Экологические проблемы современности с философской точки зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 2

1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2

2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6

3. Методологические аспекты современной экологии………………. 7

3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7

3.2. Методы экологии…………………………………………………. 9

3.3. Структура экологического знания………………………………. 10

3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13

4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16

Заключение………………………………………………………………... 20

Литература………………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

он  не  может  жить . Биосфера  поддерживает  стабильные  условия  окружаю-

щей  среды , благоприятные  для  жизни   в  целом  и  для  жизни  человека  в

частности . Отсюда  следует , что  пределы  развития  человечества  определя –

ются  степенью  экологических  нарушений , а  не простым  потреблением  ре –

сурсов . Стало  очевидным , что  вмешательство  человека  в  естественные  при-

родные  процессы  зашло  уже  так  далеко  ,  что  связанные  с этим изменения

среды  могут  оказаться  необратимыми.                  

 За  короткое  время  пребывания  на  Земле  мы  успели  натворить

многое , о  чём  приходится  сожалеть . В  оправдание  можно  сказать , что

мы  привыкли  считать  ресурсы  своей  планеты  безграничными  и  лишь

сейчас  приходит  осознание  того, как  мало  у  нас осталось .   

Философский  взгляд  на  современную  экологическую  ситуацию  может  оказаться  очень  плодотворным  для  правильной  постановки  экологической  проблемы,  более  глубокого  и   всестороннего  её  осмысления  и  выработки оптимальной  экологической  стратегии.

Поле  философских   проблем   экологии  расширялось  постепенно. Вначале это  были  постановки  вопросов  о  необходимости  регуляции  преобразующей  деятельности  человека,  о  пределах  роста  производства, основанного  на  все   расширяющемся   потреблении  природы.  Уже  в  70-х  годах  в  работах  Римс-кого клуба были довольно  четко  обозначены  сценарии  возможно  экологичес-кой  катастрофы,  к которой  постепенно  и  неуклонно приближается  современ-ная  цивилизация. Выход  виделся  на  пути ограничения  вещественного потреб-ления  природы  и  минимизации  вредных  выбросов,  критически  нарушающих динамическое  равновесие  биосферы (24).

Всё  более интенсивно  потребляя  природные  ресурсы  с  помощью  колос-сально  возрастающих  по  своей  мощи  технических  средств,  человечество  в прогрессирующей  форме  улучшало  условия  развития  свей  цивилизации  и  своего  роста,  как  биологического  вида. Однако, " завоевывая " природу, чело-вечество  в  значительной  мере  подорвало  естественные  основы  собственной жизнедеятельности.

Многие  исследователи  считают,  что сам факт возникновения  Homo Sapiens

и  его  дальнейшее  развитие стали  возможными только благодаря постоянному  нарушению  естественного  равновесия  в  окружающей  среде и  поэтому хрони-чески  сопровождались  разного рода  локальными,  а  может  даже  и  региональ-ными  экологическими  кризисами  ( 1 ).

Проблема  взаимодействия  общества  с  природной  средой  в  настоящее  вре-мя  превратилась  в  одну  из  актуальных.  Это  связано  с  тем,  что  ускоренный  индустриальный  прогресс,  обеспечивающий  материальные  блага  и  комфорт  человеку,  сопровождается  нарастающим  загрязнением  окружающей   среды,  разрушением  природных  комплексов  биосферы,  истощением  природных  ресурсов. Меняется  химизм  планеты, её  климатические характеристики, место-обитание  растений  и  животных, видовой состав,  меняется  биосфера  в  целом. Загрязнение  воды,  воздуха,  уничтожение  лесов  и  плодородных  земель  дос-тигли таких  масштабов,  что  грозят  здоровью  нынешних  и  будущих  поколе-ний,  самому   существованию  человечества.  Экологическая  проблемы  из национальной  ( региональной ) превратилась в проблему  глобальную.  Все  эти  изменения  экологической  обстановки  не  могут  не  коснуться  и  самого  чело-века.  Растет  количество  генетических  заболеваний,  слабоумии,  психических  расстройств. Появляются  новые  болезни,  неведомые ранее.  И среди  них  глав-ная  беда  современности  -  СПИД.

Все  это  свидетельствует  о  том,  что  угроза  экологического  кризиса  стала  в  наше  время  суровой  реальностью.

