Экологический мониторинг технократического развития европейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата состоит в том, чтобы на основе анализа сущности и содержания НТР дать оценку современному этапу технократического развития: раскрыть ее положительные и отрицательные стороны и одновременно предостеречь от опасных для человечества последствий данного явления.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением ряда частных задач:
• проследить путь развития техники;
• установить к каким экологическим проблемам привела технократизация общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные этапы технократического развития европейской цивилизации…..5
2. Научно-техническая революция и возникновение феномена «экологической опасности»……………………………………………………………………….15
3. Современная экологическая ситуация в Республике Беларусь………………25
Заключение………………………………………………………….………………31
Список литературы…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Экологический монтиторинг технокр разв.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

      Сами по себе эти мысли не  вызывают возражений, так как  действительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого - лишь первый шаг , на котором нельзя останавливаться. Ведь обязательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых развивается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техническое творчество?

      В обстановке широкого распространения  взглядов техницизма, различных  концепций, вычленяющих технику  из системы общественных отношений, центр тяжести довольно часто переносится на духовную сферу, на внутренний мир человека, создающего и развивающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выходят из круга практических проблем и задач. В области же теории , где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин , определяющих развитие техники именно духовные моменты, становится совершенно очевидным.

      Здесь чаще всего ссылаются на знания, на науку. Например , французский философ Ж. Фурастье пишет: "Следовательно, и во-первых и во-вторых причиной ускорения прогресса является прогресс науки [6 c.192] Обращается к науке и немецкий философ Г. Рот. Он пишет : "Каждая область жизни порождает теперь уже принадлежащую ей науку, каждая наука - принадлежащую ей технику. Этот круговорот нашего мышления мы не смеем и не можем игнорировать." [6 c.194]

      Обращение к науке сейчас вполне естественно, т.к. ей принадлежит огромная и в некоторых отношениях именно авангардная роль в техническом прогрессе. Но нельзя преувеличивать, абсолютизировать роль науки в развитии производства и техники. Если быть последовательными, то логично поставить вопрос : чем обуславливается развитие самой науки, есть ли глубинные причины за пределами духовных явлений, которые определяют ее движение, или наука развивается самопроизвольно, не покидая области чистой мысли?

    Иногда  этот вопрос остается без ответа, в  других же случаях предпринимаются попытки найти какое-то решение. Например крупный немецкий философ К. Ясперс считает, что " ..было бы нелепо вообще отвергать практическую пользу науки, не пользуясь ее достижения". [8 c. 114] Но практические потребности по его мнению не могут длительное время поддерживать научно-технический прогресс. Наука развивается самостоятельно, в результате внутреннего стремления людей к знанию, их извечной пытливости, любознательности Он пишет : " В противовес принижению науки посредством ее подчинения целям техники и жизненной практики, наука утверждается как самоцель , как право изначальности стремления к знанию". [8 c.127] Но с такой точки зрения развитие науки замыкается самой же наукой. Возникает круговорот сознания.

      Часто помимо науки обращаются  непосредственно к изобретательству, стремясь здесь найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество , изобретательство необходимы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отношениями и потребностями, которые возникают в обществе, эти факторы не позволяют раскрыть действительные причины развития техники.

      Преувеличение роли сознания, науки,  чистого технического творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

      Противоположную точку зрения  занимает материалистическая диалектика, которая исходит из признания самодвижения, саморазвития явлений природы и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в единств и взаимодействии тех противоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам и явлениям. Эти принципиальные положения, характеризующие ядро диалектической концепции развития имеют универсальное значение и применимы к любой области явлений в том числе и к технике.

      Любое общественное явление развивается  при участии человека и благодаря  его деятельности, поэтому говорить  о саморазвитии техники в строгом смысле этого слова нельзя. Можно лишь подразумевать возникновение и обнаружение определенных внутренних противоречий в технике, обусловленных субстанциальными структурными или функциональными причинами, общим ходом ее развития. Но эти внутренние противоречия раскрываются и преодолеваются людьми в процессе их трудовой деятельности , в процессе создания и усовершенствования техники.

    Таким образом, основные причины и противоречия, связанные с развитием техники  необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности людей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществляться в различных сферах общественной жизни, через которые он включен в существование и развитие всего общественного организма. Существенно так же то, что в отличие от использования техники , которое может происходить в любой области , непосредственное ее создание и усовершенствование осуществляется только в материальном производстве. В результате образуется очень сложное переплетение и сцепление причин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий связей и отношений оказывается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует технического творчества.

      Одним из возможных путей преодоления  трудностей, связанных с изучением  причин и противоречий развития  техники является выделение движущих сил и источников технического развития , а так же выяснение соотношения между ними.

      Под движущими силами развития  техники понимаются такие причины и противоречия, которые являются внешними относительно непосредственной области ее создания, изготовления. Их общим позитивным признаком является то, они вызывают необходимость развития техники, являются своеобразным катализатором, ускоряющим этот процесс или , напротив, факторами, тормозящими его. Другой существенный признак этих движущихся сил состоит в том, что они сами непосредственно не участвуют в процессе создания новой, или совершенствовании существующей техники. Они создают лишь определенные предпосылки и условия для осуществления этого процесса.

      Область действия движущих сил  развития техники распространяется на все сферы общественной жизни начиная от материального производства и заканчивая явлениями надстроечного порядка. Как пишет С. В. Шухардин "Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных благах , которая проявляется в противоречии между постоянно растущими материальными и культурными потребностями людей и техническими возможностями удовлетворения этих потребностей. [9 c.42]

      Сами личные и общественные  потребности в своем росте  и развитии прежде всего зависят от состояния производства и формируются им. Но они обладают определенной самостоятельностью , могут опережать достигнутый уровень развития производства, заставлять его развиваться дальше по линии создания новых материальных благ и средств удовлетворения растущих культурных потребностей или по линии более полного обеспечения уже существующими материальными и культурными благами.

