Периоды развития японской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:21, реферат

Краткое описание

Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.

Файлы: 1 файл

Реферат САМЦ.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся  в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать  жилище и хозяйство после стихийных  бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом  и малом.

Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской и китайской  на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к  восприятию чужеземных влияний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация развития японской цивилизации

Данные китайских письменных источников, археологии, памятников культуры

свидетельствуют о наличии нескольких очагов возникновения японской

цивилизации, в том числе в Кансай (с центром Осака-Киото), па Кюсю (Ямагети), в

районе Канто (с центром в нынешнем Токио). Попробуем разобраться в этом,

выделив в развитии японской цивилизации следующие ниже периоды.

1. Палеолит (40 000—13 000 лет назад). Антропологический состав населения

неясен. Много  вопросов вызывают и немногочисленные памятники палеолита,

открытые  только в послевоенное время.

Палеолит - или  древний каменный век (40000-13000 лет  назад).

Иногда его  называют "периодом Ивадзюку" (по месторасположению первой открытой палеолитической стоянки). Памятники  палеолита, открытые только в послевоенное время, не слишком многочисленны, а  их атрибуция вызывает много вопросов. Хозяйственными занятиями населения, антропологический состав которого неясен, были охота и собирательство.

Первые следы  деятельности палеолитического человека были открыты в 1949 г. в Ивадзюку (префектура Гумма). В последующие годы по всей стране обнаружено по крайней мере ещё около 5 тыс. палеолитических  стоянок (из них около 4,5 тыс. относятся  к позднему палеолиту, т. е. к периоду, начиная с 30 тыс. лет до нашего времени). Согласно оценкам японских археологов, для добытого на них археологического материала (в основном, каменных орудий) характерен значительный хронологический  разброс (300-13 тыс. лет назад). Таким  образом, если говорить о геологических  соответствиях, то японский палеолит охватывает плейстоцен и ледниковый период.

Японские  исследователи встречаются в  своей работе с принципиальными  сложностями, связанными со слабой сохранностью исходного антропологического материала. Кислые почвы Японии плохо сохраняют  костные останки человека, животных, любую органику. Наилучшей сохранностью обладают костяки (несколько тысяч находок), относящиеся к неолитическому периоду Дзёмон, когда бытовал обычай захоронений в пещёрах, а также в "раковинных кучах", где в результате реакции между содержавшейся в раковинах известью и водой происходило удержание кальция в костных останках. Всего несколько сотен находок относятся к последующим историческим периодам (Яёй, Кофун, Камакура, Муромати, Эдо). Для периодов Нара и Хэйан антропологический материал практически отсутствует. Это объясняется как вышеуказанными особенностями японских почв (для захоронений в земле), так и распространением буддийской практики трупосожжения. Что же касается палеолита, то находки, относящиеся к нему, исчисляются единицами.

Поэтому японский палеолит (ещё в большей степени, чем в других регионах) исследуется  почти исключительно с точки  зрения типологии каменных орудий. Вместе с тем, благодаря тому, что  стоянки человека каменного века в Японии очень часто обнаруживаются в геологических слоях, изолированных  друг от друга застывшей лавой, выплеснувшейся во время вулканических извержений (пещёрных стоянок найдено чрезвычайно  мало), задачи по стратификации и  созданию эволюционной типологии каменных орудий решаются довольно успешно.

Эпоха палеолита  на территории Японского архипелага терминологически определяется по-разному. Раньше в ходу были термины "период пред-дзёмон" и "докерамический период" (ныне они выходят из употребления). Теперь используется как собственно термин "палеолит" (кюсэкки дзидай), так и название "период Ивадзюку" - Здесь сказывается укоренившаяся  в Японии тенденция использовать историческую периодизацию, неприменимую к истории других стран, что связано  с уже упомянутым обостренным  комплексом "национальной самоидентификации". Поиски самобытных японских черт распространяются, таким образом, и на то время, когда  о каком-либо этническом самосознании не может идти и речи.

Тем не менее  японские археологи утверждают, что  в период позднего палеолита некоторые  каменные орудия (ножи и топоры) демонстрируют  определенное своеобразие, что позволяет, по их мнению, говорить о существовании уже в то время зачатков самобытной японской культуры (при этом, правда, не существует работ, подтверждающих преемственность более поздней японской культуры по отношению к палеолитической). Отмечаются и региональные особенности в технике обработки каменных орудий в Западной и Восточной Японии. Таким образом, корни культурного своеобразия этих частей страны, прослеживающиеся в дальнейшем на всём протяжении японской истории, относят к эпохе верхнего палеолита.