В  настоящее  время  заметно  снизилась  самоочищающая  способность  био-сферы,  которая  уже  не  справлялась  с  инородным  грузом,  выбрасываемым   в   неё  человеком  ( накопление  углекислоты  в  атмосфере, запыленность возросли во  многих  городах  в  десятки  раз  и  глобально – на  20%  по сравнению  с  сос-тоянием  в  начале  ХХ  века ).  В  результате  образования  вокруг  Земли  слоя   углекислого   газа,  покрывающего  ее  подобно  стеклянному  колпаку,  появи-лась  угроза  неблагоприятного  изменения  климата,  при  котором  наша  пла-нета  уже  в  течении  ближайших  десятилетий  может  превратится  в огромную теплицу  с  возможным  катастрофическим  эффектом: изменением  энергетичес-кого  баланса  и  постепенным  повышением  температуры,  что  приведёт  к  превращению  плодородных  до  сих  пор  районов  в  засушливые,  к  поднятию   уровня  воды  в  океанах  (  из-за  таяния  полярных  и  дрейфующих  льдов  )  и  затоплению  множества  прибрежных  земель  и  городов.   Возникла   опасность   нарушения   баланса   кислорода,   разрушения   озонового   экрана   в   нижней  стратосфере при  полетах  сверхзвуковых  самолётов, а  также  вследствие широ-кого  использования  на  производстве  и  в  быту  фреона.  Увеличилось загря-знение  Мирового  океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным  (17).

Как  избежать  глобального  парникового  эффекта   на  планете?  Решение  этой  проблемы  лежит  в осуществлении  широкого  комплекса  мер,  охватыва-ющих  промышленность, науку,  да  и  сам  образ  ( стиль ) жизни  людей. Среди таких  мер  следует  указать,  прежде  всего,  введение   энергосберегающих  технологий;  форсирование   научных   и  опытно-конструкторских  работ  по альтернативным  источникам  энергии;  создание  термоядерных  энергических  установок;  строительство  безопасных  атомных  электростанций.  Что  касается образа  жизни  людей  ( особенно  в  развитых  странах  ),  то,  по-видимому,  осознание  надвигающейся  экологической  катастрофы  должно  привести  каждого  человека  к  разумному  самоограничению  расходования  природных

ресурсов.

Если  говорить  о  наших  национальных  экологических  проблемах  и  проти-воречиях,  то  следует   признать,  что  административно-бюрократические  мето-ды  управления  народным  хозяйством,  десятилетия господствовавшие в нашей стране,  нанесли  ощутимый вред природной среде.  Возникли проблемы Ладоги. Байкала,  Арала,  Каспийского  моря,  Волги,  Кара-Богаз-Гола,  проблема  ухуд-шения  состояния  водных  ресурсов  страны,  в также  атмосферы  целого   ряда   индустриальных   центров,   проблема   охраны   и  рационального  использова-ния  земельного  фонда  и  лесных  ресурсов. Поэтому  общество  требует  сроч-ных  государственных  программ  по  оздоровлению экологической ситуации.

На  любом  этапе  человеческой  истории  возможность  воздействовать  на природу  определяется  объективным  фактором -  уровнем  развития  производи-тельных  сил  общества.  Так,  решение  энергетической  проблемы  потребовало строительства  атомных  станций. Но  вместе  с  ними    появилась    возможность   загрязнять   окружающую  среду  радиоактивными  отходами.  Яркий  пример  -  Чернобыльская   АЭС.

Сегодня  перспектива  гармонии  человека  с  природой  реализуется  в  ряде  нормативных  требований:  подходить  к  природе  с  точки  зрения  интересов  всего  человечества,  имея  при  этом  в  виду  интересы  не  только  нынешнего,  но и  последующих  поколений  людей:  проявлять  заботливость,  бережливость  по  отношению  ко  всем  природным  ресурсам;  сводить  к  минимуму  вред, наносимый  человеком  живым  творением  природы:  дать  новую  направлен-ность  производственной  деятельности, согласовать  её  с  законами  сохранения биосферы.

Уже  можно  говорить,  что  ускоренное  движение  сферы  политики  и  сферы охраны  природы  навстречу  друг  другу  служит  предпосылкой  создания новой отрасли  знания - политэкологии (24).

Современная  экологическая  проблема  обусловила  более  глубокое  и много-плановое  понимание  гуманизма,  человечности,  общечеловеческих  ценностей.   Она  требует  не  только  перестройки  общества,  производства,  но  и  экологи-ческого  образования,  воспитания  как  новой  морали,  нравственности,  форми-рования   экологического   сознания   как   совокупности   взглядов,   знаний   и убеждений,  отражающих  систему  '' общество – природа ''  и  направленных  на  разумное  отношение  к  ней.                                      

  Заключение.

