Экологический мониторинг технократического развития европейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата состоит в том, чтобы на основе анализа сущности и содержания НТР дать оценку современному этапу технократического развития: раскрыть ее положительные и отрицательные стороны и одновременно предостеречь от опасных для человечества последствий данного явления.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда частных задач:
• проследить путь развития техники;
• установить к каким экологическим проблемам привела технократизация общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные этапы технократического развития европейской цивилизации…..5
2. Научно-техническая революция и возникновение феномена «экологической опасности»……………………………………………………………………….15
3. Современная экологическая ситуация в Республике Беларусь………………25
Заключение………………………………………………………….………………31
Список литературы…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Экологический монтиторинг технокр разв.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Основные этапы технократического развития европейской цивилизации…..5
  2. Научно-техническая революция и возникновение феномена «экологической опасности»……………………………………………………………………….15
  3. Современная экологическая ситуация в Республике Беларусь………………25

Заключение………………………………………………………….………………31

Список  литературы…………………………………………………………………33 

 

Введение

 

    Работа  посвящена теоретическому анализу  таких глобальных проблем современности, как отчуждение научного и технического прогресса от культурных ценностей; дегуманизация инженерной деятельности и инженерного образования; конфликт между техносферой общества и природной средой; явное отставание духовно-нравственного развития человека от набирающего темп технологического могущества человечества.

    Все эти явления - грозные симптомы болезни  техногенной цивилизации, преодоление  которых и выход к новым  ценностям стало объектом пристального осмысления философами, историками, культурологами и вообще мыслителями современности.

    Техника сопутствует человеку на всем протяжении его истории. Целенаправленное созидание искусственной среды и искусственных средств труда - один из существенных отличительных признаков человека, как биосоциального существа. По-видимому, благодаря именно этой способности человек смог занять лидирующее положение в Природе. Но рано или поздно количество переходит в качество. И по мере развития общества и его технической оснащенности стали проявляться некоторые противоречия между ними, вылившиеся в наше время в крупные проблемы. В первую очередь следует назвать экологическую, так как вследствие необдуманного и варварского отношения к природе под угрозой гибели оказалась вся планета Земля.

    Наука и техника как направления  человеческой деятельности существуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба этих явления в центр общественного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли. Сейчас философия техники и философия науки сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем традиционные онтология и гносеология.

    Научно-техническая  революция, начавшаяся в середине нашего столетия, породила на Западе иллюзии, будто развитие техники может  спасти капитализм от его исторической судьбы, предначертанной объективными законами развития общества, устранить присущие ему социальные язвы и противоречия. Рост экономики в крупных буржуазных странах, вызванный временной стабилизацией хозяйства, укреплял это представление в сознании некоторых слоев капиталистического общества. Постепенно в 50-е и 60-е гг. сложились так называемые технократические утопии.

    Но  проявление НТР в жизни общества противоречиво. С одной стороны - это путь к благу и прогрессу, с другой стороны - загрязнение окружающей среды, расход природных ресурсов, появление и накопление разрушительных средств вооружения.

    В данной работе технократическое развитие рассматривается с самых различных позиций, имевших место на всех исторических этапах развития человечества - от Аристотеля до наших дней, проследить причины и закономерности ее развития, оценить степень ее взаимодействия с человеком, обществом, природой. Кроме этого предметом анализа будут проблемы и перспективы развития техники, состояние ее на текущем этапе развития человечества, ибо решение этих вопросов в значительной степени влияет на практическую деятельность человека.

     При исследовании данной темы были использованы работы Мартина Хайдеггера. Уже в первой своей крупной работе «Бытие и время» обратил внимание на необходимость четкого различия установок науки и философии.

    В конце текущего века наступило осознание  пределов роста индустриальной цивилизации. Ярче всего это видно в факте  появления глобальных проблем. Начиная  с деятельности «Римского клуба» и личной подвижнической жизни А. Печчеи, представители современной глобалистики (Месерович, Пестель, Тоффлер и др.), представители мировой общественности хорошо обосновали варианты возможного развития человечества на ближайшее время, каждый из которых ведет к гибели человечества, если не будут найдены альтернативы современной техногенной цивилизации.

    В числе предшественников современного философского анализа техники можно  назвать Э. Каппа, Ф. Дессауэра, М. Хайдеггера и К. Шилинга. Основная идея первого из названных философов заключается в стремлении понять феномен техники на базе «органопроекции», путем выделения ее из развития самой природы. Техника представляет собой некую искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстата.

    Близки  к Хайдеггеру попытки К. Ясперса отыскать радикально иную систему интеллектуального постижения бытия, обрести возможности всепроникающей и целостной картины реальности.

    Цель  данного реферата состоит в том, чтобы на основе анализа сущности и содержания НТР дать оценку современному этапу технократического развития: раскрыть ее положительные и отрицательные стороны и одновременно предостеречь от опасных для человечества последствий данного явления.

    Достижение  поставленной цели обеспечивается решением ряда частных задач:

    • проследить путь развития техники;
    • установить к каким экологическим проблемам привела технократизация общества.