Все же носителей  палеолитической (или "докерамической") культуры на территории Японии никак  нельзя признать за предков современных  японцев. Это утверждение вряд ли можно оспорить как с фактической, так и с теоретической точки  зрения: палеолитические памятники  вообще демонстрируют скорее общность и единство человеческой культуры. До этого же мы имеем дело не с  историей народа (этноса или протоэтноса), а с историей определенной территории и сопутствующего ей населения.

 

2. Неолит — дзёмон (13 000 лет до н. э. — III в. до н.э.). Основная часть

населения концентрируется  в северо-восточной части Хонсю. Культура дзёмон

(период назван  так по типу керамики с веревочным  орнаментом) распространена от

Хоккайдо  до Рюкю.

Стремление  человека украшать свое тело прослеживается с самой глубокой древности. Эти  украшения могли иметь как  магический характер (использовались в качестве оберегов, были призваны защищать и приносить удачу), так  и служить знаками социальной, групповой, возрастной, половой принадлежности. Известно большое количество украшений, относящихся к периоду Дземон. Это серьги, изготовленные из раковин, камня, глины, зубов диких животных, и браслеты из раковин.

Другой группой  предметов, имевших культовый характер, являются глиняные статуэтки догу высотой  от 3 до 30 см. Среди них встречаются  как зооморфные (изображающие различных животных), так и антропоморфные (их большинство). Сначала их пластика имела уплощенный вид, затем — приобрела и "третье измерение". Среди антропоморфных были наиболее распространены своеобразно стилизованные женские изображения с утрированными формами, которые по своей экспрессивности вполне сопоставимы с керамическими ритуальными сосудами этой эпохи. Орнаментальные украшения сосудов и догу также совпадают. Интересно, что подавляющее большинство догу были найдены разбитыми. По-видимому, это не случайно — судя по всему, статуэтки были изготовлены именно для того, чтобы быть разбитыми в ритуальных целях.

По мнению японского исследователя Явата  Итиро, статуэтки использовались в  ритуалах, связанных с лечением больных  или раненых. При этом разбивали  ту часть статуэтки, которая соответствовала  больной части тела человека. Некоторые  статуэтки интерпретируются как  принадлежность культа плодородия. Однако в целом предназначение и функции  догу не могут считаться вполне выясненными. С достаточной степенью уверенности  можно лишь утверждать, что догу, равно как и некоторые типы керамики Дзёмон, служили для обеспечения  магической связи с иным миром. В  иконографической традиции сформировавшейся позднее японской религии синто  пластика этого типа не нашла своего отражения. Аналоги догу можно найти, скорее, в древнем искусстве племен Центральной Америки.

В погребениях  периода Дзёмон не прослеживаются признаки унификации, что, вероятно, свидетельствует  об отсутствии единых представлений  о посмертном существовании. Как  правило, встречаются коллективные погребения (на севере их окружали подобием загородки из камней), костяки в  которых могут находиться как  в скорченном положении (на спине, на боку или на животе) с ориентацией  головы на юго-восток, так и в распрямленном  и без определенной ориентации. Известны захоронения, сделанные в "раковинных кучах", зафиксированы и погребения в керамических сосудах. Принадлежностями погребального инвентаря были гребни, серьги, ожерелья, браслеты и др. Погребальной одеждой служили звериные шкуры или куски материи.

При исследовании погребений было обнаружено, что девушкам и юношам в возрасте 17-18 лет вырывали определенные зубы и подпиливали  другие, что, вероятно, было связано  с обрядом инициации (переходом  в категорию взрослых мужчин и  женщин).

Появление земледелия

Несмотря  на существование контактов между  населением Японских о-вов и континента, обитатели Японии не восприняли земледельческую  культуру вплоть до периода Яёй. Это  было связано прежде всего с разницей в уровнях культурного и хозяйственного развития, т. е. с готовностью к  усвоению тех или иных культурных инноваций.

Однако не исключено, что уже в то время  были сделаны первые шаги к разведению растений, в частности, ямса, один из видов которого произрастает в Японии в диком виде. Первые крупные лесные пожары, являющиеся надежным индикатором  антропогенного воздействия на окружающую среду и связанные, видимо, с практикой  выжигания леса для хозяйственного использования земли (для строительства  жилья, и, возможно, примитивного подсечного земледелия), отстоят от нас на 8,5-7 тыс. лет.

