Экологические проблемы современности с философской точки зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 2

1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2

2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6

3. Методологические аспекты современной экологии………………. 7

3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7

3.2. Методы экологии…………………………………………………. 9

3.3. Структура экологического знания………………………………. 10

3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13

4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16

Заключение………………………………………………………………... 20

Литература………………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

 

          3.2.   Методы  экологии.             

 Методологической  основой  экологии  является  системный  подход ,    ориентированный  на  изучение  интегрированных  объектов  и интегральных       зависимостей  и взаимодействий .  Системный  подход в  применении  к  ана -          

лизу  экосистемы , заключается  в определении  образующих  её  составных   частей  и  взаимодействующих  с ней  объектов окружающей  среды , в  ус-           тановлении  структуры  экосистемы (совокупность  внутренних  связей  и  от-        ношений )  и  в  нахождении  закона функционирования  экосистемы , опре -        ляющего  характер  изменения  компонентов  экосистемы  и  связей  между  ними  под  действием  внешних  объектов.            

 Системный  подход  изучения  экосистем  реализуется  тремя  группами            методов  исследования :  1) полевые  наблюдения , 2) эксперименты , 3) моде -     лирование .            

 Полевые  наблюдения  и  эксперимент  дают  наиболее  эффективные     результаты , когда  они  реализуются  на  основе научной  теории .Моделиро-      вание  основано  на  создании модели ( подобие  оригиналу ),более простой лег –

ко  поддающейся изучению и  достаточно  сходной  с организмом (экосистемой).     Применение  концептуальных  и  математических  моделей  особенно  необхо -           димо  при  изучении  сложных  экологических  систем , для  которых  наблюде-нияются   оказываются  мало  эффективными , а проведение экспериментов  -         сомнительным  или  даже  нежелательным . Это  тем  более  относится  к  эко-   лого – социальным системам  -  взамодействию природы  и  общества . Начало       глобальному  моделированию   в  экологии  положил  Дж. Форрестер , который     применил  разработанный  им  ранее  метод  « системной  динамики » для  ис -          следования  мировых  тенденций  экономического  развития . Данное  исследо -          вание  послужило  наглядным  примером  того , того что  даже  самый  грубый        учёт  экологических  зависимостей ( к  тому  же  в  предельно  обобщённой  фор-         ме)  может  привести  к  далеко  идущим  содержательным  предложениям , ес-        ли  найдён  способ  увязать  в  одно  целое  экономические , социологические                  и  экологические  факторы  (8).

          3.3.  Структура  экологического  знания.                      

                                                                                                                 

 Одной  из  наиболее  характерных  особенностей  современного  эко-    логического знания  является  непрерывно  возрастающая  его  актуальность.

В философской  литературе  экологические  проблемы  весьма  активно  об -            суждаются  на  разных  уровнях  и  в  самых  разнообразных  аспектах , отно -          сительно  предмета  экологии , чёткости  в  определении  границ  её  компе -          тентности  и  методов  исследования  существуют  самые  разные  мнения .           Предлагается  множество  вариантов  названия  современной  экологии : гло -      бальная  экология ,  мегаэкология , экология  человека , ноогеника , натурсо -    циология , ноология , созология ,  экология  общества , социальная экология и др.            

 Если  смотреть  на  эту  проблему  с  точки  зрения  философии , то со-   ставить  адекватное  представление  о  биосфере  невозможно без  достоверных      аналитических данных  о каждом  её  фрагменте , и  наоборот , решить  какую            какую – либо  конкретно- экологическую задачу  нельзя  без  знаний  основных                 закономерностей  развития  биосферы  в  целом , не  определив , какую роль  играет  исследуемый  конкретный  объект в этом целом. Здесь  в  полной                       мере  реализуется  принцип  диалектической  взаимосвязи всеобщего , осо-                         бенного  и  единичного , где  не  только отдельные  компоненты  биосферы        отражают  её  природу , но  и  сама  она  как  целостное  образование  опре-                     деляет   природу  и сущность  отдельных  слагающих  её  компонентов .                          Тщательное  исследование   возможно  большего  круга  отдельных  конк -                ретных  экологических  взаимодействий  является необходимым  условием               для  развития   общеэкологических  концепций . Причём  развитие  развитие  последних  благотворно  воздействует  на  совершенствование   первых .                                 Взаимообусловливающее  одновременное  развитие   общеэкологических  и        конкретно – экологическх  концепций  приводит  к  усложнению  структуры       современного  экологического  знания  и  порождает  существенные  затруд-                нения  гносеологического  и  методологического  характера . Специализация           и   интеграция  экологических  направлений,  усиление  роли  вероятностно -        статистических  методов , синтез исторического  и  структурно –функциональ-          ного  подходов  определяют   довольно  сложную  гносеологическую ситуа -            цию , сложившуюся в  экологическом  исследовании.                