Движение  вперёд,  изменение   мира   и   человека   -   его  производственной,  трудовой  деятельности,  образа  жизни,  сознания  (  в  том  числе  экологическо-го )  -  вот  перспектива  разрешения  экологической  проблемы,  стоящей  перед человечеством.  Современный  человек  должен  развивать  гармонические  отно-шения  с  природой,  понимать  процессы  её  развития  и  разумно  их  использо-вать,  способствуя  обогащению,  очеловечению,  гуманизации  природы.

На  современном  этапе  философия  может  помочь  решению  экологической   проблемы   в   различных   направлениях,  ибо  она  стимулирует  формирование    нового общественного  сознания, ориентированного  потребностью преодоления  экологических  противоречий,  связанных  с  культурными  установками прош-лого,  способствует  преодолению  ограниченности частных научных позиций, односторонности  духовно – практических  ориентаций  человека  в  его  отноше-ниях с природой, разобщенности мнений.

В  период  своего  становления  научное  познание  в  отношении  к  природе  исходило  главным  образом  из  представления  о  необходимости  '' завоевания '' её,  '' покорения ''  сил  природы.  Этот  стереотип,  имеющий  вековую  историю и  еще  не  преодоленный  сегодня,  должен  постепенно  меняться;   соответ- ственным  образом  должно  утверждаться  убеждение  в  том,  что  современный человек  не  может  ставить  себя  в  отношении  к  природе  в  положении " заво-евателя ",  не  заботящегося  о  последствиях  своей деятельности.

Прежде  всего,  следует  понять,  что  природа  требует  от  человека  такого  отношения,  как  будто  она -  " другой  человек ".  Она  требует  к  себе  любви,  доброты,  доверия,  сострадания,  помощи…  Человек  должен  отдать  природе  всё  свое  духовное  богатство,  ибо  оно  " вложено "  в  него   в  ходе   эволюци-онного  развития  природы.  Иными  словами,  современный  человек  должен  пропускать  проблемы  природы  " через  себя ",   через   призму   " человечес-кого".   Он  не  может  властвовать  над  нею  " так,  как  завоеватель  властвует над  чужим  народом ''  (15 ).

Время  беспечности  миновало . Наступила  эра  экологической  этики .Надо

чётко осознать , что  Homo  sapiens  должен  сменить  роль покорителя  природы

на роль  её  рядового  члена  и  гражданина .Борьба  с  пагубными  тенденциями

будет   укреплять  экологическую  этику , надо  перестать  думать  лишь о  том ,

сколько  можно  выжать  из  земли . Тот  или  иной  поступок  будет  считаться

правильным , если  он  не  нарушает порядок  и  красоту  биотического  сооб –

щества , и  неправильным , если происходит  обратное .     

 Тот , кто ощущает  моральную  ответственность  за  судьбу  природы , может

внести  личный  вклад  в  её  сохранение .Ведь  все  великие  дела  начинались

с  усилий  отдельных  личностей , к  которым затем  присоединялись  многие.

Настала  пора  перестать  кичиться  собственной  исключительностью , считать ,

что  законы  природы  нам  не  указ  и  мы  вправе  распоряжаться  лесами , мо –

рями  и  даже  воздухом  , которым  дышим , как нам  заблагорассудится .      

 Если  Homo  sapiens  не  осознает  себя  простым  существом , делящим  планету  со  множеством  других , можно  считать ,что  он  уже  купил  себе  билет  на  поезд  ,  безвозвратно  увозящий его  на станцию  «вымирание»

Ещё  Конфуций  говорил  : « Тот , кто  не глядит  вдаль , -  не  заметит беды рядом  с  собой ».     

 Хочется  надеяться , что   мысль , отличающая  человека  от  других  су -ществ , позволит  ему  найти  способ  достойной  жизни  бок  о  бок  с  собрать- ями  -  вне  зависимости  от  того , приносят  они  сейчас  пользу  или  нет .  

                                           

         Литература.

    1.     Андреев  И. Л.  Происхождение  человека  и общества. М., 1988.  416  с.

    2.     Бигон  М.,  Харпер  Д.,  Таунсенд К.  Экология.  т.1.  М.,  1989,  668  с.

    3.     Бэкон  Ф.  О  достоинстве  и  преумножении  наук  // Соч.:  т. 1,  М.,  1971.

    4.     Бэкон  Ф.  Книга  вторая  афоризмов  об  истолковании  природы  или  о царстве  человека  //  Соч.:  т.2,  М.,  1972.

    5.     Вернадский  В. И.  Размышления  натуралиста.  Кн. II.  Научная  мысль  как  планетное  явление.  М.,  1977,  191  с.

Информация о работе Экологические проблемы современности с философской точки зрения