Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:06, контрольная работа
Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира.
Введение…………………………………………………………………… 2
1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2
2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6
3. Методологические аспекты современной экологии………………. 7
3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7
3.2. Методы экологии…………………………………………………. 9
3.3. Структура экологического знания………………………………. 10
3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13
4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16
Заключение………………………………………………………………... 20
Литература………………………………………………………………… 22
он не может жить . Биосфера поддерживает стабильные условия окружаю-
щей среды , благоприятные для жизни в целом и для жизни человека в
частности . Отсюда следует , что пределы развития человечества определя –
ются степенью экологических нарушений , а не простым потреблением ре –
сурсов . Стало очевидным , что вмешательство человека в естественные при-
родные процессы зашло уже так далеко , что связанные с этим изменения
среды могут оказаться необратимыми.
За короткое время пребывания на Земле мы успели натворить
многое , о чём приходится сожалеть . В оправдание можно сказать , что
мы привыкли считать ресурсы своей планеты безграничными и лишь
сейчас приходит осознание того, как мало у нас осталось .
Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки экологической проблемы, более глубокого и всестороннего её осмысления и выработки оптимальной экологической стратегии.
Поле философских проблем экологии расширялось постепенно. Вначале это были постановки вопросов о необходимости регуляции преобразующей деятельности человека, о пределах роста производства, основанного на все расширяющемся потреблении природы. Уже в 70-х годах в работах Римс-кого клуба были довольно четко обозначены сценарии возможно экологичес-кой катастрофы, к которой постепенно и неуклонно приближается современ-ная цивилизация. Выход виделся на пути ограничения вещественного потреб-ления природы и минимизации вредных выбросов, критически нарушающих динамическое равновесие биосферы (24).
Всё более интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью колос-сально возрастающих по своей мощи технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия развития свей цивилизации и своего роста, как биологического вида. Однако, " завоевывая " природу, чело-вечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности.
Многие исследователи считают, что сам факт возникновения Homo Sapiens
и его дальнейшее развитие стали возможными только благодаря постоянному нарушению естественного равновесия в окружающей среде и поэтому хрони-чески сопровождались разного рода локальными, а может даже и региональ-ными экологическими кризисами ( 1 ).
Проблема взаимодействия общества с природной средой в настоящее вре-мя превратилась в одну из актуальных. Это связано с тем, что ускоренный индустриальный прогресс, обеспечивающий материальные блага и комфорт человеку, сопровождается нарастающим загрязнением окружающей среды, разрушением природных комплексов биосферы, истощением природных ресурсов. Меняется химизм планеты, её климатические характеристики, место-обитание растений и животных, видовой состав, меняется биосфера в целом. Загрязнение воды, воздуха, уничтожение лесов и плодородных земель дос-тигли таких масштабов, что грозят здоровью нынешних и будущих поколе-ний, самому существованию человечества. Экологическая проблемы из национальной ( региональной ) превратилась в проблему глобальную. Все эти изменения экологической обстановки не могут не коснуться и самого чело-века. Растет количество генетических заболеваний, слабоумии, психических расстройств. Появляются новые болезни, неведомые ранее. И среди них глав-ная беда современности - СПИД.
Все это свидетельствует о том, что угроза экологического кризиса стала в наше время суровой реальностью.
В настоящее время заметно снизилась самоочищающая способность био-сферы, которая уже не справлялась с инородным грузом, выбрасываемым в неё человеком ( накопление углекислоты в атмосфере, запыленность возросли во многих городах в десятки раз и глобально – на 20% по сравнению с сос-тоянием в начале ХХ века ). В результате образования вокруг Земли слоя углекислого газа, покрывающего ее подобно стеклянному колпаку, появи-лась угроза неблагоприятного изменения климата, при котором наша пла-нета уже в течении ближайших десятилетий может превратится в огромную теплицу с возможным катастрофическим эффектом: изменением энергетичес-кого баланса и постепенным повышением температуры, что приведёт к превращению плодородных до сих пор районов в засушливые, к поднятию уровня воды в океанах ( из-за таяния полярных и дрейфующих льдов ) и затоплению множества прибрежных земель и городов. Возникла опасность нарушения баланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стратосфере при полетах сверхзвуковых самолётов, а также вследствие широ-кого использования на производстве и в быту фреона. Увеличилось загря-знение Мирового океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным (17).
Как избежать глобального парникового эффекта на планете? Решение этой проблемы лежит в осуществлении широкого комплекса мер, охватыва-ющих промышленность, науку, да и сам образ ( стиль ) жизни людей. Среди таких мер следует указать, прежде всего, введение энергосберегающих технологий; форсирование научных и опытно-конструкторских работ по альтернативным источникам энергии; создание термоядерных энергических установок; строительство безопасных атомных электростанций. Что касается образа жизни людей ( особенно в развитых странах ), то, по-видимому, осознание надвигающейся экологической катастрофы должно привести каждого человека к разумному самоограничению расходования природных
ресурсов.