 Традиционное  разделение  экологического  знания  осуществляется             на  основании  следующих  основных  критериев ( 11).                 

 ПО  ТИПАМ  ОРГАНИЗМОВ  (таксономическое  деление).                 В  основе лежит  принцип  специфичности  таксономических  ответвлений  органического  мира. Согласно  этому  критерию,  экология  прежде всего  подразделятся  на  экологию  животных  и  экологию  растений.  Как первая,    так и вторая экология подразделяется на ряд более частных экологий. Надо отметить,  что  экология  человека  носит  специфичный  характер,  ибо объек-том ее рассмотрения является человек, сущность  которого  неотрывна  от  его  социальной  природы,  от  форм   его  практической  и  общественной  деятель-ности.  Возрастающее влияние  факторов  антропогенного  происхождения  на  естественное  окружение   придает  особую значимость экологии человека,  выводит ее за рамки экологии биологического профиля.                     

 ПО ТИПАМ  СРЕДЫ  (  биомам  ).  Несколько  упрощая  особен-ности  строения  биосферы,  можно  сказать,  что  она.  подобна  мозаике,  слагается   из  множества разнообразных  компонентов  (  биомов ,   место-обитаний ),  каждый из  которых  имеет  отчетливо  выраженные  естественные    границы    и    характеризуется   особым   набором  климатических,  биотических   и  абиотических  факторов,  специфическим  соотношением между интенсивным развитием ( сукцессией ) и периодом  относительного   равновесия   в   развитии   экологических  систем  ( климаксом ).  Однако  следует  оговорить,  что диф-ференциация  экологического  знания по особенностям  местообитания  акцентирует  внимание   не   на   функциональных,   а   скорее  на  структурных  характеристиках,  учитывая  целостность  природных  комплексов географи-ческих   ландшафтов.   При  разработке  частных  экологии,  образовавшихся   на   основе   ландшафтного   подхода,    внимание  исследователя  концентрируется на  конкретном,  четко  обозначенном  участке земной поверхности.  Такое подразделение дает  возможность  не   только   охарактеризовать   каждый   природный   комплекс   в  отдельности,  но  и   исследовать  связь  между  ними.                                                                                    

 ПО ТИПАМ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  как  между самими организмами,  так  и  между  многообразными  формами  органического  мира,  посредством  которых  органические  формы  осуществляют  трофический  и детритный  перенос веществ  и  энергии,  всегда  поражали  исследователей  своей  сложностью  и  многоплановостью.                      

 ПО УРОВНЯМ    ОРГАНИЗАЦИИ    ЖИВОГО.    Здесь    дифференциация  экологического  знания  проведена  в  соответствии  с  концеп-цией  структурных  уровней  организации  живого.  Так,  Ю.Одум  выделяет следующие  подразделения:  экологию  особей,  экологию популяций  и  экологию  сообществ.

Подразделение  экологических  исследований  на  отдельные  специальные  направления,  согласно  концепции  структурных  уровней  организации  живого, представляется  ведущим  в  современной  экологии.  Эта   концепция   основы-вается   на   объективной    иерархической  упорядоченности  материального  мира,  которому  в  равной  степени  присущи как единство,  так  и многообразие.  Концепция  структурных уровней  организации  жизни,  подчеркивая  одно-временно сущностное  единство жизни  и  многокачественность  ее  проявлений  в  каждый  конкретный  момент  и  на  определённом структурном  уровне,  при-водит  к важному  заключению  о  неразрывной  связи  специфики  живого   со

способом его  организации.                     

 ПО ВИДАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ.  Сюда   можно   отнести  такие  специальные  отделы  экологического  исследования,  как  ресурсоведение,  почвоведение,  экологию  города  (урбанизационная    экология),   инженерная  экология,  изучение  круго-воротов  воды   и   воздуха,   продуктивности   окультуренных  биоценозов           ( агроценозов ),  агрохимическая  экология,  исследование  всевозможных  видов загрязнения  промышленными  отходами,  химикатами,  радиацией  (радиоэколо-гия),  шумовое  загрязнение  и  др.  К этому  типу  можно  отнести  и  косми-ческую,  или,  как  её  ещё  называют  экологию  космического  полета  ( экзо-экологию ).

