Эстетика нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:35, доклад

Краткое описание

Начавшийся в Позднем Средневековье с ХIV-ХV вв. процесс пос¬ледовательной и сначала очень осторожной секуляризации (освобож¬дение культуры, мировоззрения, эстетических представлений от гос¬подства религии и Церкви) привел к наступлению новой эпохи - Но¬вого времени (ХVII-Х1Х вв.)- Главный принцип мировоззрения и су-шествования новой эпохи - антропоцентризм, сопровождающийся все более глубоким кризисом религиозного сознания, культом индивидуализ¬ма, укреплением и торжеством рационалистического типа сознания, господством сциентизма (опора на науку). Социально-экономичес¬ким основанием Нового времени стал буржуазный способ производ¬ства, опирающийся на развитие промышленности, «переводящий» отношения между людьми, человеком и миром в плоскость «вещных» отношений производства и потребления, что сказалось и на измене¬нии эстетического сознания новой эпохи.
Переходной ступенью от христианского Средневековья к рациональ¬но трезвому Новому времени стала эпоха Возрождения (ХII-ХVI вв.).

Файлы: 1 файл

7 Эстетика Нового времени.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

    Прежде  чем переходить к обсуждению основных направлений искусства Нового времени отметим, что единым социально-экономическим основанием эпохи Нового времени, предопределившим относительное единство этого периода европейской культуры, стало дальнейшее развитие буржуазно-экономических отношений. Это способствовало тому, что единым мировоззренческим стрежнем эпохи было: секуляризация,  дальнейшее развитие позиции индивидуализма и  укрепление и торжество рационалистического типа сознания (развитие и абсолютизация которого привели к возникновению оппозиции - ир-рационалистичсского мироощущения).

    Нормативно-рационалистическое направление. Классицизм

    Термин  классицизм (от лат. еЬзккш - образцовый) введен романтиками в XIX веке в процессе борьбы с классицизмом. В самом термине обозначена установка данного направления на соблюдение неких нормативов, образцов ~ не только в отношении форм, сюжетов, но и в отношении идеала «благородной простоты и спокойного величия» (Винкельман) античного искусства.

    Античные  сюжеты и формы - образец для классицизма. Как пишет Винкельман в «Мыслях о подражании греческим творениям», «единственное средство для нас стать великими - по возможности неподражаемыми - это подражание древности». О том же говорят Лессинг и Гете: «Из него (античного искусства) следует извлечь определенный канон, ряд законов, которые должны... служить мерой для художников всех времен». В свете этого современность воспринималась как объект, недостойный для изображения. Известный теоретик классицизма де Лересс писал: «Придать благородство современному человеку так же невозможно, как превратить лошадь в осла». И поэтому современники, если и изображались, то обязательно в образе античных героев или богов.

    Философским основанием классицизма является рационализм  Декарта и идея «предустановленной гармонии» Лейбница. Рационализм провозглашает: «только то, что познано логически и рационально - истинно». В основании этого положения лежит убежденность в разумных основаниях мира. Лейбниц писал о предустановленной гармонии мира, в котором все протекает по законам разумной целесообразности. Сущностью человека также является разумное начало, отождествляемое с началом духовным. О великой роли разума в человеческом бытии свидетельствует девиз Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Главное в человеке - способность разума управлять всеми другими способностями (прежде всего чувством).

    «Достаточно правильно судить, чтобы правильно  поступать, и достаточно самого правильного рассуждения, чтобы и поступать наилучшим образом, приобрести все добродетели и вместе с ними все доступные блага», - писал Р. Декарт.

    Главное назначение искусства классицизма - демонстрация мира, где поступки человека находятся в полном согласии с  мировым разумом, управляющим миром. Это, по сути, обозначает необходимость  принесения индивидуальных интересов в жертву всеобщим, общественным. Т. е. человек классицисткого идеала должен отказаться от личного счастья во имя исполнения морального долга. И поэтому центральная эстетическая категория классицизма - героическое (представлена еще в искусстве античности).