 

  1. Основные  этапы технократического  развития европейской  цивилизации
 

    Технократическое развитие прошло исторически длительный путь — от примитивных орудий первобытного человека до сложнейших автоматических устройств современной промышленности. Особенно важную роль в развитии общественного производства сыграли так называемые рабочие машины, выполняющие определённые технологические и транспортные функции. Изобретение прядильных рабочих машин и создание универсальной паровой машины дали толчок промышленному перевороту конца 18 — начала 19 вв., ознаменовавшему переход от мануфактурного способа производства к машинному. Развитие крупной промышленности стало возможным благодаря тому, что она овладела наиболее характерным для неё средством производства — самой машиной. Если первоначально механические станки, паровые и др. машины создавались отдельно искусными рабочими кустарным способом, то в дальнейшем, с увеличением размеров двигательного и передаточного механизмов и рабочих машин, их усложнением, с появлением новых материалов, трудно поддающихся обработке, возникла объективная необходимость массового (промышленного) производства и применения машин в промышленности. Начав производство «машин машинами», крупная капиталистическая промышленность создала тем самым адекватный ей технический базис.

      В течение 19—20 вв. технические  средства труда проникли не  только в отдельные звенья  производственных процессов, но  и последовательно завоевали все отрасли промышленности, вытеснив традиционные формы производства, покоившиеся на ручном труде и ремесленной Т. (см. Ремесло). Машинное производство получило исключительно широкое распространение во всех индустриально развитых странах мира. С развитием крупной промышленности совершенствовались конструкции, увеличивались мощности и производительность технических средств. В конце 19 в. паровая машина постепенно вытесняется более экономичным и компактным двигателем внутреннего сгорания, который позволил создать новые типы рабочих и транспортных машин (автомобили, тракторы, экскаваторы, самолёты, теплоходы и др.). Были найдены новые способы преобразования энергии на основе использования паровых и гидравлических турбин, соединённых с генераторами электрического тока.

    В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии техники. И все же многие философы отмечают ничтожную роль, которую до сегодняшнего дня играет философия техники внутри самой философии даже при явном нарастании интереса к этой области в последнее время; неоднородность философии техники, включающей в себя и философию науки, и технологию, и социологию техники; неудовлетворительность философского осмысления техники.

    Рождение  философии техники обычно связывают  с появлением книги И. Бералюна «Руководство по технологии или познание ремесел, фабрик и мануфактур» (1777). Однако значительно позже Э. Каппа написал труд «Основные черты философии техники» (1877), переизданный в ФРГ спустя столетие, и чаще всего отсчет ведется именно с этого времени.

    В числе предшественников современного философского анализа техники можно  назвать Э. Каппа, Ф. Дессауэра, М. Хайдеггера и К. Шилинга. Основная идея первого из названных философов заключается в стремлении понять феномен техники на базе «органопроекции», путем выделения ее из развития самой природы. Техника представляет собой некую искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстата.

    Труды крупнейшего испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955) пользуются широкой известностью в нашей стране. Это один из философов, оставивших глубокие и оригинальные размышления о технике. Ортега исходит из того, что техника - это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. В эти действия обязательно входят изобретения и технические устройства. Техника, согласно Ортеги и есть совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека. "человек творит новые, благоприятные обстоятельства." [19] В противовес приспособлению к среде, которое характерно для отношения животного к природе, человек благодаря технике приспособляет среду к себе. Такова исходная предпосылка его анализа техники. В ходе ее конкретизации Ортега показывает, что техника - это действия, которые не ограничиваются удовлетворением человеческих потребностей, а действия избыточные, направленные на изобретение чего-то, на выполнение плана деятельности. Тем самым, техника уменьшает усилия человека, и, изменяя обстоятельства, улучшает его жизнь. "Техника, - отмечает Ортега, - это главным образом усилие ради сбережения усилий" [19].

      Проблематика лекций Ортеги весьма  широка. Техника и жизнь, техника и благосостояние, критика идеи прогресса технического детерминизма, техника и угрозы европейской культуре, направленность развития техники и типы культур, связь техники с точной и строгой наукой, изменчивость и лабильность техники, периодизация развития техники, в основе которой отношение "человек - машина", превращение человека в придаток машины, техницизм как способ мысли, возникший вместе с Галлилеем и получивший в наши дни свою высшую форму, - вот круг проблем, обсуждавшихся Ортегой.

      Вопрос о технике перерастает в его лекциях в вопрос о бытии человека в мире. Ортега исходит из того, что человеческое существование, пребывание в мире вовсе не похоже на пассивное присутствие, что "человек - это онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна"[19]. Жить, согласно этому философу, означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь в его интерпретации, тождественна деятельному производству, активному творчеству. А оно немыслимо без технических изобретений и создания технических средств. Реализация человеком своего бытия в мире невозможна без сбережения человеком своих усилий, которое осуществляется благодаря технике и в технике. Миссия техники - освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины.

    На  протяжении всей истории человеческого  общества техника постоянно развивалась  и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследователей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей , с их целеполаганием, творчеством. Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, "реальным творчеством" называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет , что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели, и что под "историей техники мы понимаем не что иное , как то, что "в технике выражается творческая сила человека , реализующая предварительно намеченные цели" , и, что "под историей техники мы понимаем не что иное , как то, что техника, будучи творением человека , выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми". [7 c.112]

Информация о работе Экологический мониторинг технократического развития европейской цивилизации