Первые обнаруженные в Японии следы земледелия (возделывание гречихи) относятся приблизительно к 4600 г. до н. э. Следы возделывания проса  найдены на рубеже II-1 тысячелетий  до н. э. (префектура Симанэ). Около 1000 г. до н.э. подсечное земледелие практиковалось уже достаточно широко. В этот период наблюдается стремительное исчезновение многих древесных видов (таких как  остролистный дуб, камфарное дерево, камелия японская) и распространение  хвойных пород, пришедших на смену  широколиственным вечнозеленым лесам, характерным для V-III тысячелетия  до н. э., когда климат Японии был  наиболее теплым за последние 20 тыс. лет (на 2-3° выше, чем ныне).

Наиболее  ранние свидетельства возделывания суходольного риса обнаружены на севере о-ва Кюсю (Итадзукэ, префектура Фукуока, и Нобатакэ, префектура Сага), в наиболее близком к Корее районе страны, и датируются приблизительно 1200 г. до н. э. Следует, однако, иметь в виду, что в период Дзёмон возделывание риса (как и других культурных растений) носило спорадический, в лучшем случае вспомогательный, характер, и не оказывало решающего влияния на образ жизни древнего человека.

Кризис хозяйства

Из-за высокой  детской смертности, характерной  для всех обществ охотников, рыбаков  и собирателей, средняя продолжительность  жизни человека Дзёмон составляла около 20 лет. Если же подростку удавалось  перейти рубеж в 15 лет, то он имел хорошие шансы дожить до 30 (средняя  продолжительность жизни в 30 лет  была достигнута только около 1600 г., а  рубеж в 50 лет покорился лишь в 1947 г.).

В результате повышения продуктивности хозяйства, а также улучшения возможностей сохранения запасов пищи, о чем  свидетельствует появление многочисленных ямных кладовых и керамических сосудов, рост населения Японского архипелага значительно ускорился. По оценкам  специалистов в области исторической демографии в начале периода Дзёмон оно составляло 20 тыс. чел. (т. е. 7 чел. на 100 кв. км), а в период наибольшего  расцвета этой культуры, пришедшегося на средний Дзёмон, оно, видимо, увеличилось  до 260 тыс., т.е. достигло плотности 1 чел. на 1 кв. км. Для обществ подобного  типа такую плотность населения  следует признать весьма высокой.

Однако за фазой роста населения в конце  периода Дзёмон последовал явный  кризис — уменьшение количества стоянок  и поселений, стагнация роста  населения и затем его сокращение (до 70 тыс. чел.). По всей вероятности, нагрузка на окружающую среду при использовавшихся типах хозяйствования оказалась  настолько велика, что привела к экологическому кризису.

Показательно, что этот кризис гораздо слабее затронул прибрежные поселения — для доиндустриальных обществ рыба и моллюски были практически  неограниченным естественно возобновляемым пищевым ресурсом. Сильнее всего  кризис проявился в юго-западной части Японии, менее богатой продуктами собирательства, объектами охоты  и рыбной ловли. В дальнейшем это  послужило одной из предпосылок более быстрого укоренения там производящего типа хозяйства, что и обозначило выход из кризиса. Однако это случилось уже в следующем хронологическом периоде — Яёй — при самом непосредственном участии переселенцев с материка.

 

3. Бронзово-железный век — яёй (III в. до н.э. — III в. н.э.) назван по типу

керамики, обнаруженной в Яёй — районе Токио. В этот период идет крупная

миграция  с материка (через Корейский полуостров) племен алтайской языковой

группы, принесших  с собой опыт земельного рисосеяния, шелководчество,

технологию  производства бронзы и железа. Смешение с местным населением

аустронезийского происхождения привело к появлению протояпонцев.

Появление металлических  изделий

Важной особенностью периода Яёй стало начало применения железных и бронзовых изделий. Их введение в обиход было напрямую связано  с переселенцами с континента, владевшими обеими технологиями. Именно поэтому в Японии археологические  эры бронзы и железа не разведены  во времени и накладываются друг на друга. Более того: применение железа началось даже несколько раньше применения бронзы. Поэтому ряд исследователей считает, что термин "бронзовый  век" неприменимым по отношению к  Японии. В их периодизации железный век следует непосредственно за каменным.

В применении металлических изделий прослеживается следующая закономерность: железные предметы относятся, как правило, к  орудиям хозяйственной и военной  деятельности (мечи, наконечники копий  и стрел, топоры, резцы, ножи, деревянные лопаты с металлической окантовкой, серпы, рыболовные крючки и т.д.), а  бронзовые — к культовым принадлежностям  и символам власти: культовые мечи, копья, колокола (дотаку), зеркала (встречаются  в погребениях). Это объясняется  как лучшими функциональными  свойствами железа (удобство обработки, лучшие режущие качества), так и  влиянием континентальной традиции использовать изделия из бронзы в  качестве культовых и престижных.

Информация о работе Периоды развития японской цивилизации