Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:41, контрольная работа
Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень. 
 
Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: 1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные, 2) "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский государственный 
Юридический факультет
Контрольная работа
По дисциплине:                
Тема(либо вариант): Особенности китайской философии, даосизм и конфуцианство
                              
заочной формы обучения
                              
                              
                              
                              
Киров
2011г
Содержание
Введение
Человек 
в Китае отождествляется с природой и 
космосом и занимает центральное место 
в китайской философии. Согласно китайской 
философской традиции человек является 
сгустком трех видов космической энергии: 
цзин; ци; шень. 
 
Цзин - 
энергия зарождения всего сущего, "корень", 
"семя" живого организма. Выделяются 
два вида данной психофизической энергии: 
1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано 
человеку от рождения, генетическая программа, 
физические данные, 2) "семя Последующего 
Неба" - то, что человек накапливает 
в течение жизни. 
 
Нередко цзин 
отождествляется с сексуальной энергией. 
 
Ци - материально-духовная 
энергия, которая служит "строительным 
материалом" всего сущего (в отличие 
от цзин - энергии зарождения). 
 
Энергия ци подразделяется 
на вещественную ци и духовную ци. 
 
Духовная ци - 
основа жизни человека. Путь к успеху, 
физическому и духовному здоровью, счастью 
- освобождение ци от всего лишнего, очищение 
души. 
 
Шэнь - 
неистребимая духовная энергия, существующая 
в человеке, которая составляет "стержень" 
человеческой личности и не исчезает после 
смерти человека). 
 
Помимо трех видов 
космической энергии (энергии зарождения 
- цзин; энергии материального и духовного 
существования - ци; постоянной духовной 
энергии, остающейся после смерти, - шэнь) 
китайская философия выделяет два вида 
сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная 
энергия; инь - женская сексуальная энергия. 
 
Отсюда все сущее 
делится на два противоположных начала 
- мужское и женское. 
 
Это касается 
как живой природы (различие всех людей 
на мужчин и женщин, аналогичное половое 
деление среди животных), так и неживой 
природы (например, китайская философия 
относит к активному мужскому началу ян 
Солнце, небо, день, сухость, легкость, 
а к пассивному женскому началу инь - Луну, 
Землю, равнины, ночь, влагу). 
 
В основе существования, 
всей окружающей действительности лежит 
"Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение 
ян и инь. 
 
Древнекитайская 
культура дает мифологическое объяснение 
происхождения жизни на земле, живой и 
неживой природы, которое включало в себя 
ряд последовательных этапов: 
 
1. Великий Хаос, 
напоминающий по форме огромное Яйцо; 
 
2. Зарождение 
в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка 
всего сущего - гиганта Пань-Гу; 
 
3. Выход гиганта 
Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный 
Хаос к гибели; 
 
4. Образование 
из Хаоса Неба и Земли путем концентрации 
всего легкого и сухого вверху (Небо) и 
тяжелого, влажного внизу (Земля); 
 
5. 18000-летнее стояние 
гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, 
в результате которого Небо и Земля закрепились 
на своих местах;
 
6. Смерть 
Пань-Гу, создание всего сущего из его 
тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из 
голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, 
дорог - из жил, камней и полезных ископаемых 
- из костей, зубов;
 
7. Возникновение 
человека из паразитов, ползавших по телу 
Пань-Гу, либо в результате любви фантастических 
первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов; 
 
Старинное философское 
произведение "И-Цзин" объясняет 
происхождение мира из пяти первоэлементов 
- земли, дерева, металла, огня, воды, которые 
находятся в постоянном круговороте.
Конфуцианство
Кит.: жу [цзя/цзяо] – «(учение) школы ученых-интеллектуалов». Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6–5вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция, что соответствует исходной установке последнего – «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».
Свое качественно 
новое этико-философское учение 
Конфуций подчеркнуто идентифицировал 
с мудростью «святых-
Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11–3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом астрономо-астрологических (семантика «культуры» – вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в 12–11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина «жу» – «слабый». Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.
Этому стремлению 
соответствовало теоретическое 
истолкование и государственной 
и божественной («небесной») власти 
в семейно-родственных 
Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения. значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь2), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли2). Нормативный тип человека, по Конфуцию, – «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» (мин1) и «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.
Соблюдение этико-ритуальной 
нормы ли2 Конфуций сделал также 
высшим гносеопраксиологическим 
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ, Сяо цзин, комментарий к Чунь цю), и имплицитные онтолого-космологические (Чжун юн, Си цы чжуань) представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретации конфуцианства в 4–3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син1), которой «гуманность», «должная справедливость», «благопристойность» и «разумность» присущи так же, как человеку – четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы – социальной и гносео-праксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ – с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с легизмом.
Информация о работе Особенности китайской философии, даосизм и конфуцианство