      Можно выделить два вида потребностей, возникающих в тех или иных  сферах общественной жизни и  формирующих при участии и  регулировании со стороны экономических отношений определенные заказы на развитие производства и техники. Во - первых это потребности в таких благах , которые используются , потребляются в какой-либо области, но сами не являются средствами труда. Например, мебель, будучи предметом потребления в сфере быта не служит средством труда в этой области. Рост такого рода потребностей стимулирует соответствующее развитие определенных отраслей производства и используемой в ней технике. Во - вторых , это потребности , связанные с необходимостью использования соответствующих средств труда в той или иной сфере человеческой деятельности. Их рост и удовлетворение вызывают к жизни противоречия между целью процесс труда и отсутствием технических средств для ее реализации, или между целью и недостаточно полной возможностью ее осуществления с помощью имеющихся технических средств. В первом случае возникает необходимость в создании новой техники, а во втором - в совершенствовании существующей. И те и другие противоречия находят свое разрешение в развитии существующих отраслей техники только в материальном производстве.

      Здесь мы и подходим к той  грани, которая разделяет области  действия движущих сил и источников развития техники. Однако, было бы не совсем верно решать вопросы слишком однозначно, исключая из области действия движущих сил развития техники материальное производство. Оно имеет отраслевую специализацию, которая постоянно расширяется. Поэтому невозможно и нецелесообразно, чтобы каждая отрасль для себя создавала необходимую технику. Потребности в этом реализуются в той отрасли, где данная техника изготовляется. Но и здесь разделительная грань относительна. Например, химическое производство удовлетворяет свои потребности в развитии соответствующей техники за счет химического машиностроения, которое, в свою очередь выдвигает определенные заказы общему машиностроению, приборостроению и т. д.. Здесь постоянно меняется соотношение внешнего и внутреннего, движущих сил и источников развития техники.

      Процесс развития техники непосредственно осуществляется не за счет движущих сил, несмотря на всю их значимость, а благодаря действию источников ее развития. К ним относится прежде всего сам человеческий труд в той отрасли материального производства, где непосредственно создается и совершенствуется техника. Далее к источникам развития техники относятся те факторы, которые участвуют в этом процессе в разрешение соответствующих противоречий через человеческую деятельность. Это - научные знания, культурно-технический уровень работников, их общее и специально образование , профессиональные навыки, и т. д.. Разумеется, выделение этих факторов несколько условно, так как они принадлежат самому человеческому труду. Сделано это только для того, чтобы акцентировать на них внимание. Наконец, к источникам развития техники относятся средства труда, технология и организация производственного процесса, его специализация и кооперирование.

      Отмечая различия между движущими  силами и источниками развития техники и вытекающие отсюда тенденции нельзя обойти молчанием и некоторые вопросы, характеризующие их связь, единство, взаимообусловленность. Создание и распространение новой или более совершенной техники является выполнением социальных потребностей, предметной реализацией действия движущих сил технического развития. Но прогресс техники имеет социально-экономические последствия , в том числе вызывает к жизни новые потребности, способствует их росту, то есть действует по отношению к ним как своеобразная движущая сила, то есть само развитие техники потенциально содержит в себе необходимость дальнейшего движения.

    Выделим несколько этапов развития техники:

    Конец 50 – начало 60-х гг. теория единого индустриального общества основывается на методологически ошибочной установке, согласно которой достижения науки и техники воспринимаются как факторы, вызывающие коренные преобразования в обществе независимо от экономических и социально-политических условий жизни. Исходные постулаты этой теории покоятся на идеях американского политолога У. Ростоу, выступившего с концепцией «стадий экономического роста», и французского философа Р. Арона, полагавшего, что именно (Научно-технический прогресс) НТП является основной движущей силой прогресса [1, c. 155].

    В работах Ростоу, Арона и их последователей акцент делается на организационно-технические средства, способствующие экономическому преуспеванию существующих обществ. Эти идеи органически вписались в теорию конвергенции, сторонники которой отстаивают тезис о социально-экономическом и культурном сходстве между различными общественными системами.

    Одна  из первых концепций технократизма  была разработана Вебленом. Она отразила обозначившееся в начале двадцатого столетия несоответствие между темпами изменения техники и формами организации деятельности, общественной жизни в целом, в частности, противостояние интересов технократии и бизнеса. Технократы в качестве приоритета видят общественный процесс в целом и необходимость устранения порождаемых им противоречий. Представители бизнеса, собственники на первое место ставят частный интерес.

    Рассмотрим  технократическую теорию Р. Арона. 

    Арон Раймон Клод Фердинанд (1905 - 1983) – французский философ, социолог, публицист. Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ.

    Арон  – один из авторов концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность построить единственно верную «неидеологическую» теорию общества, изучающую «то, что есть в действительности».

    Переход от аграрного общества к индустриальному  осуществляется благодаря научно-технической революции. В результате внедрения научных технологий в производство и управление происходит коренное изменение социальной структуры, переход общества на новую, более высокую стадию развития.

    В философско-социологических работах  Арон основывался на сравнительно-историческом анализе с использованием концепции «социальной индустриализации» или «технологического детерминизма», переросшей затем в теорию «индустриального общества». Оценивая происшедший после второй мировой войны значительный подъем в производстве и потреблении в развитых странах мира, он предложил определить его как «новый промышленный переворот», достигнутый в результате колоссальных изменений, движущей силой которых явилась автоматизация производства, повышение производительности труда, огромное увеличение объема производимой продукции и «революция в доходах» [4, c. 198].

Информация о работе Экологический мониторинг технократического развития европейской цивилизации