Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, лекция
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи,
История развития
Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности.
В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии:
Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ),
глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.
Древняя китайская философия (VI—II вв. до н. э.)
Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.
даосизм (даоцзя): Вселенная является
источником гармонии, поэтому всё в мире,
от растения до человека, прекрасно в своём
естественном состоянии. Лучший правитель —
который оставляет людей в покое. Представители
этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан
конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники
должны управлять страной по принципам
справедливости, честности и любви. Изучались
этические правила, социальные нормы и
регулирование управления деспотическим
централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-
моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци,Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.
школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического
периода древней китайской
Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)
Для этого периода характерна
полемика между конфуцианством, легизмом
В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э.- 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения "Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н. э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь(145-86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90-40 гг. до н. э.) и Цзин Фан (78-37 гг. до н. э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127—200), Сюнь Шуана (128—190) и Юй Фаня (164—233).
Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226—249). При династии Ранняя Вэй (220—264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзычжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267—300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)
Оно характеризуется догматизацией
конфуцианства, которое вместе с его основателем
возвышается до религиозного почитания
(1055 — дарование роду Конфуция более высокого
дворянского звания, 1503 — причисление
Конфуция к лику святых, сооружение ему
храмов, в которых, однако, не было изображений
святых). С другой стороны, имеет место
гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма — — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в
Китай, смогло оказать влияние на китайскую
философию. Видным мыслителем XI века был Чжан Цзай, один из основоположников
неоконфуцианской школы ли сюэ («учение
о принципе»), также известный как Чжан
Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй и Чжан-цзы (1020—1078).Его
основные сочинения — «Си мин» («Западная
надпись»), «Дун мин» («Восточная надпись»),
«Чжэн мэн» («Наставление непросвещённым»),
«Цзин сюэ ди ку» («Бездонность принципов
изучения канонов»), «И шо» («Учение Канона
перемен»). Чжан Цзай в своем учении о человеке
исходил из признания существования в
человеке двух «природ»- небесной и «эфирной».
Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является
первоосновой как всех вещей, так и Вселенной
в целом. Ци заполняет великую пустоту
(тайсю). По мнению основателя юнцзяской
школы философа Е Ши (1150—1223), вселенная
образована из вещества, состоящего из
пяти первоэлементов и восьми видов вещества,
которые символически обозначаются восемью
триграммами. Из значительных мыслителей
более позднего времени следует упомянуть Ван Янмина (1472—1529), который являлся посредником
между даосизмом и конфуцианством. Значительно
позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век). Крупным мыслителем
XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских
построений которого лежит учение о «Великой
пустоте» (тай сюй) одного из основоположников
неоконфуцианства Чжан Цзая (1020—1078). В
XVII веке протекает также деятельность
ученого-энциклопедиста(
Оригинальным и глубоким
мыслителем XIX века в Китае был
казненный вместе с пятью другими
активными деятелями
Примечания
Следует учитывать, что традиция членения на «школы» цзя 家 восходит к Сыма Таню, который ок. 110 до н. э. впервые выделил указанные шесть направлений. Это разделение отнюдь не выступало жестким ограничением при взаимодействии различных интеллектуальных традиций.
(И цзин — XII — VI вв. до н. э.), с нашей точки зрения, является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в разное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. В ней нашли отражение древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской философией. Мир, однако, в ней не понимается как мир рациональных манипуляций.
Вокруг “Книги перемен”
возникали и до сих пор возникают
целый ряд историко-
Как уже говорилось, тексты “Книги перемен” создавались в разное время. Так называемый исходный текст возник между XII —VIII вв. до н. э.; тексты комментариев, являющиеся, однако, органической частью книги, появились в VIII — VI вв. до н. э. Исходный текст, помимо своего происхождения от гадания на черепашьих панцирях, костях животных и растениях ши, является и эхом мифов об элементах инь и ян, которые приобретают здесь понятийную форму.
Основой исходных текстов являются 64 гексаграммы, т. е. символы, образованные комбинациями шести линий (черт). Например, гексаграмма:
1 |
__________________ |
Творчество (Цянь) |
2. |
________ _________ |
Исполнение (Кунь) |
64. |
__________________ |
Еще не конец! (Вай цзи) |
К гексаграммам, а также к положению их отдельных линий (черт), в каждой из комбинаций приведены комментарии. Именно согласно изменению положений линий в гексаграммах “Книга перемен” и получила свое название. В комментариях мы читаем: “Перемена — это то, что изображено. Гексаграммы — это то, что изображает. Решение о действии зиждется на естественном основании. Вещие линии (черты) соответствуют движению мира. Так появляются счастье и несчастье, жалость и позор становятся очевидными”.
Предсказания, согласно “Книге перемен”, содержат некоторые намеки онтологического объяснения мира, что имеет важное значение: обращение субъективных мнений вещателей к четкому, одинаково для всей страны излагаемому предсказанию. Это делает возможными централизацию мышления в форме общих понятий, отход от произвола субъективного разнообразия. Это единство указывает также на необходимость понимания универсального единства мира.
Шу-цзин («Книга истории» или «Книга
документов», кит. трад. 書經, уп
Шу-цзин содержит 58 глав, 33 признаны аутентичными документами 6 в до н.э.
У ЦЗИН
(«Пять канонов», «Пятиканоние») — свод классических конфуцианских произведений, составленный в период правления У-ди (140—87 до н.э.), императора династии Западная Хань (206 до н.э. — 8 н.э.). Включает в себя пять канонов: «Ши цзин» («Канон стихов»), «Шу цзин» («Канон документальных писаний»), «Ли цзи» («Записи о ритуалах»), «Чжоу и» («Чжоуские перемены»), «Чунь цю» («Вёсны и осени»). «У ц.» вошел в фундамент конфуцианского образования: без его досконального знания невозможно было ни получить государственную должность, ни считаться образованным человеком. В период правления династии Сун (960—1279) свод «У ц.» был дополнен сводом «Сы шу». В совокупности они составили новый свод конфуцианских классиков «Сы шу У цзин» («Четыре книги (и) Пять канонов»).