Этика, доказанная в геометрическом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:52, лекция

Краткое описание

Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.
Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.
Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Файлы: 1 файл

fil_consp.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Бенедикт Спиноза.

(1632 – 1677)

Этика, доказанная в геометрическом порядке.

Часть первая.

О Боге.

Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.

Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.

Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Атрибут – то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

Модус – состояние субстанции, т. е. то, что существует в другом и представляется через это другое.

Бог – существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанция , состоящая из  бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Свободная вещь – вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой.

Необходимая (принужденная) вещь – вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

Теорема 11:

Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.

Теорема 14:

Кроме бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.

Теорема 15:

Все, что только существует, существует в боге. Без бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо.

Схолил. Телесная субстанция, поскольку  она субстанция не может быть делима.

Материя повсюду одна и та же и части ее различаются только модально, а не реально.

Вне бога не может быть никакой субстанции.

Все, что существует в боге, и  все, что происходит, происходит по одним только законам бесконечной  природы бога и вытекает из необходимости его сущности.

Теорема 17:

Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.

Схолил. В природе бога не имеют  место ни ум ни воля.

Ум бога, поскольку он понимается составляющим его сущность, на самом  деле есть причина вещей, как по отношению  к их существованию, так и по отношению  к их сущности.

Теорема 18:

Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне.

Теорема 19:

Бог, иными словами все атрибуты бога, вечны.

Теорема 20:

Существование бога и сущность его одно и то же.

Теорема 24:

Сущность вещей, произведенных богом, не заключает в себе существования.

Теорема 25:

Бог составляет производящую причину не только существования вещей, но и сущности их.

Королларий. Отдельные вещи составляют состояния  или модусы атрибутов бога.

Теорема 26:

Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена, таким образом, богом, а не определенная богом сама себя определить к действию не может.

Схолил. Бог  есть абсолютно первая причина вещей, непосредственно произведенных  им.

Теорема 29:

В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.

Королларий 1. Бог не действует по свободе  воли. 2. Воля и ум относятся к природе бога точно так же как движение и покой и вообще все естественное, что (по т.29) к существованию и действию по определенному образу должно определяться богом.

Теорема 30:

Вещи  не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Схолил 2. Бог  раньше своих постановлений не существовал и без них существовать не может.

Бог необходимо существует; он един; он существует и действует по одной  только необходимости своей природы; он составляет причину всех вещей, все  существует в боге и таким образом  зависит от него; все предопределено богом из его абсолютной природы, бесконечного его могущества.

Часть вторая.

О природе и происхождении души.

Сущность вещи – то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи  не может ни существовать, ни быть представлено.

Идея – понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая.

Слово «понятие» выражает действие души.

Адекватная идея – та, которая имеет все свойства или признаки внутренней идеи.

Длительность – есть неопределенная неопределенность существования.

Реальность = совершенство.

Отдельные вещи – конечные вещи, имеющие ограниченное существование.

Теорема 1:

Мышление составляет атрибут бога, иными словами бог есть вещь мыслящая.

Королларий. Человеческая душа есть часть  бесконечного разума бога.

Теорема 13:

Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, то есть единство тела и души.

Схолил. Чем какое-либо тело способнее  других к большему числу одновременных  действий или страданий, тем душа его способнее других к одновременному восприятию большего числа вещей: чем  более действия какого-либо тела зависят только от него самого и  чем менее другие тела принимают участие в его действиях, тем способнее душа его к отчетливому пониманию.

Тело человеческое слагается из очень многих индивидуумов (различной природы), из которых каждый весьма сложен.

Теорема 14:

Человеческая душа способна к восприятию весьма много и тем способнее, чем в большее число различных состояний может приходить ее тело.

Королларий. 1. Душа человеческая воспринимает вместе с природой своего тела и  природу многих других тел. 2. Идеи, которые мы имеем о внешних телах. Более относятся к состоянию нашего тела, чем к природе тел внешних.

 Теорема 18:

Если человеческое тело подверглось  однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.

Схолил. Память есть ни что иное как  сцепление идей, заключающих в  себе природу вещей, находящихся  вне человеческого тела, происходящее в душе сообразно с порядком и  сцеплением человеческого тела.

Теорема 19:

Человеческая душа сознает тело человеческое и знает о его  существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом.

Схолил. Идея души и сама душа составляют одну и ту же вещь., представляемую под  одним и тем же атрибутом, именно атрибутом мышления.

Идея души, то есть идея идеи, есть ни что иное как форма идеи.

: раз кто-нибудь что-нибудь знает,  он тем самым знает, что он  это знает и т.д.

Теорема 22:

Человеческая душа воспринимает не только состояния тела, но также  и идеи от этих состояний.

Теорема 32:

Все идеи, поскольку они относятся  к богу, истинны.

Схолил 2. Мы многое постигаем и  образуем всеобщие понятия:

  1. из отдельных вещей, искаженно, смутно и беспорядочно – познание через беспорядочный опыт;
  2. из знаков;

1) и 2) есть познание первого рода, мнение или воображение.

  1. из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей – это познание второго рода или рассудок.

Третий род познания – интуитивное  знание. Этот род познания ведет  от интуитивной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей.

Теорема 41:

Познание первого рода есть единственная причина ложности, познание же второго и третьего рода необходимо истинно.

Часть третья.

О происхождении и природе аффектов.

Аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.

