Эстетика нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:35, доклад

Краткое описание

Начавшийся в Позднем Средневековье с ХIV-ХV вв. процесс пос¬ледовательной и сначала очень осторожной секуляризации (освобож¬дение культуры, мировоззрения, эстетических представлений от гос¬подства религии и Церкви) привел к наступлению новой эпохи - Но¬вого времени (ХVII-Х1Х вв.)- Главный принцип мировоззрения и су-шествования новой эпохи - антропоцентризм, сопровождающийся все более глубоким кризисом религиозного сознания, культом индивидуализ¬ма, укреплением и торжеством рационалистического типа сознания, господством сциентизма (опора на науку). Социально-экономичес¬ким основанием Нового времени стал буржуазный способ производ¬ства, опирающийся на развитие промышленности, «переводящий» отношения между людьми, человеком и миром в плоскость «вещных» отношений производства и потребления, что сказалось и на измене¬нии эстетического сознания новой эпохи.
Переходной ступенью от христианского Средневековья к рациональ¬но трезвому Новому времени стала эпоха Возрождения (ХII-ХVI вв.).

Файлы: 1 файл

7 Эстетика Нового времени.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

    Эстетика  Нового времени

    Начавшийся  в Позднем Средневековье с  ХIV-ХV вв. процесс последовательной и сначала очень осторожной секуляризации (освобождение культуры, мировоззрения, эстетических представлений от господства религии и Церкви) привел к наступлению новой эпохи - Нового времени (ХVII-Х1Х вв.)- Главный принцип мировоззрения и су-шествования новой эпохи - антропоцентризм, сопровождающийся все более глубоким кризисом религиозного сознания, культом индивидуализма, укреплением и торжеством рационалистического типа сознания, господством сциентизма (опора на науку). Социально-экономическим основанием Нового времени стал буржуазный способ производства, опирающийся на развитие промышленности, «переводящий» отношения между людьми, человеком и миром в плоскость «вещных» отношений производства и потребления, что сказалось и на изменении эстетического сознания новой эпохи.

    Переходной  ступенью от христианского Средневековья  к рационально трезвому Новому времени стала эпоха Возрождения (ХII-ХVI вв.).

    Эпоха Возрождения - переходный этап от Средневековья к Новому времени.

    Ключевая  особенность эпохи Возрождения (фр. «Ренессанс») ~ ее переходный характер. «Ренессансные мыслители жили в  христианской культуре, практически  ничего не отрицали из средневекового наследия, но научно-духовное их видение было устремлено в будущее, которое представлялось им принципиально иным, чем прошлое» (В. Бычков). Поиск новых форм будущего осуществлялся через активное осмысление «забытого» Средневековьем прошлого - античности.

    «Само обращение к классической древности объясняется ни чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений» (А.Лосев). Среди причин, вызвавших необходимость поиска нового мировоззрения можно назвать: -изменение социокультурной ситуации.(распадение феодального способа производства, зарождение городской культуры, преобладание простых товаро-денежных отношений), ■ открытие новых земель (в ходе Крестовых походов, развивающейся торговли), ■ научно-технические изобретения (книгопечатание, часы, стекло).                                                                                                                             

    По  сути, в мировоззрении Возрождения  сочетачись духовно-эстетический опыт античности и христианское Средневековье, вошедшее в «плоть и кровь» европейского человека. Это привело к возникновению особого понимания мира, сочетающего в себе античное осознание всемогущества и красоты природы и христианское стремление к Божественному Абсолюту. Мир и человек приобретают в эту эпоху подчеркнуто обожествленные черты. Природа и Бог, Бог и человек как бы сливаются, растворяясь друг в друге: человек - со-творец Бога, мир природы - пронизанная божественными энергиями реальность. Для обоснования этой идеи используется философия неоплатонизма об эманации (нисхождении) Божественных смыслов из источника бытия - Единого.

    Как писал Леонардо да Винчи, «земля обладает живой душой. Ее плоть - почва, ее скелет - горные хребты, ее кровь - родники, ее дыха-  ние и пульс - морские приливы и отливы».

    В итоге вся культура Возрождения  приобретает подчеркнуто эо тетический характер.

    Не  случайно название новой эпохе дал  историк искусства Джорд-жо Вазари в своем труде «Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), подразумевая время с 1250 по 1550 гг., главным содержанием которого явилось возрождение античности в искусстве. Некоторые исследователи говорят, что эпоха Возрождения имеет более точную дату - апрель 1343 года, когда поэт Франческо Петрарка на Капитолийском холме, на Пасху, был увенчан лавровым венком. В этом случае возрождение античной церемонии венчания поэтов воспринимается как символ рождения нового человека - человека Возрождения.

