Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:55, реферат
Цель данного реферата состоит в том, чтобы на основе анализа сущности и содержания НТР дать оценку современному этапу технократического развития: раскрыть ее положительные и отрицательные стороны и одновременно предостеречь от опасных для человечества последствий данного явления.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда частных задач:
• проследить путь развития техники;
• установить к каким экологическим проблемам привела технократизация общества.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные этапы технократического развития европейской цивилизации…..5
2. Научно-техническая революция и возникновение феномена «экологической опасности»……………………………………………………………………….15
3. Современная экологическая ситуация в Республике Беларусь………………25
Заключение………………………………………………………….………………31
Список литературы…………………………………………………………………33
Понятие техники Арон трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности.
Согласно Арону, в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Ближайшим будущим индустриального общества, с его точки зрения, станет сближение двух альтернативных экономических систем (капитализма и социализма) и распад тоталитарных идеологий.
В 60–70-е годы 20 века начинается следующий этап в развитии идеи технократизма, пришедший на смену теории индустриального общества. Он связан с именами Белла, Гэлбрэйта, Турена и др. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии. Тем самым общество может трактоваться, в конечном счете, как система принятия решений – техноструктура.
В конце 60-х гг. был провозглашен (как будто бы свершившийся и прогрессивный факт) переход власти в руки уже не столько менеджеров, сколько инженеров, техников и служащих ведущих корпораций, принимающих решения и образующих так называемую «техноструктуру». Вместе с тем была выдвинута идея нарастающей оппозиции «техноструктуре» со стороны профессуры университетов и учёных, работающих по найму, но претендующих на определённую власть в обществе [4, c. 200].
Концепция Турена. Турен Ален (р. 1925) – французский философ и социолог, профессор университетов в Нанте и Париже. Турен прослеживает через категорию «социетальный тип» сдвиги в человеческой деятельности от одного типа общества к другому; от торговли к производству, от производства к коммуникации, от одного типа культуры к другим типам, от одного типа отношений между коллективностью и ее окружением, от одного типа отношений между «социальными актерами» к другим.
В
случае индустриального общества возникает
гораздо большая дистанция
Однако за этими проявлениями кроются более глубокие и фундаментальные сдвиги в самом способе производства, распределения, обмена, потребления, в самой организации общественной жизни. Суть этих сдвигов состоит в переходе к новому типу общества, более активному и мобильному, более самоорганизующемуся, способному создавать все новые модели управления и осуществлять культурные нововведения.
Программированное
общество обладает значительно большей
степенью мобилизованности, чем индустриальное,
и создает более широкий
Следующий этап (70–90-е) эволюции технократизма связан с еще большим возрастанием в мире роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры, усилением влияния техники и ее мира. Традиционные механизмы принятия политических решений по идеологическим мотивам рассматриваются как причина некомпетентности и безответственности. В такой ситуации значение технических специалистов, способных повлиять на принятие адекватных решений в качестве экспертно-консультационной структуры власти, становится неоспоримым. Все более распространяется мнение, что в демократическом обществе все равны в ответственности за принимаемые решения, а выводы ученых имеют рекомендательный характер [4, c. 202].
Техника - общественное явление , поэтому, ее развитие подчинено общественным законам. Но и это еще не все. Техника развивается не по экономическим, политическим или иным законам, свойственным определенным сторонам общественной жизни, а по законам, которые выражают ее взаимодействие с этими сторонами, устойчивые связи и отношения с ними. Говоря о естествознании и технике, необходимо отметить, что они "имеют свои специфические закономерности, в которых выражаются относительно постоянные отношения и связи их с другими общественными явлениями " [10,c.109]. Следовательно , стремясь обнаружить закономерности техники и технического прогресса , необходимо в первую очередь изучать их взаимодействие с другими сторонами и явлениями общественной жизни. Это одна группа закономерностей.
С ней связана и от нее
зависит группа
Наконец, еще одна группа
Сложные орудия, машины, технические
устройства состоят из
Поэтому, есть основания
В
заключении главы хотелось бы отметить,
что никакая техника не возможна
без участия человека, о технике
без человека не может идти и речи.
Поэтому чрезвычайно важно
Научно-техническая революция, коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе НТР, начало которой относится к середине XX в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.
Научно-техническая революция является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.
В отличие от практически непрерывного научно-технического прогресса, протекающего преимущественно в эволюционной форме, НТР представляет собой коренной качественный скачок в развитии производительных сил, всего общественного производства. Это - сложнейший социально-экономический феномен. В ходе общественного прогресса он выступает кардинальным средством разрешения постоянно возникающего противоречия между потребностями человечества в материальных и духовных благах и возможностью их удовлетворения на современном этапе развития производства.
Научно-техническая
революция характеризуется
Достижения научно-технической
Новая техника многократно увеличила силы человека, открыла путь применению научных знаний в производственных процессах. Однако наука как духовный фактор может стать производительной силой материального производства не автоматически, а через средства труда, рациональную его организацию, интеллект субъекта производства, человека. Выполнить эту задачу призвана научно-техническая революция современности.
Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и развитием производительных сил.
Начало
научно-технической революции
Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика, хромосомная теория.
Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало основой развития комплексной автоматизации производства и управления им; использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического пространства; рождается и получает широкое применение телевидение; создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие сложнейшие операции.
С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.
Сущность НТР заключается в смене ведущих сфер деятельности, в превращении научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства. А это означает комплексное преобразование производства, его прямое взаимодействие с наукой с целью создания новой системы технологий (микроэлектроника, биотехнология, лазерная технология, компьютерная техника, интернет, атомная энергетика, волоконная оптика и др.), обеспечивающих общее повышение эффективности труда, наукоемкости производственных процессов [5, c. 407].
В условиях интернационализации науки и международного обмена технологиями, создания комплексных программ научно-технического прогресса, совместных предприятий, охватывающих интересы целых регионов, усиления роли контактов между учеными разных стран, — специалист должен обладать основательной гуманитарно-философской подготовкой, современным экономическим мышлением, пониманием теории и практики маркетинга и менеджмента, навыками управленческой и организаторской работы, знанием иностранных языков, высокой общей культурой, чувством гуманистической ответственности [5, c. 409].
Информация о работе Экологический мониторинг технократического развития европейской цивилизации