Экологические проблемы современности с философской точки зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 2

1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2

2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6

3. Методологические аспекты современной экологии………………. 7

3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7

3.2. Методы экологии…………………………………………………. 9

3.3. Структура экологического знания………………………………. 10

3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13

4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16

Заключение………………………………………………………………... 20

Литература………………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

   Санкт-Петербургский  государственный

   архитектурно-строительный университет 

   Кафедра философии. 
 

Экологические проблемы современности  с философской  точки зрения.

 
 

   Контрольная работа по философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Санкт-Петербург

   2010                                                
 
 

 Содержание.                                                                                                                          

 Стр.

Введение……………………………………………………………………     2

1. Взаимоотношение  человека  и  природы……………………………..      2

2. Сущность  экологической  проблемы…………………………………      6

3. Методологические  аспекты  современной  экологии……………….       7   

 3.1. Основные  понятия  экологии……………………………………..      7   

 3.2. Методы  экологии………………………………………………….      9   

 3.3. Структура  экологического  знания……………………………….    10   

 3.4. Междисциплинарный  характер  экологических  исследований..    13

4. Экологический  кризис  и  пути  его преодоления……………………    16

Заключение………………………………………………………………...     20

Литература…………………………………………………………………     22

 
                                                   Введение.

 

   Проблема  предотвращения  отрицательных  воздействий  материально- 

производственной  деятельности  человечества  на  естественное  окружение, 

ставшая одной  из самых  насущных  проблем  современности, является  

новой беспрецедентной  в истории человеческого общества.   

 Начиная  с  70-х  годов  нашего  столетия  уверенность  в  “ безграничности человеческой  изобретательности “  начала  заметно уступать  место серьёзной обеспокоенности состоянием окружающей среды, все более изменяющимся под воздействием этой изобретательности не в лучшую сторону.

  Прогрессирующее  ухудшение  состояния  окружающей  среды  становится реальным  фактом, пренебрежение  которым  чревато  весьма  опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира. Возрастающая экологическая опасность, обнаружила противоречивость и сложность такого явления как научно-технический прогресс ( НТП ).

  “ Нынешняя,  полная  чудес  и   противоречий,  фаза  прогресса “-  писал основатель Римского клуба А. Печчеи, - “ принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко  изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами  “. (21)

        1.        Взаимоотношения человека и природы.   

 Проблема взаимоотношений человека и природы во всей её целостности  

всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней, так или  

иначе, обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшие определить  

место и роль человека в универсуме. В связи  с этим встаёт вопрос: как  

соотносится экологическая  проблема, ставшая одной из наиболее актуальных  

и требующих  неотложных естественнонаучных, технико-экономических и  

социально-политических решений, с вечно философской  проблемой  

взаимоотношений человека и природы?  
 

  Философское поле анализа простирается от человека, взятого во всей его  

целостности, до природы в трёх её основных значениях: универсума,  

соотносящейся с человеческим обществом части  универсума и внутренней  

основы человека. Экологическое поле уже. Базисным для  экологии является  

почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений  

понятие среды. Среду можно определить как часть природы, в которой  

существует человек, средоточием которой он является, непосредственно  

сталкиваясь с  ней в своей деятельности.(9)    

 Между философским и конкретно-экологическим уровнями, как и между понятиями  “природа ” и “природная среда “, нет непроходимой пропасти. Совокупность учитываемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает всё больше информации о влиянии природы на его существование и всё большую часть природы превращает в среду своего обитания. 

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой им  “ второй природой “, человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории.

Поскольку главный  канал связи между человеком  и природой идет через производство, специфика взаимоотношений человека с природной средой и перспективы их существеннейшим образом зависят от уровня развития производительных сил общества и  характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их  преодоления. Становление классового общества, развитие системы товарно – денежных отношений и  классово – обусловленных форм разделения труда, сопровождающееся  « разделением » (Ф.Энгельс) индивида, отчуждением его результата труда и трудовой деятельности, а стало быть, самоотчуждением, ведёт его к отчуждению от

преобразуемой природной среды, к ощущению его  разрыва с природой.      