    Внимание  человека перемещается с мира духовного, сверхчувственного на мир природный, телесный, насыщенный красотой пронизывающего его духовного мира. И в мире материальном, природном человек ищет источник радости, не уставая восхищаться его совершенством,

    «О. если бы у человека было не пять, а  пятьдесят или пятьсот чувств», - восклицает Лоренцо Балла. Открытость ренессансиого человека к естественной красоте мира проявляется в активном введении элементов пейзажа б картины живописи, звучит во многих стихах: Сегодня тает снег, проснулся мир растений, И снова человек встречает день весенний, Я к вам иду, луга!

    (Д.Златарич)

    Художники и мыслителя Возрождения, синтезирующие  в своем эстетическом сознании античный неоплатонизм, средневековую патристику и новую естественно-научную ориентацию на визуально-чувственно воспринимаемую природу, воспринимают искусство в метафизическом аспекте - как способ проявления в природе и человеке идеальных форм, заложенных в них Богом.

    Леонардо  да Винчи объявляет живопись философией, полной глубоких размышлений над движением и формой; Петрарка утверждает, что поэзия своим аллегорически-символическим содержанием подобна теологии и не менее почетна, чем она.

    Искусство воспринимается как выразитель прекрасного, растворенного в природе.

    Альбрехт  Дюрер писал, что Творец некогда  создал людей и мир идеально прекрасными и задача художника заключается в том, чтобы отыскать черты и следы этой красоты и совершенства и воплотить их в своем искусстве.

    Таким образом, мимесис в Возрождении  сводится к методу идеи-лизции на основе внимательнейшего изучения и анализа конкретной натуры.

    Леонардо  да Винчи советовал художникам «подстерегать» красоту природы, наблюдая ее в те мгновения, когда она наиболее полно выявляется в них.

    На  вопрос о способности человека проникнуть в божественные смыслы, разлитые в  мире, Возрождение дает уверенный утвердительный ответ. Господствуют установки оптимистического индивидуализма, способствовавшие возникновению гуманизма. Гуманизм - особый тип мировоззрения, предлагающий идеал самоценности и самостоятельности личности, творящей себя в отрыве от Бога, мира, социума; антропоцентризм (от греческого «человек», находящийся в центре мира).

    Наиболее  ярко этот принцип прозвучал в  словах, которые Бог адресовал к своему созданию в «Речи о достоинстве человека» Пико дел-ла Мирандолы: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь». Гуманизм провозглашал, что мир обретает свой центр в человеке, целям которого призваны служить и природа, и общество, и все культурные формы.

    Вера  в безграничные возможности человека становится знаменем новой эпохи, постепенно освобождающейся от авторитета Церкви. Человек устремляется по путям самостоятельного познания мира, в результате чего необычайно возрастает авторитет человеческого разума

    Это привело к возникновению «титанов»  Возрождения - большого количества универсально образованных людей. «Тогда не было ни одного крупного человека, - писал Ф. Энгельс, - который не совершал бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества».

    Человек осознает себя уже не просто искусным ремесленником, как в Средние века, но Творцом, подобным Богу.

    Микеланджело  убежден, что в своих поисках  совершенной человеческой фигуры в пластике он подражает самому Богу-Творцу, создавшему идеальный мир форм.

    Способом  проникновения художника в мир  идеальных форм полагается опоры неразумное изучение форм природного мира, что служит предпосылкой обоснования науки.

    Альберти  писал, что надо прилагать как  можно больше сил к изучению как можно большего количества красоты, но «в одном теле не найти всех красот вместе, они распределены по многим телам и встречаются редко». Леонардо, как и многие его современники, убежден, что на первом месте стоит «наука», т.е. глубокое изучение и технической стороны того или иного искусства, и природы, на основе которой строится любое искусство. Художник должен учиться у природы. Отсюда - начавшаяся с эпохи Возрождения работа художников в анатомическом театре, изучение линейной перспективы и т.п. Основные черты эстетики и искусства Возрождения. ■ высокая социальная значимость искусства как наиболее адекватного отражения мировоззрения эпохи;

    ■ объединение художественного и  теоретического творчества, решение общсестетичсских проблем в рамках того или иного искусства - художники все чаще сами пишут теоретические трактаты, что свидетельствует о значительном повышении самосознания художника и способствует разработке теории искусства («Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, исследования линейной перспективы, светотени Леонардо и пр.);

