Периоды развития японской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:21, реферат

Краткое описание

Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.

Файлы: 1 файл

Реферат САМЦ.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

Вначале использовались металлические орудия континентального (Корея, Китай) происхождения, позднее  началось и собственное производство. Первые свидетельства появления  местной металлургии (литейные формы—обычно каменные, хотя встречаются и глиняные) были обнаружены более чем в 60 местах раскопок, прежде всего — на севере Кюсю. Сырье для нее в начале периода Яёй завозилось с материка.

Переход к земледелию

В период Яёй  на Японском архипелаге утвердилась  новая для его обитателей культура, хозяйственную основу которой составляло рисоводство, в особенности заливное Всего же, как считается на сегодняшний  день, в то время возделывалось 37 видов культурных растений. Косвенным  доказательством падения значения охоты в жизни людей служит резкое уменьшение числа находок  наконечников, стрел в археологических  слоях, относящихся уже к началу периода Яёй. Кроме того. важным свидетельством происходивших изменений могут  служить данные палеоботаники. Распространение  сосны и других хвойных пород  началось в юго-западной Японии 2 тыс. лет назад, в центральной Японии - 1500 лет назад и в северо-восточной  Японии - 800-700 лет назад. Это соответствует  последовательности распространения  интенсивного земледелия и сопутствовавшего ему производства металла и керамики с высокотемпературным обжигом, что привело к вырубанию широколиственных вечнозеленых лесов с последующим  вытеснением их хвойными породами. Таким образом, "типично японский" пейзаж с обилием хвойных пород, столь богато представленный в искусстве  и литературе этой страны, представляет собой реалию сравнительно недавнего  времени.

С укоренением  рисоводства центр хозяйственной  жизни архипелага сместился к  югу, на север Кюсю и в Центральную  Японию где стала стремительно расти  плотность населения, численность  которого к концу Яёй стала  выше, чем в северо-восточной части  страны. В целом к концу Яёй  Японский архипелаг населяло, видимо, около 3 млн. чел. Разумеется, это могло  произойти только на основе производства значительного прибавочного продукта производящем секторе экономики (относительная энергетическая ценность различных источников питания, которые можно пoлучить с единицы площади, такова: олень— 1; рыба—24-414, жёлуди—342, рис—1012). Увеличение продуктивности нашло зримое выражение в появлении деревянных хранилищ свайного типа, которые постепенно вытеснили ямные кладовые периода Дзёмон.

Погребальный  инвентарь в период Яёй показывает заметную тенденцию социальной дифференциации. В Сугу и Микумо (префектура Фукуока) встречаются погребения как с  весьма богатым инвентарем (бронзовое  оружие, бронзовые зеркала, украшения, китайские монеты), так и с почти  полным отсутствием такового. Богатые  погребения, однако, пока ещё не отделены территориально и располагаются  на общем кладбище. Но к концу  Яёй по всей Западной Японии появляются и личные погребения, расположенные  отдельно, вне общего кладбища, что  свидетельствует об окончательной  утрате общиной социальной однородности.

Роль переселенцев в  формировании культуры Яёй

Проанализировав множество различных демографических  и антропологических данных, известный  исследователь ранней Японии Ханихара Кадзуо пришел к удивительному выводу, что число переселенцев с начала периода Яёй (III в. до н. э.) до VIII в. составило  около 1,2 млн. чел. (при общей численности  населения на конец VIII в. около 6 млн. чел.). Хотя эта цифра вызывает сильные  сомнения у многих специалистов, большинство  ученых всё-таки сходятся во мнении, что  количество переселенцев в любом  случае было достаточным для того, чтобы вызвать кардинальные изменения  в хозяйственном укладе, языке  и культуре вообще.

Возникновение натурального товарообмена

Каждый из образовавшихся хозяйственных укладов (равнинный, прибрежный и горный) носил  до некоторой степени специализированный характер, не был полностью самодостаточным, что предопределило развитие натурального товарообмена. Анализ содержимого "раковинных куч" периода Яёй свидетельствует  о наличии продуктообмена между  населением побережья и внутренних районов страны. И те, и другие употребляли в пищу продукты, выращенные или добытые их партнерами.

Кроме обмена продовольствием имели место  поставки древесины для нужд рыболовецкого  хозяйственного комплекса, которые  имели тенденцию к росту по мере сведения лесов в прибрежных районах и на равнинах для устройства полей, производства металла и обжига керамики. Поставлялся как лес для строительства судов и жилищ, так и дрова для приготовления пищи и выпаривания соли (в Японии залежи каменной соли отсутствуют). К тому же в отличие, скажем, от населения Камчатки, Аляски или Океании японские рыбаки мало использовали морские ресурсы (кость морских животных, китовый ус, раковины) для производства средств производства и полностью зависели в этом отношении от суши, в основном — от горных районов (кость оленя для крючков, лианы вьющихся растений, конопля и др. — для лесок и сетей).

