Этика, доказанная в геометрическом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:52, лекция

Краткое описание

Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.
Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.
Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Файлы: 1 файл

fil_consp.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Ложка, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины.

Слова суть знаки понятий. Поэтому, если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно  отвлеченны от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда в истинной индукции.

Субстанция, качество, действие, страдание, даже бытие не являются хорошими понятиями. Все они вымышлены и плохо  определены.

Есть 4 вида призраков, которые осаждают уши людей. Для того, чтобы изучить их мы дали им названия. Назовем первый вид призраков призраками рода, второй – призраками пещеры, третий – призраками рынка, четвертый – призраками театра.

  1. Призраки рода находят свое основание в самой природе человека. Ибо можно утверждать, что чувство человека есть мера вещей. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.
  2. Призраки пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы.
  3. Существуют еще призраки, которые проистекают как бы из взаимной связанности и сообщество людей. Эти призраки мы называем имея ввиду порождающее их общение и сотоварищество людей, призраками рынка. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.
  4. Призраки театра – призраки, которые вселились в души людей из разных догматов философии. Ибо мы считаем, что сколько есть принятых и изобретенных философских систем, столько поставлено и сыгранно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Человеческий разум по своей  склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит.

Разум человека все привлекает для поддержки  и согласия с тем, что он однажды  принял.

Разум человека не может ни остановиться, ни пребывать  в покое, а порывается все дальше, но тщетно.

Человеческий  разум питают воля и чувства.

Бесконечным числом способов, иногда незаметных, чувство  пятнает и портит разум.

Всего вернее истолкование природы достигается  посредством наблюдений и соответствующих, целесообразно поставленных опытов. Здесь чувство судит об опыте, опыт судит о природе и о самой вещи.

Одни умы  склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию нового. Истину же надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен.

Корень  заблуждения ложной философии троякий: софистика, эмпирика и суеверие.

Наиболее  заметный пример первого рода являет Аристотель, который своей логикой испортил естественную философию, так как построил мир из категорий. Он всегда больше заботился о том, чтобы всегда иметь на все ответ и словами высказать что- либо положительное, чем о внутренней истине вещей.

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.

Науки, которые  у нас имеются, почти все имеют  источником греков. Но мудрость греков была ораторская и расточалась в спорах, а этот род исканий в наибольшей степени противен истине.

Общее согласие – самое дурное предзнаменование в делах разума, исключая дела божественные и политические, где есть право  подачи голоса. Ибо большинству нравится только то, что поражает воображение и охватывает ум узлом общих понятий, как сказано выше.

Что же касается древности, то мнение, которого люди о  ней придерживаются, вовсе не обдумано и едва ли согласуется с самим словом. Ибо древностью следует почитать престарелость и великий возраст мира, а это должно отнести к нашим временам, а не к более молодому возрасту мира, который был у древних. Этот возраст по отношению к нам древен и более велик, а по отношению к самому миру – нов и менее велик.

Во всех науках мы встречаем ту уже ставшую обычной уловку, что создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы. И то, что недостижимо для из науки, то они на основании той же науки объявляют невозможным и в самой природе.

Те, кто  занимался науками были или эмпириками или догматиками. Эмпирика подобно муравью только собирают и пользуются собранным. Рационалисты подобно пауку из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый  из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме.

Три вида (степени) человеческих домагательств.

  1. Люди желают распространить свое могущество в своем отечестве, этот род низменен и подл.
  2. Люди стремятся распространить власть в силу родины на все человечество. Этот род заключает в себе больше достоинства, но не меньше жадности.
  3. Но если кто-либо попытается установить и распространить могущество и власть самого человеческого рода по отношению к совокупности вещей, то это домогательство, без сомнения разумнее и почтеннее остальных.

Власть же человека над вещами заключается  лишь в искусствах и науках. Ибо  над природой не властвуют, если ей не подчиняются.

Книга вторая.

В природе ничего не существует действительного  помимо обособленных тел, осуществляющих сообразно с законом отдельные чистые действия, однако в науках этот же самый закон и объяснение служат основанием как знанию, так и деятельности. И этот же самый закон и его разделы мы разумеем под названием форм.

Исследование форм, которые (по смыслу и по их закону) вечны и неподвижны, составляет метафизику, а исследование действующего начала и материи и скрытого схематизма (все это касается обычного хода природы, а не основных и вечных законов) составляет физику. Им подчиняются две практики: физика-механика и метафизика-логика (в очищенном смысле слова), ради и широких дорог и большей власти над природой.

Под формами мы понимаем ни что  иное, как те законы и определения чистого действия, которые создают какую-либо чистую природу, как например теплоту, свет, вес во всевозможных материях и воспринимающих их предметах.

Людвиг Фейербах

Предварительные тезисы к реформе  философии.

С психологической точки зрения абсолют или бесконечное, в использовании спекулятивной философии, есть ни что иное, как нечто неопределенное, недетерминированное, это – абстракция от всякой определенности.

С исторической точки зрения это  ни что иное как не конечная, не человеческая, не материальная, не определенная сущность.

Божественная сущность теологии есть идеальная или абстрактная совокупность всех реальностей.

В теологии все имеется в двойном  виде, то – в абстрактном, то –  в конкретном.

Сущность теологии есть трансцендентная  сущность человека, вынесенная за пределы человека.

Сущность человеческой логики есть трансцендентное мышление, человеческое мышление, вынесенное за пределы человека.

Метафизика – эзотерическая  психология.

Искусство и религию нельзя отделить от человеческих ощущений,, фантазий, созерцания, философию же нельзя отделить от мышления, т.е. абсолютный дух нельзя отделить от субъективного духа.

