Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:21, реферат
Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.
Вначале использовались металлические орудия континентального (Корея, Китай) происхождения, позднее началось и собственное производство. Первые свидетельства появления местной металлургии (литейные формы—обычно каменные, хотя встречаются и глиняные) были обнаружены более чем в 60 местах раскопок, прежде всего — на севере Кюсю. Сырье для нее в начале периода Яёй завозилось с материка.
Переход к земледелию
В период Яёй
на Японском архипелаге утвердилась
новая для его обитателей культура,
хозяйственную основу которой составляло
рисоводство, в особенности заливное
Всего же, как считается на сегодняшний
день, в то время возделывалось 37
видов культурных растений. Косвенным
доказательством падения
С укоренением
рисоводства центр
Погребальный инвентарь в период Яёй показывает заметную тенденцию социальной дифференциации. В Сугу и Микумо (префектура Фукуока) встречаются погребения как с весьма богатым инвентарем (бронзовое оружие, бронзовые зеркала, украшения, китайские монеты), так и с почти полным отсутствием такового. Богатые погребения, однако, пока ещё не отделены территориально и располагаются на общем кладбище. Но к концу Яёй по всей Западной Японии появляются и личные погребения, расположенные отдельно, вне общего кладбища, что свидетельствует об окончательной утрате общиной социальной однородности.
Роль переселенцев в формировании культуры Яёй
Проанализировав
множество различных
Возникновение натурального товарообмена
Каждый из
образовавшихся хозяйственных укладов
(равнинный, прибрежный и горный) носил
до некоторой степени
Кроме обмена продовольствием имели место поставки древесины для нужд рыболовецкого хозяйственного комплекса, которые имели тенденцию к росту по мере сведения лесов в прибрежных районах и на равнинах для устройства полей, производства металла и обжига керамики. Поставлялся как лес для строительства судов и жилищ, так и дрова для приготовления пищи и выпаривания соли (в Японии залежи каменной соли отсутствуют). К тому же в отличие, скажем, от населения Камчатки, Аляски или Океании японские рыбаки мало использовали морские ресурсы (кость морских животных, китовый ус, раковины) для производства средств производства и полностью зависели в этом отношении от суши, в основном — от горных районов (кость оленя для крючков, лианы вьющихся растений, конопля и др. — для лесок и сетей).
4. Курганный период — кофун (III —VI вв.). Назван так по многочисленным
похоронным сооружениям курганного типа. Идет становление протояпонского
государства, название которого — Ямато.
Поселения периода Кофун
Площадь поселений
периода Кофун значительно
Раскопки, проводимые
в районе Осака-Нара-Киото, демонстрируют
наличие там развитого и
Погребальный ритуал
Мифологическо-летописный свод "Нихон секи" (720 г.) приводит следующую легенду, касающуюся происхождения ханива. В правление императора Суйнин (традиционно датируется 29 г. до н.э.-70 г. н.э.), когда умер его дядя, приближенные государя были похоронены живьём возле гробницы. В течение нескольких дней, пока они были ещё живы, они оглашали окрестности своими воплями. После смерти они стали добычей собак и ворон. Суйнин счёл этот древний обычай негуманным. Поэтому, когда через 5 лет скончалась его супруга, место предназначенных в жертву людей заняли их глиняные заменители - ханива.
Эта легенда, по всей вероятности, не имеет ничего общего с действительностью; во всяком случае, ей нет никаких археологических подтверждений.
Процедура похорон в кургане включала в себя по крайней мере два ясно выраженных этапа:
1) Могари (временное захоронение).
После смерти
правителя или же другого лица
высокого статуса сооружалось
2) Постоянное захоронение в кургане.
Вместе с
усилением китайского влияния и
иерархическим упорядочением
Сведения о стране Яматай
Китайская династическая хроника "Вэй Яматай чжи", охватывающая период 220-265 гг., несмотря на краткость её сообщения о "людях Ва" (японцах), дает весьма красочное (хотя, видимо, и не всегда достоверное) описание ситуации и нравов на архипелаге в то время. Так, в ней говорится, что "люди Ва" живут на отличающихся теплым климатом гористых островах, где они занимаются возделыванием риса, конопли и тутового дерева, а также используют железные орудия, хотя и не в большом количестве. В "земле Ва" насчитывается более 30 "стран", в которых "люди высокие" имеют по 4-5 жен, люди более низкого положения - 2-3; одни люди считаются подданными других. В этих "странах" собираются налоги, а также устроены "рынки", где производится обмен товарами под надзором властей. Особо выделяется одна из этих "стран" - Яматай, - которая главенствует над остальными и даже имеет там своих наместников, дабы держать их "в страхе и ужасе".