    В таком выборе этического идеала классицизма  проявляется его решение проблемы соотношения материального и  духовного, всеобщего и индивидуального, гармонично сливавшихся в высоком Возрождении. В классицизме мир человека дисгармоничен, ибо предполагает глубокий конфликт между разумом и чувством. Необходимость героического возникает в результате противопоставления разума чувству. И поэтому идеал классицизма был бы просто непонятен Востоку, где все возможности человеческого существа сливаются в единстве, и эстетическое помогает их гармонизировать (конфуцианство), а не «науськивает» разум против чувства. С позиции Средневековья классицизм оценивает чувственное как греховное, ведущее к гибели; с позиции Нового времени новое направление предлагает «гасить» эти чувства с помощью разума. Так, Химена, героиня трагедии Пьера Корнеля «Сид», призывающая согласно своему чувству долга казнить своего возлюбленного Родриго (он убил ее отца), говорит:

    Для мщения отца исполню все, что можно, Но я бы все-таки счастливою была, Когда бы ничего исполнить не могла.

    Основные  принципы классицизма  можно представить  в соотнесении с ключевыми позициями философии рационализма (Р. Декарт):

    ■       в отыскании истины следует руководствоваться  только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам. В поэзии, по Буало (крупнейший теоретик классицизма Никола Буа-ло-Депрео), фантазия и чувство должны быть подчинены разуму:

    Но  нас, кто разума чаконы уважает, Лишь построение искусное пленяет.

    Он  же писал, обращаясь к поэтам и  призывая их убеждать логикой

    мысли:

    Так пусть же будет смысл всего  дороже вам. Пусть блеск и красоту  лишь он дает стихам.

    ■       поэтому надо отвергнуть все прежние  знания и умения, поставив на их место  или вновь добытые, или старые, но проверенные разумом знания.

    ■        отыскать истину можно только правильно  применяя разум, т.е. располагая эффективным  методом.

    Четыре  правила метода Р. Декарта в соотнесении  с нормативами классицизма:

    Правило 1. Никогда не принимать за истину то, что не представляется уму ясно и отчетливо. - Следуя Декарту, Буало пишет, что красота должна обладать атрибутами ясности, логической четкости, геометрической выверенности: необходимо стремиться к

    ■ уравновешенной композиции (центральная  композиция, овальные формы и одинаковые углы, обобщение формы через изгнание всего несущественного и индивидуального),

    ■        архитектоничности (симметрия и  замкнутость через использование определенного числа фигур с предпочтением нечетного

    количества),

    ■        преобладанию ясной линии, создающей  четкий, «холодный» и «певучий» контур, над краской, роль которой - послушно помогать выявлять форму, а не «разбивать» ее и пр.

    Это позволяет передать красоту спокойствия, которое есть показатель «божественного превосходства» (Винкельман). Как писал Шеллинг, «покой есть состояние, свойственное красоте, как штиль - ничем не возмущенному морю. Только в состоянии покоя человеческий облик вообще и человеческое лицо могут быть зеркалом идеи. И здесь красота указывает на единство и неразличимость как на свою истинную сущность».

    Правило 2. Делить исследуемое на части, что  помогает лучше понять целое. Этому соответствует четкое выделение трех планов и основных групп в художественной композиции.

    Правило 3. Выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность. Это соответствует требованию классицизма трехпланового построения композиции и кулисности (выделение центральной группы и уравновешивающих ее двух или нескольких симметричных групп переднего плана).

    Правило 4. Составлять всегда полные перечни  этих элементов для достижения уверенности  в отсутствии упущений. Классицизм создал список требований, которым  должны соответствовать как живописные, так и поэтические произведения:

    ■        в отношении жанров - должны преобладать «высокие» жанры. Классицизм выстраивает жанры, иерархически соподчиняя их друг

    другу- В поэзии высшее место занимает трагедия, непосредственно обращающаяся к  воплощению категории героического; комедия признается Буало только как комедия характеров. В живописи, согласно Никола Пуссену, разработавшему строгую регламентацию живописных жанров, высшее место занимает историческая картина (исторические, библейские и сюжеты из греческой мифологии); следующая ступень отводится портрету и пейзажу. Бытовой жанр и натюрморт в живописи классицизма отсутствовали, т.к. они никак не могут передать героическое начало человека.

