Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:06, контрольная работа
Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира.
Введение…………………………………………………………………… 2
1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2
2. Сущность экологической проблемы………………………………… 6
3. Методологические аспекты современной экологии………………. 7
3.1. Основные понятия экологии…………………………………….. 7
3.2. Методы экологии…………………………………………………. 9
3.3. Структура экологического знания………………………………. 10
3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.. 13
4. Экологический кризис и пути его преодоления…………………… 16
Заключение………………………………………………………………... 20
Литература………………………………………………………………… 22
Работы Декарта и Бэкона положили начало тенденции ,характерной для классического естествознания , обоснования всемогущей роли челове – ческого разума как основного орудия познания и покорения природы . Че- ловечество , постепенно освобождаясь от гнёта природных уз и от сковы - вающего инициативу влияния авторитетов , устами этих двух мыслителей заявило о своей уникальности в системе природы и о безграничных своих возможностях в предстоящем процессе освоения её богатств. Ф.Бэкон боль-шое внимание уделял разработке путей освобождения человеческого разу – ма от опеки догм и авторитетов (идолов), приближал время его « совершен – ствования » , за которым должно последовать « улучшение положения человека и расширение его власти над природой » (4). Он призывал людей оставить взаимные распри и объединить свои усилия для захвата « штур – мом неприступных крепостей » природы (3) .
Р.Декарт основной своей задачей считал создание « практической » философии , при « помощи которой , зная силу и действие огня , воды ,воз – духа, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо ,как мы знаем различные занятия наших ремесленников , мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделать хозяевами и господами природы » (10).
Таким образом , обобщая все вышесказанное , можно отметить две тенденции в развитии взаимоотношений между человеком и природой :
1) начиная с далёкого прошлого , мера господства человека над при-
родой постоянно расширяется , ускоряющимися темпами увеличивается состав веществ и энергий, вовлекаемых в сферу производительного труда, а современная научно-техническая революция открывает перспективу абсо –лютной власти человека над природными процессами в планетарном масш - табе ,
2) неуклонно нарастает дисгармония в отношениях между человеком и природой. Каждая качественно новая ступень в деле овладения силами природы оказывается « прогрессом » и в деле разрушения естественного базиса человеческого существования. Следствием этих тенденций стало возникновение экологии - учения о взаимоотношении организмов с окру-
жающей средой на различных уровнях организации живого.
2.Сущность экологической проблемы.
Последние десятилетия
, на которые приходится развитие НТР,
принес- ли человечеству небывалое прогрессивное
изменение его производительных сил, но
и столь же небывалое обострение экологической
проблемы , застав - ляющей всерьёз задуматься
о пределах исчерпаемости природных ресурсов
и возможностях восстановительных процессов
природы противостоять сти - хийным последствиям
человеческой деятельности. Однако вызывает
ли
С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятель - ство ,что взаимодействие общества и природы носит исторический харак –
тер , что формы и масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития . Так , критикуя тех естествоиспытателей , которые считали ,что «только природа действует на человека » и « только природные условия определяют повсюду его историческое развитие », Ф.Энгельс в своё время отмечал , что подобная точка зрения « страдает односторонностью и забывает , что и человек воздействует обратно на при - роду , изменяя её , создаёт себе новые условия существования » (15).
Материальное производство , деятельность человека выступают как мощный фактор, воздействующий на среду его обитания не только в пози-
тивном , но и в негативном плане. Экология человека , его взаимодействие с окружающей средой становятся поэтому существенной проблемой , имею- щей и самостоятельное значение , причём ключ к её решению , лежит в анализе социальных факторов и в учёте особенностей производства , обу - словленного этими факторами .
Для философского анализа экологической проблемы характерно выявление её связей с различными сторонами общественного бытия и об - ращение к вопросам большого социального и гуманистического звучания.
Кроме чисто научного
( познавательного ) и технологического
, а также со-
вого) аспектов,
необходимо учитывать также большое значение
социальных , культурных , идеологических
,этико-гуманистических., эстетических
аспектов
3. Методологические аспекты современной экологии .