 В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом , поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходи-мых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования челове- чества, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во всё более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.     

 Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружаю - щая человека природа зависит от него, от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном , достигающем предельных значений, вовлечении в его деятель - ность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.     

 Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всём мире, причём производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природ - ных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и оп ределяется существо экологической проблемы .           

 Получают распространение две противоположные концепции: покоре-

ния природы  и подчинения ей. В первом варианте люди обязываются ещё более усилить  борьбу  с природой и упускается из виду то, что человек борется с породившей его природой, т.е. с естественной основой своего существования и стало быть, такую борьбу необходимо вести очень осторожно. Противополож –ный вариант ( только подчинение человека природе ) тоже чреват опасностями прежде всего потому, что требует отказа от творческой, преобразующей дея –тельности людей по отношению к природе.      

 Природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества.

Общество –  это обособившаяся часть природы, человек – вершина эволюции.

« Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, зако –номерно длящегося в течении, по крайней мере , двух миллиардов лет» (5).      

 Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения  формировался как социальное существо. Собственно, в философско-методоло- ческом плане проблема -  « общество – природа  » - встаёт перед нами как про- блема взаимоотношения биосоциального существа – человека с окружающей

его природной  средой . Природа является основанием жизни человека, его фи-зического  и духовного развития.       

 Человек в ходе практической деятельности постепенно покорил своей

воле  животный и растительный мир, поставил себе на службу « органичес-

кую силу природы  » ,  приступил к производству. С этого времени можно             сказать, что человек окончательно нарушил неписаный « договор » с приро-

дой  и только через тысячелетия научился в той или иной мере предвидеть отдаленные последствия своего активного вмешательства в природу. Он       понял , что своими действиями нарушил равновесие в природе. Одним из

первых философов , поставивших вопрос о плате человечества за прогресс

в производительных силах, был Ф.Энгельс, который писал, что не стоит                        

слишком  « слишком  обольщаться нашими победами над природой. За каж-  дую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в пер-  вую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и        третью очередь совсем другие , непредвиденные последствия, которые очень   часто уничтожают значение первых » (15). В сущности, после победы над             животным и растительным  миром у человека остался только один враг – он   сам.     

 Сегодня нам стало понятно, что эти непредвиденные последствия распро-    страняются не только на природу, но и на многие сферы человеческой жизни.      

 Как  же  сделать , чтобы  преобразования в  средствах  производства  умень-  шили  своё  негативное  воздействие  на   природную  сферу , чтобы  расцвет    науки  и техники  не  обесценивал  эмоциональную  нравственную сферу ?     

   « Расстыкованность » разных  осей  социального  прогресса  приводит  к поистине  кризисной  ситуации. Иными  словами,  перед  человечеством встала        задача  научиться  сочетать  изменения  в  научно-технической , социальной   и духовной  сферах, чтобы  между  ними  не  разрушалась  естественная  гармония.              

 Осознав  свою ответственность  перед природой , общество  постепенно

выработало  целую  систему  религиозных  запретов  и  государственных  зако –

нов, регулирующих  отношение  человека  с  окружающей  средой . Известно , что  многие  первобытные  племена  карали  нарушителей  таких  запретов не -  медленной смертью . Такая  же  участь  ожидала  и  тех , кто  убивал  животных    больше , чем  это  было  необходимо для  пропитания . Нужно  отдать  должное  народам  древних  государств  Азии , которые  первыми  стали  разрабатывать  указы  об  охране  животного  и  растительного  мира . Считают , например ,что монголы  загибали  носки  своих  сапог  для  того , чтобы  не  повредить  травя – ной  покров  степей .           

Информация о работе Экологические проблемы современности с философской точки зрения