Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:41, контрольная работа
Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.
Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: 1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные, 2) "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский государственный
Юридический факультет
Контрольная работа
По дисциплине:
Тема(либо вариант): Особенности китайской философии, даосизм и конфуцианство
заочной формы обучения
Киров
2011г
Содержание
Введение
Человек
в Китае отождествляется с природой и
космосом и занимает центральное место
в китайской философии. Согласно китайской
философской традиции человек является
сгустком трех видов космической энергии:
цзин; ци; шень.
Цзин -
энергия зарождения всего сущего, "корень",
"семя" живого организма. Выделяются
два вида данной психофизической энергии:
1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано
человеку от рождения, генетическая программа,
физические данные, 2) "семя Последующего
Неба" - то, что человек накапливает
в течение жизни.
Нередко цзин
отождествляется с сексуальной энергией.
Ци - материально-духовная
энергия, которая служит "строительным
материалом" всего сущего (в отличие
от цзин - энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется
на вещественную ци и духовную ци.
Духовная ци -
основа жизни человека. Путь к успеху,
физическому и духовному здоровью, счастью
- освобождение ци от всего лишнего, очищение
души.
Шэнь -
неистребимая духовная энергия, существующая
в человеке, которая составляет "стержень"
человеческой личности и не исчезает после
смерти человека).
Помимо трех видов
космической энергии (энергии зарождения
- цзин; энергии материального и духовного
существования - ци; постоянной духовной
энергии, остающейся после смерти, - шэнь)
китайская философия выделяет два вида
сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная
энергия; инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее
делится на два противоположных начала
- мужское и женское.
Это касается
как живой природы (различие всех людей
на мужчин и женщин, аналогичное половое
деление среди животных), так и неживой
природы (например, китайская философия
относит к активному мужскому началу ян
Солнце, небо, день, сухость, легкость,
а к пассивному женскому началу инь - Луну,
Землю, равнины, ночь, влагу).
В основе существования,
всей окружающей действительности лежит
"Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение
ян и инь.
Древнекитайская
культура дает мифологическое объяснение
происхождения жизни на земле, живой и
неживой природы, которое включало в себя
ряд последовательных этапов:
1. Великий Хаос,
напоминающий по форме огромное Яйцо;
2. Зарождение
в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка
всего сущего - гиганта Пань-Гу;
3. Выход гиганта
Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный
Хаос к гибели;
4. Образование
из Хаоса Неба и Земли путем концентрации
всего легкого и сухого вверху (Небо) и
тяжелого, влажного внизу (Земля);
5. 18000-летнее стояние
гиганта Пань-Гу между Небом и Землей,
в результате которого Небо и Земля закрепились
на своих местах;
6. Смерть
Пань-Гу, создание всего сущего из его
тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из
голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови,
дорог - из жил, камней и полезных ископаемых
- из костей, зубов;
7. Возникновение
человека из паразитов, ползавших по телу
Пань-Гу, либо в результате любви фантастических
первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов;
Старинное философское
произведение "И-Цзин" объясняет
происхождение мира из пяти первоэлементов
- земли, дерева, металла, огня, воды, которые
находятся в постоянном круговороте.
Конфуцианство
Кит.: жу [цзя/цзяо] – «(учение) школы ученых-интеллектуалов». Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6–5вв. до н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция, что соответствует исходной установке последнего – «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».
Свое качественно
новое этико-философское учение
Конфуций подчеркнуто идентифицировал
с мудростью «святых-
Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11–3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом астрономо-астрологических (семантика «культуры» – вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в 12–11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина «жу» – «слабый». Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.
Этому стремлению
соответствовало теоретическое
истолкование и государственной
и божественной («небесной») власти
в семейно-родственных
Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматривал с точки зрения. значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь2), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли2). Нормативный тип человека, по Конфуцию, – «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» (мин1) и «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.
Соблюдение этико-ритуальной
нормы ли2 Конфуций сделал также
высшим гносеопраксиологическим
После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные (Да сюэ, Сяо цзин, комментарий к Чунь цю), и имплицитные онтолого-космологические (Чжун юн, Си цы чжуань) представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретации конфуцианства в 4–3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син1), которой «гуманность», «должная справедливость», «благопристойность» и «разумность» присущи так же, как человеку – четыре конечности. Согласно второму, человеческая природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы – социальной и гносео-праксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ – с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с легизмом.
Информация о работе Особенности китайской философии, даосизм и конфуцианство