5. Период Асука (552 — 646 гг.). Назван так по местонахождению резиденции
царей Ямато в районе реки Асука (Центральная Япония). Этот период характерен
появлением буддизма и становлением государственности. Кризис тех лет в самом общем виде может быть определен как конфликт между прежним устройством общества, основанном почти исключительно на кровнородственной организации и потребностями развивавшейся государственности, требовавшей преодолеть эти рамки за счет усиления территориальных принципов управления. Неудивительно, что период Асука был временем непрерывного политического противоборства, в основе которого лежали различные интересы наиболее влиятельных родов.
6. Ранняя Нара (646 — 710 гг.) — период масштабного заимствования из Китая
письменности, чиновничьей структуры, теории и практики управления. В 646 г.
начинается период реформ с целью превращения Ямато в «цивилизованное» (по
китайскому образцу) государство: создание первых законодательных сводов,
системы государственной собственности на землю и надельной системы
землепользования.
7. Нара (710 — 794 гг.) — период определен так по названию первой постоянной
столицы Японии — города Нара. Изменено название страны на «Нихон» («там, откуда восходит солнце»). Появились первые письменные памятники — летописные мифологические своды «Кодзики» и «Нихонги». Обостряется борьба между
служилой знатью, выходцев из Китая и Кореи, и племенной аристократиией, что
ослабило буддизм и укрепило синтоизм, который активно саморазвивается.
Обращение императоров в буддизм означало признание главенства буддистской церкви над правящей династией. Монахи заняли многие высокие административные должности. Буддисты даже пытались захватить власть в стране, пытаясь сделать монаха Докё (700—772), фаворита императрицы Кокэн, новым императором. Однако аристократическая оппозиция во главе с родом Фудзивара помешала перевороту и смогла сместить всех монахов с государственных должностей. Учитывая интимные отношения Докё с императрицей и опасности для династии, которые они несли, Фудзивара отменили на будущее право женщин занимать престол японских монархов.
Более четко
оформляется и особое место синто
в государственной идеологии. В
законодательных кодексах, в «Кодзики»
и «Нихонсёки» были записаны главные
общегосударственные
Период Нара
был эпохой расцвета искусств. Большинство
произведений искусства до сегодняшнего
дня сохранились в
Хэйдзё-кё, или
Нара, была первым японским городом, спроектированным
по тогдашним китайским
8. Период Хэйан (794 — 1185 гг.), назван так по местонахождению новой столицы —
Хэйан (совр. Киото). Формально Хэйан остается столицей — резиденцией «Сына
Неба»— императора до 1868 г. В этот период утеряна государственная монополия
на землю и образуются «сёэп» — усадьбы, частные владения аристократов.
Прерываются контакты с Китаем и Кореей. С созданием слоговой азбуки (хирагана и катакана) появляется множество поэтических и прозаических произведений, что привело к развитию блестящей аристократической культуры. В этот период усиливается род Фудзивара.
В 784 году император Камму решил перенести столицу из Нары, тем самым он хотел уйти из-под нараставшего влияния и власти буддийского духовенства. В то время в Наре существовало 1600 буддийских храмов, 400 синтоистких святилищ.
Было выбрано новое место для столицы. Оно находилось в долинах рек Камо и Кацура, связывавших планируемый город с оживлённой морской бухтой Нанива (в будущем — Осака). Изначально город получил название Хэйан-кё — «Столица мира и спокойствия». Лишь много лет спустя его стали называть Киото (Столичный город).
Отсчёт доминирования рода Фудзивара идёт с 858 года, когда Ёсифуса (глава клана) возвёл на трон своего сына, а самого себя сделал регентом. Все важнейшие посты в правительстве стали наследственными и их заняли члены рода Фудзивара. Была упразднена прежняя, заимствованная из Китая, система продвижения по службе путём сдачи экзаменов. Вошло в традицию женить императоров на женщинах из клана Фудзивара и назначать кронпринцев только из этой императорской линии. Поэтому все государи эпохи Хэйан имели Фудзивара в роли дедушек, дядей, двоюродных братьев, шуринов, а также регентов, канцлеров и просто менторов. В конце Х века власть Фудзивара доросла до таких размеров, что императоры назначались и отрекались от престола только по их воле