    ■         Язык может использоваться только высоко литературный, соответствующий критериям понятности, общедоступности и вместе с тем высокому изяществу. В классицизме используется французский язык (родина классицизма - Франция), обогащенный посредством правил, основанных на изучении греческих, латинских и итальянских образцов.

    Так, Дю Беллэ в книге «Защита и  прославление французского языка» советовал подражать Овидию, Тибуллу, Горацию, Вергилию, Гомеру. Буало поддерживает регламентацию языка, отделяя «признанные» слова от «непризнанных». «Французская Академия» тщательно проверяла труды классицистов на предмет решения судьбы отдельных французских слов.

    ■        Сюжеты - античные и мифологические. Природа - только фон для героического человека. Винкельман объявил природу  «низменной», а Лессинг - «бездушной».

    ■       Правило трех единств - единство времени, места и действия (действию надлежит проходить в одном месте, в пределах одних суток, должна быть только одна сюжетная линия).

    Как писал Лансон, теоретик классицизма, «Единства имели за себя такую  идею, которая должна была увлечь благовоспитанных людей, идею точного подражания действительности, способного вызвать надлежащую иллюзию. В своем настоящем значении единства представляют собой минимум условности. Таким образом, торжество единств было на самом деле победою реализма». Несмотря на это, трагедии великих поэтов классицизма Корнеля, Расина, Мольера часто выходили за рамки трех единств. За это «Академия» даже не допустила к постановке трагедию Корнеля «Сид» - действие происходило в пределах 30 часов, и распространялось на весь город.

    ■            Тождество характера - характеры героев не должны показываться в развитии и становлении.

    Это способствует лишению героев индивидуальных черт, иначе говоря, максимальной обобщенности, т.е. рационализации. Не случайно главным методом в живописи стала предельная аллегоризацин, позволяющая кодировать посредством аллегории эмоциональное отношение. Поэтому реальных людей в их современных одеждах и окружении классицизм не изображает.

    Таким образом, классицизм делал акцент на изображении идеализированного реального мира (идеальные тела, ландшафты и отношения), другое направление нормативно-рационалистической линии Нового времени - реализм - ориентировался на реальное состояние материального мира.

    Реализм

    Главным основанием реализма - направления, возникшего в живописи в середине XIX века во Франции (Курбе, Милле) - является французский материализм XVIII века (Дидро, Кондильяк) и европейский позитивизм XIX века (Конт, Спенсер). Сами реалисты так себя не называли. Впервые термин «реализм» использовал французский критик Жан Шафлери (1856 г.) для обозначения эстетики, противостоя-шей романтизму и символизму.

    Предпосылкой  возникновения реализма можно назвать  созревание индустриальной культуры, когда в обществе под влиянием научных успехов усиливается  культ рационализма, сциентизма (от заепзе - наука, т.е. обоснование и защита научного мировоззрения). Образ Мироздания объясняется в это время в понятиях физики и математики, мир лишается мистического ореола. Человек, согласно дарвинисткой теории, также постепенно теряет статус божественного создания, приобретая черты «усовершенствованного животного», «механического агрегата». Нарастание глубокого разрыва между реальным и идеальным и вызывает новое направление - реализм, пытающееся примирить человека с новой социокультурной действительностью.

    Реализм тесно связан с развитием аналитических  способностей человека, критического мышления, с устремленностью к логике здравого смысла. Предельная объективность, конкретно-историческое отражение действительности, анализ физической основы человеческого существования - основные цели реализма. Обращаясь к изображению фактов жизни, реализм вовсе не копирует ее (как это позже делал натурализм), но выявляет наиболее существенные проявления бытия. Поэтому первоначально идеалом человека в реализме (в рамках барочного реализма - предпосылка для возникновения собственно реализма) стал практический человек, максимально деловитый и простой.

    Предпосылкой  создания такого идеала стал кальвинизм - ответвление протестантизма, согласно которому судьба человека предопределена божественным провидением. Хотя человек и не знает своего предопределения, но он может его постичь на основе успеха (или неудачи) своей повседневной деятельности. Поэтому идеалом человека и становится тот, кто добивается успеха в каком-либо деле - это богоугодный человек. Деловитость (практичность) и простота -два главных качества такого человека.

Информация о работе Эстетика нового времени