Если говорить о
наших национальных экологических проблемах
и проти-воречиях, то следует признать,
что административно-
На любом этапе человеческой истории возможность воздействовать на природу определяется объективным фактором - уровнем развития производи-тельных сил общества. Так, решение энергетической проблемы потребовало строительства атомных станций. Но вместе с ними появилась возможность загрязнять окружающую среду радиоактивными отходами. Яркий пример - Чернобыльская АЭС.
Сегодня перспектива гармонии человека с природой реализуется в ряде нормативных требований: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, имея при этом в виду интересы не только нынешнего, но и последующих поколений людей: проявлять заботливость, бережливость по отношению ко всем природным ресурсам; сводить к минимуму вред, наносимый человеком живым творением природы: дать новую направлен-ность производственной деятельности, согласовать её с законами сохранения биосферы.
Уже можно говорить, что ускоренное движение сферы политики и сферы охраны природы навстречу друг другу служит предпосылкой создания новой отрасли знания - политэкологии (24).
Современная экологическая
проблема обусловила более глубокое и
много-плановое понимание гуманизма, человечности,
общечеловеческих ценностей. Она требует
не только перестройки общества, производства,
но и экологи-ческого образования, воспитания
как новой морали, нравственности, форми-рования
экологического сознания как совокупности
взглядов, знаний и убеждений, отражающих
систему '' общество – природа '' и направленных
на разумное отношение к ней.
Заключение.
Движение вперёд, изменение мира и человека - его производственной, трудовой деятельности, образа жизни, сознания ( в том числе экологическо-го ) - вот перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей перед человечеством. Современный человек должен развивать гармонические отно-шения с природой, понимать процессы её развития и разумно их использо-вать, способствуя обогащению, очеловечению, гуманизации природы.
На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прош-лого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно – практических ориентаций человека в его отноше-ниях с природой, разобщенности мнений.
В период своего становления научное познание в отношении к природе исходило главным образом из представления о необходимости '' завоевания '' её, '' покорения '' сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответ- ственным образом должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя в отношении к природе в положении " заво-евателя ", не заботящегося о последствиях своей деятельности.
Прежде всего, следует понять, что природа требует от человека такого отношения, как будто она - " другой человек ". Она требует к себе любви, доброты, доверия, сострадания, помощи… Человек должен отдать природе всё свое духовное богатство, ибо оно " вложено " в него в ходе эволюци-онного развития природы. Иными словами, современный человек должен пропускать проблемы природы " через себя ", через призму " человечес-кого". Он не может властвовать над нею " так, как завоеватель властвует над чужим народом '' (15 ).
Время беспечности миновало . Наступила эра экологической этики .Надо
чётко осознать , что Homo sapiens должен сменить роль покорителя природы
на роль её рядового члена и гражданина .Борьба с пагубными тенденциями
будет укреплять экологическую этику , надо перестать думать лишь о том ,
сколько можно выжать из земли . Тот или иной поступок будет считаться
правильным , если он не нарушает порядок и красоту биотического сооб –
щества , и неправильным , если происходит обратное .
Тот , кто ощущает моральную ответственность за судьбу природы , может
внести личный вклад в её сохранение .Ведь все великие дела начинались
с усилий отдельных личностей , к которым затем присоединялись многие.
Настала пора перестать кичиться собственной исключительностью , считать ,
что законы природы нам не указ и мы вправе распоряжаться лесами , мо –
рями и даже воздухом , которым дышим , как нам заблагорассудится .
Если Homo sapiens не осознает себя простым существом , делящим планету со множеством других , можно считать ,что он уже купил себе билет на поезд , безвозвратно увозящий его на станцию «вымирание»
Ещё Конфуций говорил : « Тот , кто не глядит вдаль , - не заметит беды рядом с собой ».
Хочется надеяться , что мысль , отличающая человека от других су -ществ , позволит ему найти способ достойной жизни бок о бок с собрать- ями - вне зависимости от того , приносят они сейчас пользу или нет .
Литература.
1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. 416 с.
2. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология. т.1. М., 1989, 668 с.
3. Бэкон Ф. О достоинстве и преумножении наук // Соч.: т. 1, М., 1971.
4. Бэкон Ф. Книга вторая афоризмов об истолковании природы или о царстве человека // Соч.: т.2, М., 1972.
5. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. II. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, 191 с.
Информация о работе Экологические проблемы современности с философской точки зрения