    ■      преобладание визуально-пространственных видов искусств (живопись, скульптура, архитектура), способных непосредственно явить красоту форм природного мира;

    ■       появление и активное развитие жанров пейзажа, портрета, что отражает основную тематику - природа и человек - искусства;

    ■       сочетание античных и христианских сюжетов в живописи и литературе;

    ■                 идеализация как основной принцип  искусства, основанная на научно-математическом изучении форм природного мира;

    ■ использование линейной и воздушной  перспективы, сеетотени как основных способов создания иллюзионистического про странства в живописи, предполагающих четкий центр - человека, воспринимающего картину из одной точки (отражение антропоцентризма Возрождения).

    Эпоха Возрождения - переходная эпоха, вобравшая в себя две традиции - античность и европейский католицизм. Это породило противоречивость и трагизм в самоощущении человека этого времени.

    «Две  стихии пронизывают собою всю  эстетику Ренессанса и все его  искусство, - писал А. Лосев. - Мыслители  и художники Ренессанса чувствовали в себе безграничную силу и никогда до того не бывшую возможность для человека проникать в глубины и внутренних переживаний, и художественной образности, и всемогущей красоты природы. До художников Высокого Ренессанса никто и никогда не смел быть настолько глубоким философом, чтобы прозревать глубины той-чайшего творчества человека, природы и общества. Однако даже самые крупные, самые великие деятели Ренессанса всегда чувствовали какую-то ограниченность человеческого существа, какую-то его, и притом весьма частую, беспомощность в преобразовании природы, в художественном творчестве и в религиозных постижениях. И эта удивительная двойственность эстетики Ренессанса является, пожалуй, столь же специфической для нее, как и ее мощный антропоцентризм, -как ее всемирно-историческое по своей значимости художественное творчество и как ее небывалое по грандиозности и торжественности самоутвержденного на земле и стихийно-артистического человека».

    Радость стихийного самоутверждения человека в мире природных форм сочетается с ощущением трагизма бытия, осознанием несовместимости своих утопических идеалов с миром социальной действительности.

    «Отрадней спать, отрадней камнем быть, О, этот век, преступный и постыдный, Ие жить, не чувствовать - удел завидный, Прошу, молчи, не смей меня будить», -

    написал Микеланджело на гробнице Джулиано Медичи, характеризуя в этих поэтических строках не только свой скульптурный сюжет, но и собственное мироощущение.

    Николай Бердяев писал: «Тайна Возрождения  в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества». Уникальность эстетики и искусства Возрождения - в попытке совместить духовное и материально-природное, растворить их друг в друге. Но эта попытка была обречена на краткое существование, что ярко проявилось уже в позднем Ренессансе, начавшем утрачивать обретенную было в произведениях высокого Возрождения (Леонардо, Рафаэль) гармонию духовного и телесного.

    Одним из крупнейших произведении Мнкеланджело - художника позднего Ренессанса - стала роспись в Сикстинской капелле «Страш ный суд», где творящий суд, карающий Христос, расположен в центре композиции, окруженный вихрем низвергающихся в ад грешников, возносящихся в рай праведников, встающих на суд мертвых мертвецов. Все здесь полно тяжелой земной плоти, напряженной мускулатуры, ужаса, отчаяния, гнева. Даже Мария, предстательствующая за людей, боится грозного сына и отворачивается от его руки, разделяющей грешников от праведников. У ангелов, трубящих в трубы, нет крыльев. Это не просто иллюстрация к библейским текстам, но сама жизнь художника в ее трагизме, приговор миру, вступившему на преступный путь отхождения от Бога. Не случайно лицу апостола Варфоломея, держащего в руке кожу, содранную с него мучителями, и тянущегося к грозному Судье, Микеланджело придает собственные черты.

    В искусстве и эстетике Возрождения намечаются две главные тенденции, которые ненадолго сошлись в искусстве этой эпохи и окончательно разделились в Новое время: 1) нормативно-рационалистическая {классицизм, Просвещение, реализм, техноцентризм), тяготеющая к рационализму, материализму, позитивизму, прагматизму; 2) иррационально-духовная (барокко, романтизм, символизм), ориентирующаяся на выражение в художественном творчестве духовного Абсолюта и духовного начала. Обе линии не вышли за границы христианской культуры, в рамках которой первая линия восходит к идеализированной античности, а вторая - к идеализированному Средневековью.

Информация о работе Эстетика нового времени