Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:32, реферат
Если видеть задачу герменевтики в строительстве мостов через
человеческую или историческую пропасть между духом и духом, то опыт
искусства вроде бы совершенно выпадает из ее сферы. Все-таки ведь среди
многого, с чем мы встречаемся в природе и истории, искусство говорит с нами
всего непосредственнее и дышит загадочной, охватывающей все наше
существо доверительностью, словно тут вообще нет никаких пропастей и
всякая встреча с произведением искусства равнозначна нашей встрече с нами
самими. Тут можно сослаться на Гегеля.
романтические колебания и рецидивы. Но так же, как вся современная музыка
началась с Дебюсси, вся новая поэзия развивается в направлении, указанном
Малларме. И то и другое имя представляется мне существенным - если,
отвлекаясь от частностей, попытаться определить главную линию нового стиля.
Нашего современника моложе тридцати лет весьма трудно заинтересовать
книгами, где под видом искусства излагаются идеи или пересказываются
житейские похождения каких-то мужчин и женщин. Все это отдает социологией,
психологией и было бы охотно принято этим молодым человеком, если бы, без
всяких претензий на искусство, об этом говорилось от имени социологии или
психологии. Но искусство для него - нечто совсем другое.
Поэзия сегодня - это высшая алгебра метафор.
"ТАБУ" И МЕТАФОРА
Метафора - это, вероятно, наиболее богатая из тех потенциальных
возможностей, которыми располагает человек. Ее действенность граничит с
чудотворством и представляется орудием творения, которое Бог забыл внутри
одного из созданий, когда творил его, - подобно тому как рассеянный хирург
порой оставляет инструмент в теле пациента.
Все прочие потенции удерживают нас внутри реального, внутри того, что
уже есть. Самое большее, что мы можем сделать, - это складывать или вычитать
одно из другого. Только метафора облегчает нам выход из этого круга и
воздвигает между областями реального воображаемые рифы, цветущие призрачные
острова.
Поистине удивительна в
один предмет другим не столько в целях овладения предметом, сколько из
желания скрыть его. Метафора ловко прячет предмет, маскируя его другой
вещью; метафора вообще не имела бы смысла, если бы за ней не стоял инстинкт,
побуждающий человека избегать всего реального[*Подробнее о метафоре см. в
эссе "Две великие метафоры", опубликованном в журнале "El Espectador" (т. 4
за 1925 год; в т. 2 настоящего собрания сочинений), а также в "Эссе на
эстетические темы в форме Предисловия" в т. 6 настоящего собрания
сочинений].
Когда недавно один психолог задался вопросом, в чем первоисточник
метафоры, он с удивлением обнаружил, что она отчасти укоренена в духе
табу[*См.: Werner H. Die Ursprunge der Metapher, 1919]. Был период, когда
страх вдохновлял человека, являясь главным стимулом его действий, - была
эпоха господства космического ужаса. В ту пору человек стремился избегать
контактов с определенными реальностями, которые, однако, были неизбежны.
Наиболее распространенное в какой-либо местности животное, от которого
зависело пропитание, приобретало сакральный статус. Отсюда возникало
представление, что к нему нельзя прикасаться руками. Что же тогда
предпринимает индеец Лиллооэт, чтобы поесть? Он садится на корточки и
подсовывает руки под колени. Таким способом есть дозволяется, потому что
руки под коленями метафорически те же ноги. Вот троп телесной позы,
первичная метафора, предшествующая словесному образу и берущая начало в
стремлении избежать фактической реальности.
И поскольку слово для
наименованная, необходимым оказывается не называть и тот жуткий предмет, на
который упало табу. Вот почему этому предмету дают имя другого предмета,
упоминая о первом в замаскированной и косвенной форме. Так, полинезиец,
которому нельзя называть ничего из того, что относится к королю, при виде
сияющих в его дворце-хижине факелов должен сказать: "Свет сияет средь
небесных туч". Вот пример метафорического уклонения.
Табуистические по природе, метафорические приемы могут использоваться с
самыми различными целями. Одна из них, ранее преобладавшая в поэзии,
заключалась в том, чтобы облагородить реальный предмет. Образ использовался
с декоративной целью, с тем чтобы разукрасить, расшить золотом любимую вещь.
Было бы любопытно исследовать следующий феномен: в новом поэтическом
творчестве, где метафора является его субстанцией, а не орнаментом,
отмечается странное преобладание очернительных образов, которые, вместо того
чтобы облагораживать и возвышать, снижают и высмеивают бедную реальность.
Недавно я прочел у одного молодого поэта, что молния - это плотницкий аршин
и что зима превратила деревья в веники, чтобы подмести небо. Лирическое
оружие обращается против естественных вещей, ранит и убивает их.
СУПРАРЕАЛИЗМ И ИНФРАРЕАЛИЗМ
Метафора если и является наиболее
радикальным средством
то не единственным. Таких средств множество, и они различны по своему
эффекту.
Одно, самое элементарное, состоит в простом изменении привычной
перспективы. С человеческой точки зрения вещи обладают определенным порядком
и иерархией. Одни представляются нам более важными, другие менее, третьи -
совсем незначительными. Чтобы
удовлетворить страстное
совсем не обязательно искажать первоначальные формы вещей. Достаточно
перевернуть иерархический порядок и создать такое искусство, где на переднем
плане окажутся наделенные монументальностью мельчайшие жизненные детали.
Это - узел, связывающий друг с другом внешне столь различные
направления нового искусства. Тот же самый инстинкт бегства, ускользания от
реальности находит
можно назвать "инфрареализмом". Поэтическое "вознесение" может быть заменено
"погружением ниже уровня"
естественной перспективы.
реализм - довести его до крайности, например взять лупу и рассматривать
через нее жизнь в микроскопическом плане, как это делали Пруст, Рамон Гомес
де ла Серна, Джойс.
Рамон в состоянии написать целую книгу о женской груди (кто-то назвал
его "новым Колумбом, плывущим к полушариям"), или о цирке, или о заре, или о
Растре, или о Пуэрта дель Соль[18]. Подход состоит в том, чтобы героями
экзистенциальной драмы
смысле Жироду, Моран и некоторые другие используют разные вариации одних и
тех же лирических приемов.
Именно поэтому оба они были
столь восторженными
той же, в общем, причине и новое поколение получает от Пруста удовольствие,
хотя этот писатель принадлежит совсем другой эпохе. Может быть, самое
главное, что сближает многоголосицу его книг с новым типом восприятия, - это
смена перспективы, точки зрения на старые, монументальные формы изображения
психологии, которые составляли содержание романа, и нечеловеческая
пристальность к микромиру чувств, социальных отношений и характеров.
ПОВОРОТ НА 180 ГРАДУСОВ
По мере того как метафора становится субстанциальной, она превращается
в героя поэтического действа. Это, в сущности, означает, что эстетическое
чувство в корне изменилось: - оно повернулось на 180 градусов. Раньше
метафора покрывала реальность как кружево, как плащ. Теперь, напротив,
метафора стремится
речь идет о том, чтобы реализовать метафору, сделать из нее res poetica[19].
Но эта инверсия эстетического процесса связана не только с метафорой, она
обнаруживает себя во всех направлениях и всех изобразительных средствах, так
Информация о работе Эстетика и герменевтика. 1964. (Гадамер Г.)