Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:35, доклад
Начавшийся в Позднем Средневековье с ХIV-ХV вв. процесс пос¬ледовательной и сначала очень осторожной секуляризации (освобож¬дение культуры, мировоззрения, эстетических представлений от гос¬подства религии и Церкви) привел к наступлению новой эпохи - Но¬вого времени (ХVII-Х1Х вв.)- Главный принцип мировоззрения и су-шествования новой эпохи - антропоцентризм, сопровождающийся все более глубоким кризисом религиозного сознания, культом индивидуализ¬ма, укреплением и торжеством рационалистического типа сознания, господством сциентизма (опора на науку). Социально-экономичес¬ким основанием Нового времени стал буржуазный способ производ¬ства, опирающийся на развитие промышленности, «переводящий» отношения между людьми, человеком и миром в плоскость «вещных» отношений производства и потребления, что сказалось и на измене¬нии эстетического сознания новой эпохи.
Переходной ступенью от христианского Средневековья к рациональ¬но трезвому Новому времени стала эпоха Возрождения (ХII-ХVI вв.).
Деловитость человека определяется тем, что его поведение предполагает опору не на беспочвенные фантазии, а ни трезвое рассуждение и здравый смысл. Простота выражается в отсутствии излишеств в общественной и частной жизни (скромность и бережливость) и отсутствии комплексов при восприятии реальной жизни, т.е. детской свежести и непосредственности взгляда. Иначе говоря, в практическом человеке должны сочетаться идея благости земного существования и мирская аскеза, что приводило к установке на восхищение непритязательной повседневной деятельностью.
Такой первоначальный реалистический идеал человека зародился в Голландии XVII века под влиянием Нидерландской революции (1566-1709). связанной с кальвинизмом. И поэтому в это время в искусство входит замкнутая жизнь бюргерского дома с его простотой и непритязательностью повседневного быта. «Замкнутая жизнь голландского бюргерского дома кажется исполненной необъяснимой поэзии и лирической красоты». Воплотился данный идеал в живописи «малых голландцев» - в изображении трактиров, свадебных торжеств танцев, пиров и попоек, где все проникнуто чувством «свежей бодрой духовной свободы» (М. Гершензон).
Впоследствии в сюжеты реализма, внимательно всматривающегося в реалии земной жизни со всеми ее противоречиями, взлетами и падениями, попали самые различные сюжеты: труженики и воины, проповедники и пьяницы, аристократы и проститутки. Постепенно в произведения реализма проникает пессимизм, разочарование и горечь. Негативные черты действительности изображаются в реализме не ради простой фиксации изображаемого, но для демонстрации удаления человека от гармонии, тревоги за человека, который отходит от духовного измерения бытия. Подспудно реализм тяготеет к образу гармонической личности, проявляющей себя в жизни в самых неожиданных и непредсказуемых ситуациях (произведения Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др.).
Реализм доводит до завершения принцип мимесиса - изображение действительности в ее же формах.
В произведениях реалистов ясно чувствуется попытка изобразить действительность как таковую, стремясь дать слово самой действительности. Поэтому основным видом искусства, предпочитаемыми реалистами, становится проза, роман. «Задача романа, - пишет А. Михаилов, - не уничтожить универсальность слова, но восстановить ее через полноту до конца проанализированной действительности. Образ этой действительности первенствует в романе даже перед словом».
Главным способом изображения человека здесь становится типизация. Это предполагает создание художественного образа на основе изучения реальных, доступных непосредственному наблюдению фактов - через отбрасывание индивидуальных черт у лиц определенной категории и выделение сходных. И речь здесь идет не о познании существенно-общего в человеке, которое не наблюдаемо (как в классицизме), но чувственно-сходного, наблюдаемого. Иначе говоря, реалисты создают в своих произведениях тип человека, представляющий собой предельное представление о том, каким должен быть человек, чтобы он мог жить полной жизнью в сфере избранной им деятельности.