Развитие  этих  частных  отраслей  современного  экологического  исследо-вания  обусловлено   рядом   отрицательных   последствий  сопутствующих научно-техническому  прогрессу  и  имеющих  определяющее  влияние  на  современную  экологическую  ситуацию.  Как  справедливо  отмечает  Ю.Одум, '' совершенствование техники  исследований  требует  от  нового  поколения   экологов   усиления  активности  с  этих  малоизученных  направлениях,  ибо  более  глубокое  познание  природы  стимулируется  ныне  не  одним  лишь  любопытством:  невежество  в  вопросах поддержания равновесия в экосистемах  становится  угрозой  самому  существованию  человека ''  (18).

Все названные  отрасли  современной  экологии,  образованные  согласно  этому  критерию,  представляют  собой  компоненты  одной  из  самых  важных  сфер  приложения  экологии  -  охраны  природы  и  рационального  использо-вания  ее  ресурсов. Поэтому  эти  отрасли  получили  наименование прикладных  и  технологических  аспектов  экологии.

Отдельно  выделяются  группа  ОБЩИХ  экологий,  отражающих  тенденцию  объединения  в единую  концепцию  всего  многообразия  фундаментального

отношения  " человек-природа"  и  синтеза  всех  частноэкологических  аспек-тов.  Они  и  являются  в  настоящее  время  предметом  дискуссий  в литературе.  Это  прежде  всего  глобальная  экология  ( мегаэкология ),  экология  человека,  экономическая  экология  ( эконология ),  экология  общества,  социальная  экология.

Дискуссия о  статусе  современной  общей  экологии  во  многом  основывается на попытках  отнести её  к  компетенции  обществоведения  или только естество-знания.  “ Глобальную  экологию  интересуют  не  все  виды  и  формы  связей  человека  ( и  общества )  с  природой,  а  лишь  определенные,  прежде   всего  отношения  с  природой  Земли  как  целостной системой.  Глобальная экология не разрабатывает и вопрос  о духовных  отношениях  человека  с  природой  Земли  ”  (7).

3.4.  Междисциплинарный характер экологических исследований.

Проблема  взаимосвязи  научных  направлений  становится  в  наше  время одной  из  актуальнейших  в  методологии  и  практике  развития  научного  познания.  Данная  задача  является  по  существу  конкретизацией  одного  из важнейших  требований  диалектики:  часть  и  целое должны соответствовать друг другу,  ибо только  в  этом  случае может  быть  обеспечена  системная  целостность  объекта.  Ярким  примером   междисциплинарного  комплексного  направления  является  современная  экология.  Она  принадлежит  к  числу  наук,  которые  возникли  на  стыке  многих  дисциплин,  и  отражает  как  гло-бальность современных задач,  так  и  многообразие  и  направление научного поиска (8).

Развитие экологии  стало  особенно  интенсивным   в   связи   с возрастанием  влияния  хозяйственной  деятельности  человечества  на  окружающую  среду,  приобретшим  в  наше  время  планетарный  и  даже  космический характер. Превращение  экологии  из сугубо  биологической  научной  дисциплины  в обширную  отрасль  знания,  включающую  в  себя  общественные  и  техничес-кие  аспекты,  в  сферу  деятельности, опирающуюся  на  решение  ряда сложных политических,  идеологических,  экономических,  этических  и других  вопросов,  сделало  возможным  сочетание  различных  направлений  науки  и  практики.

Еще  В.И.Вернадский  писал,  что  " в  наше  время  рамки отдельной  науки,  на  которые  распадается  научное  знание,  не  могут  точно  определять    область    научной    мысли   исследователя,   точно  характеризовать его науч-ную работу.  Проблем, которые  его занимают,  всё  чаще  не  укладываются  в  рамки  отдельной,  определённой  сложившейся  науки.  Мы  специализируемся  не  по  наукам,  а   по  проблемам "   (5).   Касательно   экологических   проблем   сегодня  общепринято  считать,  что  рассмотрение  их  невозможно  в  рамках  одной  какой-либо науки или одного научного направления.

Информация о работе Экологические проблемы современности с философской точки зрения