Теология есть вера в призраки.

Философии Гегеля не хватает непосредственного  единства, непосредственной достоверности, непосредственной истинности.

Субъективный ход развития и  источник философии есть также ее объективный ход и источник. До того как помыслить качество, ты чувствуешь это качество. Мышлению предшествует страдание.

Бесконечное есть истинная сущность конечного, подлинное конечное. Настоящее умозрение, или философия, есть ни что иное как подлинный и универсальный опыт.

Задачей подлинной философии является познание конечного, как неконечного, как бесконечного, но как бесконечного в конечном.

Философия есть познание того, что  есть. Высший закон, высшая задача философии заключается в том, чтобы помыслить вещи и сущность так, познать их такими, каковы они есть.

Правдивость, простота, определенность – формальные признаки реальной философии.

Только сознание есть реальное единство духа и природы..

Пространство и время составляют формы бытия всего сущего.

Только существование в пространстве и времени есть существование.

Отрицание пространства и времени  есть только отрицание их границ, а  не их сущности.

Развитие вне времени равносильно  развитию без развития.

Пространство и время – формы  раскрытия реального, бесконечного.

Только испытывающее нужду существо есть существо необходимое; существование без потребностей есть бесполезное существование.

Только преисполненное скорбью  существо есть существо божественное. Существо, не испытывающее страданий есть существо без сущности, существо без чувственности, существо без материи.

Философия своей противоположностью неизбежно имеет опыт. Философ должен включить в состав философии ту сторону человеческого существа, которая стоит скорее в оппозиции философии. Только таким способом философия становится универсальной, свободной от противоречий, неопровержимой, непреодолимой силой. Философия должна начать не с себя самой, но со своей антитезы, с того, что ни есть философия. Важнейшими орудиями, органами философии является: голова – источник активности, свободы и сердце – источник страдания, потребностей. Сердце – это женский принцип, это чувство конечного, это средоточие материализма; голова – мужской принцип, средоточие идеализма. Сердце ни во что не верит, кроме себя самого, а голова, сердцу не внимающая, превращает собственную сущность сердца в обособленную, объективную, внешнюю сущность.

Теизм кроется в разладе между  головой и сердцем, пантеизм есть устранение этого разлада. У антропотеизма  нет разлада, антропотеизм есть сердце, возведенное к уму.

Новая философия, отрицая теологию, отвергающего подлинность религиозного аффекта, есть утверждение религии.

Шиллинг и Гегель – противоположности.

Гегель – представитель мужского принципа самостоятельности, идеального принципа.

Шиллинг – представитель женского принципа рецептивности, восприимчивости.

Гегелю не хватает созерцания, Шиллингу – силы мысли и определения.

Гегель превращает вещи в чистые мысли, Шеллинг же превращает чистые мысли в вещи.

Философия Гегеля есть устранение противоречия между мышлением и бытием. У  Гегеля мысль – это бытие; мысль- субъект, бытие – предикат. Гегель мыслил объекты лишь как предикаты самомыслящей мысли.

Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии.

Действительное  отношение к бытию таково: бытие  – субъект, мышление – предикат. Мышление исходит из бытия, а не наоборот. Бытие существует потому, что небытие есть небытие, иначе говоря, ничто, бессмыслица.

Сущность  бытия как бытия есть сущность природы. Возникновение во времени  распространяется только на виды природы, а не на ее сущность. Бытие только там выводится из мышления, где разрушено подлинное единство мышления и бытия.

Природа есть неотличимая от бытия сущность, человек  есть сущность отличающая себя от бытия.

Новая философия  есть отрицание философии, как абстрактного, она есть сам мыслящий человек – человек, который существует и знает себя, как природное существо.

Новая философия  составляет единство всех противоположных  истин, будучи абсолютно самостоятельной  и чистой истинной.

Чтобы человек  ни называл и ни выражал, всегда он раскрывает свою собственную сущность; поэтому, язык есть критерий того, на каком уровне находится человеческая культура. Имя же божье есть название того, что у человека имеет смысл величайшей силы.

В основе всех наук должна лежать природа. Учение до тех пор является простой гипотезой, покуда не найдено его собственное основание.

Философия должна вновь связаться с естествознанием, а естествознание с философией.

Новая философия  есть реализованная идея, она есть правда христианства.

Непротиворечивая, чистая, не извращенная правда есть новая правда, новый автономный акт человечества.

Иммануил Кант

Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки.

Предварительные заключения об особенности  всякого метафизического познания.

Об источниках метафизики.

Источники метафизики не могут быть эмпирическими. следовательно принципы метафизики (куда принадлежат не только ее основные наложения, но и ее основные понятия) никогда не должны браться из опыта, поскольку она должна быть познанием не физическим, а метафизическим, т.е. лежащим за пределами опыта. Метафизика есть познание a priori, или из чистого рассудка и чистого разума. Т.о. метафизика может называться чистым философским познанием.

О том роде познания, который единственно  может называться метафизическим.

  1. О различии синтетических и аналитических суждений вообще.

Метафизическое познание должно содержать исключительно суждения a priori. У всех суждений есть различие по содержанию, в силу которого они бывают поясняющими и ничего не прибавляют к содержанию познания, или бывают расширяющие, которые увеличивают данное познание; отсюда первые – аналитические, вторые – синтетические суждения.

Аналитические суждения – когда я говорю: все  тела протяженны, то нисколько не расширяю своего понятия о теле, а только разлагаю его.

Синтетические суждения – когда говорим: некоторые  тела имеют тяжесть, это положение увеличивает познание, прибавляя нечто новое к моему познанию.

Информация о работе Этика, доказанная в геометрическом порядке