Если, т. о., мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то аффект состояние активное, в противном случае – пассивное.

Теорема 2:

Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому.

Схолил. Само тело в силу одних только законов  своей природы способно ко многому, от чего приходит в изменение его душа.

Опыт более  чем достаточно учит. Что язык всего  менее находится во власти людей  и, что они всего менее способны умерять свои страсти; всего менее  мы свободны в том, к чему стремимся  с великой страстью.

Теорема 56:

Существует столько же видов  удовольствия, неудовольствия и желания, а следовательно и всех аффектов, слагающихся из них (каково душевное колебание) или от них производных (каковы любовь, надежда, страх и т.д.), сколько существует видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам.

Схолил. Главнейшие аффекты и душевные колебания происходят из сложения трех начальных аффектов, именно желания, удовольствия (радости) и неудовольствия (печали).

Определение аффектов.

  1. Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием.
  2. Удовольствие есть переход человека от меньшего совершенства к большему.
  3. Любовь есть удовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.
  4. Ненависть есть неудовольствие, сопровождаемое идей внешней причины.
  5. Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
  6. Чревоугодие есть неумеренное желание или любовь к пиршествам.

Общее определение аффектов:

Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде,  силу существования своего тела или какой-либо его части и которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другим.

Часть четвертая.

О человеческом рабстве или о  силе аффектов.

Рабство – человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов.

Одна и та же вещь может быть и хорошей и дурной равно как  и безразличной.

Добро – то, что, как мы наверное знаем, для нас полезно.

Зло – то, что, как мы наверное знаем, препятствует нам обладать каким-либо добром.

Теорема 7:

Аффект может быть ограничен  или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению.

Теорема 18:

Схолил. Т.к. разум не требует ничего противного природе, то он требует, следовательно, чтобы каждый любил самого себя, искал для себя полезного, что действительно полезно, и стремился ко всему тому, что действительно ведет человека к большему совершенству.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Теорема 26:

Все, к чему мы стремимся вследствие разума, есть ни что  иное, как познание; и душа, поскольку она руководствуется разумом, считает полезным для себя только то, что ведет к познанию.

Теорема 35:

Схолил. Человек человеку бог, однако редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают ненавистны и тягостны друг для друга.

Схолил2.каждый существует по высшему  праву природы, и, следовательно, каждый по высшему праву природы делает то, что вытекает из необходимости его природы. А потому каждый по высшему праву природы судит о том, что хорошо и что дурно, по-своему заботится о собственной пользе, мстит за себя и стремиться сохранить то, что любит и уничтожить то, что ненавидит. Если бы люди жили по руководству разума, то каждый обладал бы этим своим правом без всякого ущерба для других. Но так как люди подвержены аффектам, то часто они влекуться в разные стороны и бывают противны друг другу, нуждаясь между тем во взаимной помощи. Поэтому, для того, чтобы люди могли жить согласно и служить друг другу но помощь, необходимо, чтобы они поступились своим естественным нравом и обязались друг другу не делать ничего, что может служить во вред дргому.

Общество, зиждущееся на законах и  власти самосохранения, называется государством, а люди, находящиеся под защитой его права, - гражданами.

Теорема 45:

Ненависть никогда не может быть хороша.

Теорема 46:

Живущий по руководству разума стремится, насколько возможно, воздавать другому  за его ненависть, гнев, презрение  к себе и т. д., напротив, любовью или великодушием.

Самое полезное в жизни – совершенствовать свое понимание и разум, и в этом одном состоит высшее счастье или блаженство человека.

Часть пятая.

О могуществе разума или о человеческой свободе.

Теорема 3:

Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его.

Теорема 6:

Поскольку душа познает вещи как  необходимые, оно имеет тем большую  власть над аффектами, иными словами, тем менее страдает от них.

Теорема 23:

Душа человеческая не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.

Теорема 34:

Душа подвержена аффектам, относящимся  к пассивным состояниям, только пока продолжает существовать тело.

Королларий. Отсюда следует, что кроме  познавательной любви к богу, ни какая другая любовь не вечна.

Теорема 39:

Имеющий тело, способное к весьма многим действиям, имеет душу, наибольшая часть которой вечна.

Теорема 40:

Королларий. Та часть души, которая  остается, какова бы ни была она по своей  величине, совершеннее другой части. Ибо вечная часть души (по т.23 и т.29) есть разум, в силу одного которого мы называемся действующими (по т.3 ч.3); та же часть, которая, как мы показали, погибает, есть воображение (по т.21), благодаря которому мы называемся страдательными.

Теорема 41:

Схоллил. Если бы в людях не жили надежда и страх, если бы, наоборот, они верили, что души погибают вместе с телом и что для несчастных, сокрушенных бременем уважения к общему благу, нет другой жизни, они стали бы жить по своему нраву и предпочли действовать  во всем под влиянием страсти и повиноваться скорее счастью, чем самим себе.

Теорема 42:

Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того, что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти.

 

Френсис Бэкон

(1561 – 1626)

Новый органон.

Афоризмы об истолковании природы  и царства человека.

Человек столько совершает и  понимает, сколько постиг в порядке  природы делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может.

Тонкость природы во много раз  превосходит тонкость чувств и разума, так что все эти прекрасные созерцания, размышления, толкования – бессмысленная вещь, только нет того, кто бы это видел.

Информация о работе Этика, доказанная в геометрическом порядке