4. Курганный период — кофун (III —VI вв.). Назван так по многочисленным

похоронным  сооружениям курганного типа. Идет становление протояпонского

государства, название которого — Ямато.

Поселения периода Кофун

Площадь поселений  периода Кофун значительно увеличилась. Так, одно из наиболее крупных поселений  времени Яёй Карако-Каги занимало 22 тыс. кв. м, а площадь поселения  курганной эпохи Макимуку, расположенного на территории той же префектуры Нара, достигла 1 кв. км.

Раскопки, проводимые в районе Осака-Нара-Киото, демонстрируют  наличие там развитого и высокоспециализированного  типа хозяйства: поселений земледельцев, гончаров, рыбаков, солеваров, кузнецов. Это, в свою очередь, предполагает наличие  развитых торговых связей. Так, упомянутое поселение Макимуку, по всей вероятности, стояло на пересечении торговых путей, о чем свидетельствует большое  количество керамики, завезенной из других регионов (около 15%).

Погребальный ритуал

Мифологическо-летописный свод "Нихон секи" (720 г.) приводит следующую легенду, касающуюся происхождения  ханива. В правление императора Суйнин (традиционно датируется 29 г. до н.э.-70 г. н.э.), когда умер его дядя, приближенные государя были похоронены живьём возле  гробницы. В течение нескольких дней, пока они были ещё живы, они оглашали окрестности своими воплями. После  смерти они стали добычей собак  и ворон. Суйнин счёл этот древний  обычай негуманным. Поэтому, когда через 5 лет скончалась его супруга, место  предназначенных в жертву людей  заняли их глиняные заменители - ханива.

Эта легенда, по всей вероятности, не имеет ничего общего с действительностью; во всяком случае, ей нет никаких археологических  подтверждений.

 

Процедура похорон  в кургане включала в себя по крайней  мере два ясно выраженных этапа:

1) Могари (временное  захоронение).

После смерти правителя или же другого лица высокого статуса сооружалось специальное  помещение (мо-гари-но мия - "временный  погребальный дворец"), в которое  помещались останки усопшего, которые  могли находиться там весьма долго - до нескольких лет. В это время  строилось постоянное место успокоения - курган, - а в могари-но мия проводились  различные ритуалы, призванные умиротворить душу покойного и обеспечить переход  магических потенций усопшего к его преемнику.

2) Постоянное  захоронение в кургане.

Вместе с  усилением китайского влияния и  иерархическим упорядочением государственной  жизни усилилась регламентация  и единообразие погребального обряда. Начиная с VI в., умершему правителю, как и в Китае, стало присваивается  посмертное имя (сначала - японского  типа, а начиная с периода Хэйан - китайского). Одновременно стали использоваться гробы китайского образца, а проведение могари было запрещено (за исключением  самого правителя и принцев крови).

Сведения о стране Яматай

Китайская династическая  хроника "Вэй Яматай чжи", охватывающая период 220-265 гг., несмотря на краткость  её сообщения о "людях Ва" (японцах), дает весьма красочное (хотя, видимо, и  не всегда достоверное) описание ситуации и нравов на архипелаге в то время. Так, в ней говорится, что "люди Ва" живут на отличающихся теплым климатом гористых островах, где они  занимаются возделыванием риса, конопли  и тутового дерева, а также используют железные орудия, хотя и не в большом  количестве. В "земле Ва" насчитывается  более 30 "стран", в которых "люди высокие" имеют по 4-5 жен, люди более  низкого положения - 2-3; одни люди считаются  подданными других. В этих "странах" собираются налоги, а также устроены "рынки", где производится обмен  товарами под надзором властей. Особо  выделяется одна из этих "стран" - Яматай, - которая главенствует над  остальными и даже имеет там своих  наместников, дабы держать их "в страхе и ужасе".

5. Период Асука (552 — 646 гг.). Назван так по местонахождению резиденции

царей Ямато  в районе реки Асука (Центральная Япония). Этот период характерен

появлением буддизма и становлением государственности. Кризис тех лет в самом общем виде может быть определен как конфликт между прежним устройством общества, основанном почти исключительно на кровнородственной организации и потребностями развивавшейся государственности, требовавшей преодолеть эти рамки за счет усиления территориальных принципов управления. Неудивительно, что период Асука был временем непрерывного политического противоборства, в основе которого лежали различные интересы наиболее влиятельных родов.