И это же объясняет отсутствие у реалистов излюбленных сюжетов: реализму подвластно вес общество «от салона до кабака» (Золя). Так. Оноре де Бальзак в*ссрии романов своей «Человеческой комедии» ипоставил целью изобразить все области реальной действительности современного ему французского общества, создав соответствующий каждой сфере деятельности тип человека. Основные принципы искусства реализма:
■ сюжеты - обращение к любым сюжетам, исключая античные и библейские;
■ культ простоты - предпочтение изображения простого человека из демократических слоев общества, напоминающего ребенка в непосредственности выражения своих чувств, погруженного в реальную жизнь, не отгороженного от нее никакими сослов-но-нормативными рамками и ритуалами;
■ культ жизненности - требование акцентировать внимание на движении (в композиции и положении объектов живописных произведений, в сюжете литературных произведений (сплетение большого количества сюжетных линий));
■ жанры - особый интерес к жанровым сценам;
■ требование обязательного правдоподобия (отсюда - предпочтение языка прозы в романах; изображение только современных сюжетов, одежды, обстановки; естественность, «не нарочитость» расстановки фигур в живописи; отсутствие единого центра как в живописи (изображение множества второстепенных лиц), так и в литературе (огромное количество героев в романах Бальзака)).
Установка реализма на отражение действительности, подражание реальности вызвала множество крайне резких отзывов, в которых реалистов называли «апостолами безобразного», «антихристами красоты», «кучерами, застрявшими с повозкой реализма в грязной канаве». Но на самом деле, как мы видели, реалисты вовсе не копировали слепо жизнь со всеми ее несообразностями, но пытались своим искусством примирить человека с миром индустриальной цивилизации, продемонстрировав, что и реальная жизнь содержит в себе много возможностей дпя обретения человеком гармонии и внутреннего духовного величия.
Иррационально-духовное направление. Романтизм
Иррационально-духовное направление в имплицитной эстетике европейской культуры появилось как оппозиция прежде всего к излишне рационализированному классицизму.
В
XIX веке сама социокультурная
С другой стороны, углубление философии в изучение законов логического мышления, доведение их до последней полноты и ясности результатов (в философии Гегеля) привело к возможности доказать односторонность всего логического мышления (в философии Шеллинга и др.). И поэтому для эстетики Европы становится необходимым объяснять свой предмет не столько с помощью разума, сколько с помощью поэзии, иррациональных начал (эстетика романтизма). Появляется идея о том, что художественное восприятие действительности - это особо- го рода мышление, ничуть не уступающее логическому. И осуществляется оно не в логически-понятийных, но и в иных формах.
Романтизм - резко антипросветительское, аитирационалистичес-кое движение, пытающееся преодолеть одностороннее, рационалистическое развитие человека посредством поиска способов преодоления этой односторонности.
Это общекультурное движение, эстетическое в своей основе, зародившееся в Германии в конце XVIII века, захватившее философию, все виды искусства, политическую экономию, моду и т.д. и распространившееся до границ всей Европы. Социокультурные истоки романтизма следующие. Господство общественных идеалов, опирающихся на рационально выверенные ценности, провозглашение разумности совершающейся истории потерпели крах, что выявил кровавый провал Великой Французской революции, провозгласившей «Свободу, Равенство, Братство». Это породило пессимизм, настроение мировой скорби, насмешку над несоответствием мечты и действительности. Идеологи романтизма (немецкий поэт Новалис, философы Фридрих и Август Шлегсли, Ф. Шеллинг, Ф. Шлсйермахер и др.) предложили свою программу выхода из наступившего кризиса. Девиз этой программы: «бегство от действительности», от удручающего мира социальной реальности. Куда? К внутреннему миру человека, к индивидуальности. И главным объектом интереса романтиков становится при этом перазум, но чувство, умение человека осваивать мир посредством искусства, которое и проявляет многообразный и богатый мир человеческих чувств. Искусство как высшая ценность, высший способ освоения действительности и художник, гений, способный в акте художественного творчества, иррационального по своей сути, интуитивно постичь высшие смыслы бытия - два основополагающих принципа романтизма, просуществовавшего до середины XIX века.
Движение романтизма - эстетическое по своим базисным положениям: найдя выход из трагизма социокультурной ситуации в обращении к человеческому чувству и к проблемам искусства, в центре теоретических размышлений новой эпохи оказались проблемы способов индивидуального постижения смыслов мира отдельным индивидуумом через творчество, искусство.
Так, романтик Ференц Лист говорил о композиторах, что они являются «в равной мере музыкантами-художниками и музыкантами-мыслителями». А один из корифеев романтизма поэт Новалис писал: «Поэт постигает природу лучше, чем разум ученого... Чем поэтичнее, тем истиннее». Шлегель делает вывод о том, что «поэзия и философия должны объединиться». Шлейермахер же весь комплекс духовной деятельности, а равно и познания природы отождествляет с религией.
