Древняя китайская философия весьма
специфична. Определяется это прежде
всего ее подчиненностью политической
и моральной практике, т. е. редукцией
к так называемой практической философии.
Вопросы этики, ритуала, управления
страной, построения идеального общества,
упорядочения отношений между "верхами"
и "низами" и т. п. были в ней
доминирующими. Совпадение с политикой
было не только проблемным, но и, скажем
так, должностным. Многие философы представляли
влиятельные общественные силы и
служили министрами, сановниками, послами.
"Знание - действие - нравственность"
- эта цепочка в Древнем Китае
составляла одну из главных линий
философствования. Знание оценивалось
и отбиралось в соответствии с
задачами нравственного совершенствования
человека. Высшее знание - знание о добродетелях
и правилах поведения великих
людей. Еще один элемент рассматриваемой
специфики - оторванность философских
исканий от конкретных научных знаний,
естественнонаучных наблюдений, опытных
свидетельств, экспериментальных данных.
В этой оторванности определенно
просматривается пренебрежительное
отношение к естественнонаучным
наблюдениям и прикладным знаниям
как к чему-то явно низкому и
недостойному человека, человека-мудреца.
Противостояние философии и естествознания
лишала древнекитайскую культуру возможности
выработать цельное и всестороннее
мировоззрение. Оно пагубно сказывалось
на естественных науках, которые тем
самым обрекались на очень низкий
общественный статус и становились,
по сути, уделом одиночек. Для самой
философии недооценка естествознания
обернулась недостаточной развитостью
натурфилософских, в частности космогонических
идей и представлений. Этот проблемный
блок довольно скуден и, по сути, мифологичен.
В общих чертах древнекитайская
космогоническая картина выглядит
следующим образом: вначале был
тай цзи ("великий предел" - хаотически
недифференцированное состояние мира,
бытия); из него выделились инь и
ян (две упорядочивающие силы: темное
и светлое, женское и мужское,
земное и небесное); закон их жизни
- дао (взаимопревращение, или постоянная
смена чередование инь и ян).
Инь и ян вместе с опосредующим
их цзы образуют триадическую спираль
Дао: инь - цзы -ян. Отсюда, кстати и объяснение,
почему все древнекитайские философы
называются цзы: Лаоцзы, Кунцзы, Мэнцзы
и т. д. Они занимают срединное, "детское"
(цзы буквально - дитя) положение
и являются мудрецами "центра".
Своеобразной материалистической конкретизацией
рассматриваемой картины мира было
учение о "пяти первостихиях" (воде,
огне, металле, земле, дереве). В "Шу цзин"
("Книге истории") говорится: "Первое
начало - вода, второе - огонь, третье - дерево.
Четвертое - металл и пятое 12; земля.
[Постоянная природа] воды - быть мокрой
и течь вниз; огня - гореть и подниматься
вверх; дерева - [поддаваться] сгибанию
и выпрямлению; металла - подчиняться
[внешнему воздействию] и изменяться;
[природа] земли проявляется в
том, что она принимает посев
и дает урожай. То, что мокрое
и течет вниз, создает соленое;
то, что горит и поднимается
вверх, создает горькое; то, что поддается
сгибанию и выпрямлению, создает
кислое; то, что подчиняется и
изменяется, создает острое; то, что
принимает посев и дает урожай,
создает сладкое". К специфике
древнекитайской философии следует
отнести и ее сущностную обращенность
к прошлому, в прошлое. Так, все
выдвинутые ею проекты идеального общества
были в действительности не чем иным,
как идеализацией глубокой древности,
"золотого века" совершенномудрых
правителей - Яо, Шуня и Вэнь-вана. Ярким
выражением этой обращенности был культ
предков, состоявший в признании влияния
умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков.
Для древнекитайской философии характерна
также тесная связь с мифологией, мифами.
Отличительной же особенностью последних
был зооморфный (животноподобный: полуживотные
- полулюди) характер действовавших в них
богов и духов. Важным, системообразующим
элементом мифологии была божественная
сила неба. Древние китайцы свято верили
в то, что все в мире зависит от предопределения
или воли неба. Земля, мир для них всегда
- Поднебесная. Сыном неба перед своими
подданными выступал государь, правитель.
Его почитали как высшего посредника между
людьми и небесными духами. Ссылки на мифы
рассматривались в философии как самые
авторитетные аргументы.
В связи с мифологией следует
сказать и об отношении древней
(и последующей) китайской философии
к религии. Это отношение не
похоже на то, что было в
греко-римском мире и особенно
в средневековой Европе, где философия
довольствовалась - разумеется, вынужденно
- ролью прислужницы теологии. Религия
здесь проходила тест на философское
обоснование, чтобы быть принятой
обществом. Даже более того, сама
философия могла превращаться
в религию. Вот конфуцианство.
Это и философия, и, как канонизированное
учение, - религия.
Макиавелли долгое время был
должностным лицом флорентийской
республики, имеющим доступ к ряду государственных
тайн.Жизнь и деятельность Макиавелли
относятся к периоду начавшегося упадка
Италии, до XVI в. бывшей самой передовой
страной Западной Европы. В северной и
средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились
города-республики (Венеция, Флоренция,
Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой
экономикой. Промышленная и торговая верхушка
этих городов сумела, опираясь на народ,
подчинить себе феодалов своего округа,
создать свою коммунальную государственность.
Однако перемещение главных торговых
путей в связи с открытием Америки, развитие
производства в других странах Европы
вели к упадку итальянской промышленности
и торговли, подрывали силы итальянских
городов.В Италии не сложилось единое
государство — на ее территории существовали
городские республики, папское государство,
а также владения Испании. Раздробленная
Италия подвергалась нашествиям иноземных
войск; в ряде городов-государств силами
феодальной реакции учреждались тирании,
опиравшиеся на наемные войска.После установления
во Флоренции синьории Медичи Макиавелли
был лишен должности. В последний период
жизни он занимался литературной деятельностью.