6. Ранняя Нара (646 — 710 гг.) — период масштабного заимствования из Китая

письменности, чиновничьей структуры, теории и практики управления. В 646 г.

начинается период реформ с целью превращения Ямато в «цивилизованное» (по

китайскому  образцу) государство: создание первых законодательных сводов,

системы государственной  собственности на землю и надельной  системы

землепользования.

7. Нара (710 — 794 гг.) — период определен так по названию первой постоянной

столицы Японии — города Нара. Изменено название страны на «Нихон» («там, откуда восходит солнце»). Появились первые письменные памятники — летописные мифологические своды «Кодзики» и «Нихонги». Обостряется борьба между

служилой  знатью, выходцев из Китая и Кореи, и племенной аристократиией, что

ослабило  буддизм и укрепило синтоизм, который  активно саморазвивается.

Обращение императоров  в буддизм означало признание  главенства буддистской церкви над  правящей династией. Монахи заняли многие высокие административные должности. Буддисты даже пытались захватить власть в стране, пытаясь сделать монаха Докё (700—772), фаворита императрицы Кокэн, новым императором. Однако аристократическая  оппозиция во главе с родом  Фудзивара помешала перевороту и  смогла сместить всех монахов с государственных  должностей. Учитывая интимные отношения  Докё с императрицей и опасности  для династии, которые они несли, Фудзивара отменили на будущее право  женщин занимать престол японских монархов.

 

Более четко  оформляется и особое место синто  в государственной идеологии. В  законодательных кодексах, в «Кодзики»  и «Нихонсёки» были записаны главные  общегосударственные синтоистские ритуалы и церемонии, порядок  их проведения. При этом в законах  не обнаруживается описания роли тэнно  как верховного жреца синто. Статус тэнно как первосвященника синто  регулировался неписаными обычаями. К периоду Нара относится и  активное освоение конфуцианских идей, привнесенных с материка.

Период Нара был эпохой расцвета искусств. Большинство  произведений искусства до сегодняшнего дня сохранились в императорском  хранилище Сёсоин на территории храма  Тодай-дзи. В коллекции находятся  предметы из Персии и Индии, что свидетельствует  о участии древних японцев  в международной торговле по «шёлковому пути».

Хэйдзё-кё, или  Нара, была первым японским городом, спроектированным по тогдашним китайским стандартам. Её прототипом стала столица китайской  империи Тан. Нара представляла собой большой четырёхугольник, поделённый на правую и левую «столицы». Город также был разделен на десятки малых районов. В северной части столицы были сконцентрированы правительственные здания, там находился императорский дворец. От него простиралась центральная магистраль города — «улица Красного феникса», которая доходила до главных ворот города на юге. Население Нары составляло около 200 тысяч, среди которых 10 тысяч были заняты на чиновничей службе.

8. Период Хэйан (794 — 1185 гг.), назван так по местонахождению новой столицы —

Хэйан (совр. Киото). Формально Хэйан остается столицей — резиденцией «Сына

Неба»— императора до 1868 г. В этот период утеряна государственная монополия

на землю  и образуются «сёэп» — усадьбы, частные владения аристократов.

Прерываются контакты с Китаем и Кореей. С  созданием слоговой азбуки (хирагана и катакана) появляется множество поэтических и прозаических произведений, что привело к развитию блестящей аристократической культуры. В этот период усиливается род Фудзивара.

В 784 году император  Камму решил перенести столицу  из Нары, тем самым он хотел уйти из-под нараставшего влияния и  власти буддийского духовенства. В  то время в Наре существовало 1600 буддийских храмов, 400 синтоистких святилищ.

Было выбрано новое место для столицы. Оно находилось в долинах рек Камо и Кацура, связывавших планируемый город с оживлённой морской бухтой Нанива (в будущем — Осака). Изначально город получил название Хэйан-кё — «Столица мира и спокойствия». Лишь много лет спустя его стали называть Киото (Столичный город).

   Отсчёт доминирования рода Фудзивара идёт с 858 года, когда Ёсифуса (глава клана) возвёл на трон своего сына, а самого себя сделал регентом. Все важнейшие посты в правительстве стали наследственными и их заняли члены рода Фудзивара. Была упразднена прежняя, заимствованная из Китая, система продвижения по службе путём сдачи экзаменов. Вошло в традицию женить императоров на женщинах из клана Фудзивара и назначать кронпринцев только из этой императорской линии. Поэтому все государи эпохи Хэйан имели Фудзивара в роли дедушек, дядей, двоюродных братьев, шуринов, а также регентов, канцлеров и просто менторов. В конце Х века власть Фудзивара доросла до таких размеров, что императоры назначались и отрекались от престола только по их воле

Информация о работе Периоды развития японской цивилизации