Основные принципы романтизма:
■ высокое теоретическое сознание творцов романтизма; Теоретики романтизма (братья Шлегели, Новалис, Шлейермахер,
Жан Поль, Гофман, Кольридж и др.), по сути, явились сооснователя-ми эстетики как науки философского цикла, противопоставив рационалистической эстетике Баумгартена иную - чувственно-интуитивную традицию.
■
культ свободы и
Философским основанием романтизма стала философия Фихте, провозгласившего первоначалом субъективное «Я» человека. Другой весомый источник романтизма - философия Иммануила Канта, объявившего человека как существа, причастного к миру свободы, средним звеном между миром абсолютной духовной свободы и миром явлений, чувственно-материальной реальностью. Кант связывает ключевую способность человека с чувственностью, определяя Прекрасное как субъективное, а не объективное свойство явлений.
Согласно представлениям романтиков, сущностью мира является свобода Абсолютного духа (Шеллинг), проявляющаяся в мире. Отсюда идеал романтического идеала - свободный же индивид, раскованный, не отягощенный никакими номами и догмами. Девиз романтиков - «долой кодексы, регулирование, единообразие, ограничивающую человека рационализацию». Проблему классицизма о соотношении общего и индивидуального романтики решают в пользу индивидуального, в пользу победы чувства над долгом. «Теория свободы, -писал Н.Берковский, - полагается в основу романтического искусства. Так как «освобождение» находится в руках одинокой, абсолютно самостоятельной личности, то нормою освобождения становится «произвол».
■ культ движения, неопределенности, хаоса и бесконечности;
На смену «поэзии порядка» классицизма приходит «поэзия хаоса» романтиков. Потенциал хаоса романтики воспринимали как беспредельную творческую возможность бытия и художника. Не «благородная простота и спокойное величие», но «благородная сложность и беспокойное величие». Тяга к передаче движения проявляется ярко в ро-мантических пейзажах, где присутствуют глубокие ущелья, полуразрушенные замки, причудливые скалы, головокружительные водопады, извержения, взрывы. Мчащиеся лошади, взволнованное море - типичные сюжеты романтиков. У Делакруа просыпается даже «страсть к ужасному, ненасытность в изображении могучих диких движений». Сочетание динамических элементов с неустойчивым равновесием в композиции, приоритет краски над формой, «взрывающей» последнюю. «Они требовали, чтобы внутренний пламень (краски) озарял и освещал формы», - писал о романтическом идеале Р.Мутер.
Тяготение романтизма к передаче бесконечного проявляется в углубленном метафоризме в слове, стремлении сделать поэзию максимально философичной через обогащение ее притчами, почерпнутыми из народного фольклора. В живописи линейная перспектива, помогавшая классицизму упорядочивать изображение, в романтизме трактуется как возможность передать бесконечность. «Перспектива вызывает ощущение чего-то уходящего, убегающего...» Философ и культуролог Освальд Шпенглер считал, что подобное стремление романтиков к передаче бесконечности является характерным выражением западной души: «чистое безграничное пространство есть идеал, который западная душа постоянно отыскивает в окружающем мире».
Природа, по представлениям романтиков, являет собой бесконечность тайны мироздания, по причине чего пейзаж - один из любимых романтиками жанров.
Природа! Тень, душа, жизнь, лик, покровом скрытый!
О
вечно черный круг, но блеском звезд
залитый!
О
тайна - медных сноп лучей!
Ты - текст, написанный на мраморе и в тучах!
Страницы Библии в лесах, в волнах и в кручах!
В сверкамьи дня и мгле ночей!
(В. Гюго )
■ принцип двеоемирия,. породивший идеологию бегства от действительности; где двоемирие, выступающее в качестве конструирующего принципа художественно-образной модели романтизма, понимается как противопоставление реального и воображаемого миров.
Реальная действительность, «проза жизни» с ее стремлением к практической выгоде, бездуховностью индустриального мира не заслуживает внимания романтиков в силу своей «кажимости», отпадения от мира истинных ценностей. Этому миру романтизма противопоставляет миры «иные», куда человек должен «бежать» в поисках духовной гармонии. Такое «бегство» романтики осуществляют в трех направлениях: )) уход в природу, в чистоту сельского быта, народного фольклора; в качестве альтернативы здесь могут выступать экзотическиестраны (восточная тема в поэзии Байрона, живописи Делакруа) или