Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:06, контрольная работа
Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира.
Введение…………………………………………………………………… 2
1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2
2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6
3. Методологические аспекты современной экологии………………. 7
3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7
3.2. Методы экологии…………………………………………………. 9
3.3. Структура экологического знания………………………………. 10
3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13
4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16
Заключение………………………………………………………………... 20
Литература………………………………………………………………… 22
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный
университет
Кафедра
философии.
Контрольная
работа по философии.
Санкт-Петербург
2010
Содержание.
Стр.
Введение…………………………………………………………
1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2
2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6
3. Методологические аспекты современной экологии………………. 7
3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7
3.2. Методы экологии………………………………………………….
3.3. Структура экологического знания………………………………. 10
3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13
4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Проблема предотвращения
отрицательных воздействий материально-
производственной
деятельности человечества на естественное
окружение,
ставшая одной из
самых насущных проблем современности,
является
новой беспрецедентной
в истории человеческого
Начиная с 70-х годов нашего столетия уверенность в “ безграничности человеческой изобретательности “ начала заметно уступать место серьёзной обеспокоенности состоянием окружающей среды, все более изменяющимся под воздействием этой изобретательности не в лучшую сторону.
Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира. Возрастающая экологическая опасность, обнаружила противоречивость и сложность такого явления как научно-технический прогресс ( НТП ).
“ Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса “- писал основатель Римского клуба А. Печчеи, - “ принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами “. (21)
1. Взаимоотношения
человека и природы.
Проблема взаимоотношений
человека и природы во всей её целостности
всегда была
предметом глубокого
иначе, обращались
крупнейшие мыслители прошлого, пытавшие
определить
место и роль
человека в универсуме. В связи
с этим встаёт вопрос: как
соотносится экологическая
проблема, ставшая одной из наиболее
актуальных
и требующих
неотложных естественнонаучных, технико-экономических
и
социально-политических
решений, с вечно философской
проблемой
взаимоотношений
человека и природы?
Философское
поле анализа простирается от человека,
взятого во всей его
целостности, до
природы в трёх её основных значениях:
универсума,
соотносящейся
с человеческим обществом части
универсума и внутренней
основы человека.
Экологическое поле уже. Базисным для
экологии является
почерпнутое из
понятийного аппарата экологии животных
и растений
понятие среды.
Среду можно определить как часть природы,
в которой
существует человек,
средоточием которой он является,
непосредственно
сталкиваясь с
ней в своей деятельности.(9)
Между философским и конкретно-экологическим уровнями, как и между понятиями “природа ” и “природная среда “, нет непроходимой пропасти. Совокупность учитываемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает всё больше информации о влиянии природы на его существование и всё большую часть природы превращает в среду своего обитания.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.
С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой им “ второй природой “, человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории.
Поскольку главный канал связи между человеком и природой идет через производство, специфика взаимоотношений человека с природной средой и перспективы их существеннейшим образом зависят от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их преодоления. Становление классового общества, развитие системы товарно – денежных отношений и классово – обусловленных форм разделения труда, сопровождающееся « разделением » (Ф.Энгельс) индивида, отчуждением его результата труда и трудовой деятельности, а стало быть, самоотчуждением, ведёт его к отчуждению от
преобразуемой природной среды, к ощущению его разрыва с природой.
В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом , поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходи-мых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования челове- чества, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во всё более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружаю - щая человека природа зависит от него, от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном , достигающем предельных значений, вовлечении в его деятель - ность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всём мире, причём производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природ - ных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и оп ределяется существо экологической проблемы .
Получают распространение две противоположные концепции: покоре-
ния природы и подчинения ей. В первом варианте люди обязываются ещё более усилить борьбу с природой и упускается из виду то, что человек борется с породившей его природой, т.е. с естественной основой своего существования и стало быть, такую борьбу необходимо вести очень осторожно. Противополож –ный вариант ( только подчинение человека природе ) тоже чреват опасностями прежде всего потому, что требует отказа от творческой, преобразующей дея –тельности людей по отношению к природе.
Природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества.
Общество –
это обособившаяся часть
« Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, зако –номерно длящегося в течении, по крайней мере , двух миллиардов лет» (5).
Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Собственно, в философско-методоло- ческом плане проблема - « общество – природа » - встаёт перед нами как про- блема взаимоотношения биосоциального существа – человека с окружающей
его природной средой . Природа является основанием жизни человека, его фи-зического и духовного развития.
Человек в ходе практической деятельности постепенно покорил своей
воле животный и растительный мир, поставил себе на службу « органичес-
кую силу природы » , приступил к производству. С этого времени можно сказать, что человек окончательно нарушил неписаный « договор » с приро-
дой и только через тысячелетия научился в той или иной мере предвидеть отдаленные последствия своего активного вмешательства в природу. Он понял , что своими действиями нарушил равновесие в природе. Одним из
первых философов , поставивших вопрос о плате человечества за прогресс
в производительных силах, был Ф.Энгельс, который писал, что не стоит
слишком « слишком обольщаться нашими победами над природой. За каж- дую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в пер- вую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие , непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых » (15). В сущности, после победы над животным и растительным миром у человека остался только один враг – он сам.
Сегодня нам стало понятно, что эти непредвиденные последствия распро- страняются не только на природу, но и на многие сферы человеческой жизни.
Как же сделать , чтобы преобразования в средствах производства умень- шили своё негативное воздействие на природную сферу , чтобы расцвет науки и техники не обесценивал эмоциональную нравственную сферу ?
« Расстыкованность » разных осей социального прогресса приводит к поистине кризисной ситуации. Иными словами, перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической , социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась естественная гармония.
Осознав свою ответственность перед природой , общество постепенно
выработало целую систему религиозных запретов и государственных зако –
нов, регулирующих отношение человека с окружающей средой . Известно , что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов не - медленной смертью . Такая же участь ожидала и тех , кто убивал животных больше , чем это было необходимо для пропитания . Нужно отдать должное народам древних государств Азии , которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира . Считают , например ,что монголы загибали носки своих сапог для того , чтобы не повредить травя – ной покров степей .
Информация о работе Экологические проблемы современности с философской точки зрения