Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:35, доклад
Начавшийся в Позднем Средневековье с ХIV-ХV вв. процесс пос¬ледовательной и сначала очень осторожной секуляризации (освобож¬дение культуры, мировоззрения, эстетических представлений от гос¬подства религии и Церкви) привел к наступлению новой эпохи - Но¬вого времени (ХVII-Х1Х вв.)- Главный принцип мировоззрения и су-шествования новой эпохи - антропоцентризм, сопровождающийся все более глубоким кризисом религиозного сознания, культом индивидуализ¬ма, укреплением и торжеством рационалистического типа сознания, господством сциентизма (опора на науку). Социально-экономичес¬ким основанием Нового времени стал буржуазный способ производ¬ства, опирающийся на развитие промышленности, «переводящий» отношения между людьми, человеком и миром в плоскость «вещных» отношений производства и потребления, что сказалось и на измене¬нии эстетического сознания новой эпохи.
Переходной ступенью от христианского Средневековья к рациональ¬но трезвому Новому времени стала эпоха Возрождения (ХII-ХVI вв.).
Основная проблема, которая ставится и разрешается в современном искусстве (по мнению У. Эко), это проблема «диалектической связи между «формой» и «открытостью», т.е. установления в каких пределах то или иное произведение может быть максимально многозначным и зависеть от деятельного вмешательства человека, который его воспринимает, не переставая, однако, быть «произведением». При этом под «произведением» мы понимаем объект, наделенный определенными структурными свойствами, которые допускают, но в то же время координируют чередование истолкований, смешение перспектив».
Одними из типичных форм постмодернистского искусства, отражающими его основную проблему, явились энвайроменты (англ. етчгоптеШ - окружение, среда), хэппенинги (от англ. 1о парреп - случаться, происходить) и перформансы (англ. регГогтапсе - исполнение). Примером элвайромента - создания реальных неутилитарных арт-пространств еще в 80-90-х годах прошлого столетия было творчество греческого художника Я. Кунеллиса. Он выставлял ряд монументальных энвайроментов в огромных помещениях - залах и подвалах старинных дворцов, в цехах заброшенных заводов. Активно используя все особенности местного «интерьера» - колонны, двери, опорные столбы, станки и т.п. и добавляя к ним некоторые новые инсталляционные моменты, Я. Кунеллис создавал каждый раз некие неповторимые пара-художественные пространства, наполненные постмодернистской символикой: обращением к простым вещам, первичным стихиям (огню, земле, воздуху) как символам бытия; своеобразной поэтизацией быстро устаревающей материальной оболочки мира и цивилизации... Почти все свои работы Я. Кунеллис обозначал ставшим даже символическим названием «Без названия». Действительно, названия (слова) здесь не играли никакой роли. Воспринимающему его произведения зрителю представлялась полная свобода творческого соавторства. Хэппенинги представляли собой импровизационные неутилитарные действия подготовленных участников и вовлеченных случайных зрителей. Перформапсы - некие абсурдные действия на сцене, в специальном энвайроменте или на природе по определенному сценарию. С активным использованием компьютерных информационных сетей, эн-вайроменты, хэппенинги и перформансы приобрели новые варианты активного воздействия на современного человека.
Нельзя утверждать, что постмодернизм, его воплощение в культуре и искусстве, «без возражений» принимается в современном мире. И во многих произведениях постмодернистского искусства, несмотря на их «открытость» и многообразие присутствует безотрадное чувство внутренней безысходности и апокалиптичности. Становится очевидно, что разрушаемый, нецельный художественный образ (символ, ли-ше1шый своей инородкой перспективы) уже не может дать искусству значительных творческих сил. В русской же религиозной мысли XX столетия (И.А. Ильин, П. Флоренский, А.Ф. Лосев, А. Всйдле, В.В. Бычков, С.С. Аверинцсв, С.С. Хоружий и др.) данная безысход-ность, «умирание» современного искусства осознавалась как свидетельство кризиса духовности, религиозности именно западноевропейской культуры, ее неспособности самой вернуться к духовным первоосновам всякого творчества.