Кроме сочинений на темы политические
("Рассуждения на первую декаду Тита
Ливия", "Государь", "О военном
искусстве" и др.) и исторические ("История
Флоренции") его перу принадлежит ряд
художественных произведений.Сочинениями
Макиавелли положено начало политико-правовой
идеологии Нового времени. Его политическое
учение свободно от теологии; оно основано
на изучении деятельности современных
ему правительств, опыта государств Античного
мира, на представлениях об интересах
и стремлениях участников политической
жизни. Макиавелли утверждал, что изучение
прошлого дает возможность предвидеть
будущее или по примеру древних определить
средства и способы действий, полезных
в настоящем. "Чтобы знать, что должно
случиться, достаточно проследить, что
было... Это происходит от того, — пояснял
Макиавелли, — что все человеческие дела
делаются людьми, которые имели и всегда
будут иметь одни и те же страсти и поэтому
они неизбежно должны давать одинаковые
результаты".Природа человека одинакова
во всех государствах и у всех народов;
интерес является наиболее общей причиной
человеческих действий, из которых складываются
их отношения, учреждения, история. Для
того, чтобы управлять людьми, надо знать
причины их поступков, их стремления и
интересы. Устройство государства и его
деятельность должны основываться на
изучении природы человека, его психологии
и влечений."Природа создала людей таким
образом, — писал Макиавелли, — что люди
могут желать всего, но не могут всего
достигнуть". Из-за этого люди беспокойны,
честолюбивы, подозрительны и никогда
не довольствуются своей долей. Поэтому
в политике всегда следует рассчитывать
на худшее, а не на доброе и идеальное.Государство
(независимо от его формы) Макиавелли рассматривал
как некое отношение между правительством
и подданными, опирающееся на страх или
любовь последних. Государство незыблемо,
если правительство не дает повода к заговорам
и возмущениям, если страх подданных не
перерастает в ненависть, а любовь — в
презрение. В творчестве Макиавелли мотивы
социальной психологии впервые осмыслены
как важный факт политики.В центре внимания
Макиавелли — реальная способность правительства
повелевать подданными. В книге "Государь"
и других
Целью государства и основой
его прочности Макиавелли считал
безопасность личности и незыблемость
собственности. "Человек, которого лишают
какой-либо выгоды, никогда не забывает
этого: достаточно малейшей надобности,
чтобы напомнить ему это; а
так как его надобности возобновляются
с каждым днем, то он вспоминает это
каждый день". Самое опасное для
правителя, неустанно повторял Макиавелли,
— посягать на имущество подданных,
это неизбежно порождает ненависть
(а ведь никогда не ограбишь так,
чтобы не осталось и ножа). "Даже
когда государь считает нужным лишить
кого-либо жизни, он может сделать
это, если налицо подходящее обоснование
и очевидна причина, но он должен остерегаться
посягать на чужое добро... Люди скорее
забудут смерть отца, чем потерю наследства".Незыблемость
частной собственности, как и безопасность
личности, Макиавелли называл благами
свободы, считал целью и основой прочности
государства. По его учению, блага свободы
наилучшим образом обеспечены в республике.
В свободных землях и странах, рассуждал
Макиавелли, богатства все время увеличиваются:
"Ибо каждый человек в этих странах,
не задумываясь, приумножает и приобретает
блага, которыми рассчитывает затем, свободно
пользоваться. Следствием этого оказывается
то, что все граждане, соревнуясь друг
с другом, заботятся как о частных, так
и об обще-. ственных интересах и что общее
их благосостояние на диво растет".Макиавелли
воспроизводит идеи Полибия о возникновении
государства и круговороте форм правления;
вслед за античными авторами он отдает
предпочтение смешанной (из монархии,
аристократии и демократии) форме. Особенность
учения Макиавелли в том, что смешанную
республику он считал результатом и средством
согласования стремлений и интересов
борющихся социальных групп. "В каждой
республике всегда бывают два противоположных
направления: одно — народное, другое
— высших классов; из этого разделения
вытекают все законы, издававшиеся в интересах
свободы".Предпосланные всему учению
о государстве рассуждения о природе человека
(индивида) Макиавелли существенно дополняет
исследованием общественной психологии
социальных групп, борющихся за влияние
в государстве. В Древнем Риме смешанная
республика сложилась в результате борьбы
и компромиссов народа и аристократии,
но их непримиримые распри вокруг аграрного
закона погубили республику. В истории
Флоренции раздоры простого народа (пополанов)
и знатных людей (нобилей) с самого начала
носили бескомпромиссный характер; этим
обусловлена непрочность флорентийской
республики.Макиавелли стремился опровергнуть
общее мнение историков о порочности народа.
Народные массы постояннее, честнее, мудрее
и рассудительнее государя. Если единоличный
правитель лучше создает законы, устраивает
новый строй и новые учреждения, то народ
лучше сохраняет учрежденный строй.Народ
нередко ошибается в общих вопросах, но
очень редко — в частных. "При избрании
должностных лиц, например, народ делает
несравненно лучший выбор, нежели государь".
Даже взбунтовавшийся народ менее страшен,
чем необузданный тиран: мятежный народ
можно уговорить словом — от тирана можно
избавиться только железом; бунт народа
страшен тем, что может породить тирана,
— тиран уже наличное зло; жестокость
народа направлена против тех, кто может
посягнуть на общее благо, "жестокость
государя направлена против тех, кто, как
он опасается, может посягнуть на его
собственное, личное благо".