Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:32, реферат
Если видеть задачу герменевтики в строительстве мостов через
человеческую или историческую пропасть между духом и духом, то опыт
искусства вроде бы совершенно выпадает из ее сферы. Все-таки ведь среди
многого, с чем мы встречаемся в природе и истории, искусство говорит с нами
всего непосредственнее и дышит загадочной, охватывающей все наше
существо доверительностью, словно тут вообще нет никаких пропастей и
всякая встреча с произведением искусства равнозначна нашей встрече с нами
самими. Тут можно сослаться на Гегеля.
Думаю, что сегодня художника ужаснет возможность быть помазанным на
столь великую миссию и вытекающая отсюда необходимость касаться в своем
творчестве материй, наводящих на подобные мысли. Для современного художника,
напротив, нечто собственно художественное начинается тогда, когда он
замечает, что в воздухе больше не пахнет серьезностью и что вещи, утратив
всякую степенность, легкомысленно пускаются в пляс. Этот всеобщий пируэт -
для него подлинный признак
искусство спасает человека, то только в том смысле, что оно спасает его от
серьезной жизни и пробуждает в нем мальчишество. Символом искусства вновь
становится волшебная флейта Пана, которая заставляет козлят плясать на
опушке леса.
Все новое искусство будет понятным и приобретет определенную
значительность, если его истолковать как опыт пробуждения мальчишеского духа
в одряхлевшем мире. Другие стили претендовали на связь с бурными социальными
и политическими движениями или же с глубокими философскими и религиозными
течениями. Новый стиль, напротив, рассчитывает на то, чтобы его сближали с
праздничностью спортивных игр и развлечений. Это родственные явления,
близкие по существу.
За короткое время мы увидели, насколько поднялась на страницах газет
волна спортивных игрищ, потопив почти все корабли серьезности. Передовицы
вот-вот утонут в глубокомыслии заголовков, а на поверхности победоносно
скользят яхты регаты. Культ тела - это всегда признак юности, потому что
тело прекрасно и гибко лишь в молодости, тогда как культ духа
свидетельствует о воле к старению, ибо дух достигает вершины своего развития
лишь тогда, когда тело вступает в период упадка. Торжество спорта означает
победу юношеских ценностей над ценностями. старости. Нечто похожее
происходит в кинематографе, в этом телесном искусстве par exellence[27].
В мое время солидные манеры пожилых еще обладали большим престижем.
Юноша жаждал как можно скорее перестать быть юношей и стремился подражать
усталой походке дряхлого старца. Сегодня мальчики и девочки стараются
продлить детство, а юноши - удержать и подчеркнуть свою юность. Несомненно
одно: Европа вступает в эпоху ребячества.
Подобный процесс не должен удивлять. История движется в согласии с
великими жизненными ритмами. Наиболее крупные перемены в ней не могут
происходить по каким-то второстепенным и частным причинам, но - под влиянием
стихийных факторов, изначальных сил космического порядка. Мало того,
основные и как бы полярные различия, присущие живому существу, - пол и
возраст - оказывают в свою очередь властное влияние на профиль времен. В
самом деле, легко заметить, что история, подобно маятнику, ритмично
раскачивается от одного полюса к другому, в одни периоды допуская
преобладание мужских свойств, в другие - женских, по временам возбуждая
юношеский дух, а по временам - дух зрелости и старости.
Характер, который во всех сферах приняло европейское бытие, предвещает
эпоху торжества мужского начала и юности. Женщина и старец на время должны
уступить авансцену юноше, и не удивительно, что мир с течением времени как
бы теряет свою степенность.
Все особенности нового искусства могут быть сведены к его
нетрансцендентности, которая в свою очередь заключается не в чем ином, как в
необходимости изменить свое место в иерархии человеческих забот и интересов.
Последние могут быть представлены в виде ряда концентрических кругов,
радиусы которых измеряют дистанцию до центра жизни, где сосредоточены наши
высшие стремления. Вещи любого порядка - жизненные или культурные -
вращаются по своим орбитам, притягиваемые в той или иной степени
гравитационным центром
располагавшееся, как наука или политика, в непосредственной близости от
центра тяжести нашей личности, теперь переместилось ближе к периферии. Оно
не потеряло ни одного из своих внешних признаков, но удалилось, стало
вторичным и менее весомым.
Стремление к чистому
высокомерием, но, напротив, - величайшей скромностью. Искусство,
освободившись от человеческой патетики, лишилось какой бы то ни было
трансценденции, осталось только искусством, без претензии на большее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Исида[28] тысячеименная, Исида о десяти тысячах имен!" - взывали
египтяне к своей богине. Всякая реальность в определенном смысле такова. Ее
компоненты, ее черты - неисчислимы. Не слишком ли смело пытаться обозначить
предмет, пусть даже самый простой, лишь некоторыми из многих имен? Было бы
счастливой случайностью, если бы признаки, выделенные нами среди многих
других, и в самом деле оказались решающими. Вероятность этого особенно мала,
когда речь идет о зарождающейся реальности, которая только начинает свой
путь.
К тому же весьма возможно, что моя попытка описать основные признаки
нового искусства сплошь ошибочная. Я завершаю свое эссе, и во мне вновь
пробуждается интерес к
последуют другие, более глубокие.
Но я усугубил бы ошибку, если бы стремился исправить ее, преувеличив
один какой-то частный момент в общей картине. Художники обычно впадают в эту
ошибку; рассуждая о своем искусстве, они не отходят в сторону, дабы обрести
широкий взгляд на вещи. И все же несомненно: самая близкая к истине формула
- та, которая в своем наиболее цельном и завершенном виде справедлива для
многих частных случаев и, как ткацкий станок, одним движением соединяет
тысячу нитей.
Не гнев и не энтузиазм руководили мной, а исключительно только радость
понимания. Я стремился понять смысл новых художественных тенденций, что,
конечно, предполагает априорно доброжелательное расположение духа. Впрочем,
возможно ли иначе подходить к теме, не рискуя выхолостить ее?
Могут сказать: новое искусство до сих пор не создало ничего такого, что
стоило бы труда понимания; что же, я весьма близок к тому, чтобы так думать.
Из новых произведений я стремился извлечь их интенцию как самое существенное
в них, и меня не заботила ее реализация. Кто знает, что может вырасти из
этого нарождающегося стиля! Чудесно уже то, за что теперь так рьяно взялись,
- творить из ничего. Надеюсь,
что позднее будут
достигнут большего.
Но каковы бы ни были крайности новой позиции, она, на мой взгляд,
свидетельствует о несомненном - о невозможности возврата к прошлому. Все
возражения в адрес творчества новых художников могут быть основательны, и,
однако, этого недостаточно для осуждения нового искусства. К возражениям
следовало бы присовокупить еще кое-что: указать искусству другую дорогу, на
которой оно не стало бы искусством дегуманизирующим, но и не повторяло бы
вконец заезженных путей.
Легко кричать, что искусство возможно только в рамках традиции. Но эта
гладкая фраза ничего не дает художнику, который с кистью или пером в руке
ждет конкретного
КОММЕНТАРИЙ
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
(La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервые
Информация о работе Эстетика и герменевтика. 1964. (Гадамер Г.)