономические
процессы [11] . Политика регулирования
– политика воздействия на процесс хозяйственного
развития, где любое вмешательство государства
в экономический процесс недопустимо,
а основное значение придается правовому
и социальному порядку.
II. Социальное
рыночное хозяйство: варианты
концептуальных подходов.
1. Принципы свободы
и социального выравнивания А.
Мюллера-Армака.
Труды В. Ойкена и Ф. Бёма во многом способствовали формированию теории социального рыночного хозяйства как самостоятельного научного направления.
Термин «социальное
рыночное хозяйство» (Soziale Marktwirtschaft) впервые
обосновал и ввел в обращение в 1946 году
Альфред Мюллер-Армак, профессор экономики,
с 1958 по 1977 год член управленческого совета
Европейского инвестиционного банка,
ближайший сподвижник Людвига Эрхарда,
творца германского «экономического чуда».
Он отмечал, что данная формулировка изначально
вызвала удивление, так как 1946 год характеризовался
экономическим контролем сферы социального
обеспечения, и странно было видеть в рыночной
экономике формирование лучшего порядка
для широких масс населения. В связи с
этим было особо отмечено, что «социальное
рыночное хозяйство представляет собой
социально-экономический порядок», при
котором «целенаправленно организованная
экономика свободного рынка, сохраняемая
посредством регулирующей систему конкуренции,
дает более надежную гарантию социального
прогресса - особенно потому, что социальный
прогресс на базе свободной системы, посредством
сознательной выработки мер, соответствующих
принципам свободного рынка, и перераспределения
доходов через государственный бюджет,
когда развитие конкуренции формирует
экономическую базу для социальных мер,
может быть организован более эффективно»
[12].