3.1. Основные понятия экологии .
ЭКОЛОГИЯ - одна из сравнительно молодых дисциплин . Термин - « экология » был введён в употребление в 1866 г. Эрнстом Геккелем для обо- значения науки , изучающей отношения организмов и их популяций друг с
другом и с окружающей средой , к которой он отнёс все условия сущест - вования в широком смысле слова. Само слово « экология» состоит из двух греческих слов ( oikos - дом , logos – наука ) (2). За столетний период развития и в особенности за несколько последних десятилетий значительно расшири-лся объём экологических исследований , появились методы управления эко-логическими системами .
При современном понимании экология относится к числу фунда - ментальных подразделений биологии , изучающей надорганизменный уровень организации . Всем уровням организации жизни ( ген, клетка,орган, организм, популяция и сообщество ) соответствуют известные биологические системы (генетические и клеточные системы , системы органов , системы организмов, популяционные системы и экологические системы ). Объектом экологии являются системы организмов , популяционные системы и экологические системы (экосистемы ) ,причём каждая из этих групп анализируется как сис - тема живых организмов , взаимодействующих друг с другом и со средой их обитания и составляющих такое единство(систему) , в пределах которого осу- ществляется процесс трансформации энергии и органического вещества (22).
ЭКОСИСТЕМА
- это единство , включающее все организмы
на дан- ном участке территории и взаимодействующее
с физической средой таким образом , что
поток энергии создаёт чётко определённую
трофическую струк- туру, видовое разнообразие
и круговорот веществ. Не детализируя
всей струк- туры экосистемы , можно подчеркнуть
, что чаще всего зелёные растения (продуценты)
из воды и углекислого газа , используя
солнечную энергию и питательные элементы
, производят органическое вещество , которое
в качестве пищи используется травоядными
( консументы I – го порядка ), в свою очередь
являющихся пищей для плотоядных , хищников
(консумен- ты 2- го порядка). Органические
остатки в экосистеме редуцентами опять
Каково место человека в экосистемах ? Человек среди видов живых организмов по своим функциям является консументом 1 –го и 2 –го поряд - ков . т.к. в качестве пищи использует продукцию как растительного , так и животного происхождения . Но главная особенность человека и его связей с развитием экосистемы Земли на современном этапе - влияние особого вида деятельности – антропогенной производственной деятельности , которая по мере своего роста всё больше преобразовывает природные экосистемы и условия их функционирования ( 20 ).
Понятие « окружающая среда » порой путают с понятиями « окружаю- щий мир » , « среда обитания » , « природная среда », « культурная среда » . Поэтому методологически важно подчеркнуть , что ныне определилось чёт - кое научное содержание указанного понятия , обозначающего динамичный результат исторически развивающегося практического взаимодействия чело- веческих сообществ с природой Земли : совокупность материальных взаимо- связей.
Структура окружающей среды как целое выражает её антропогенную природу (14). Исходная сфера естественная , представляющая собой природную среду , какой она была ( и отчасти является ) до человека и без вмешательства человеческой деятельности . На этой основе посредством тру- да создаётся искуственная сфера обитания, необходимая для жизни и производственной деятельности человеческого сообщества. Зоной активного взаимопроникновения этих двух сфер образующейся окружающей среды представляет техносфера , где постоянно происходит превращение части естественных компонентов среды в искусственные , т.е. созданные трудом приспособления для развития человеческой жизнедеятельности. На такой макросферной основе формируются соответствующие микроструктуры ок- ружающей среды. Современная экология немыслима без биосферной проб - лематики . Закономерность существования конкретных сообществ полностью раскрывается только на биосферном уровне в процессе включения их в об- щий поток вещества и энергии . В этом плане синтез биосферной и эколо- гической проблематики представляется необходимым и перспективным для раскрытия всего богатства связей в отношении « организм - среда » и иссле-дования целостных характеристик живых систем. Присущие биосферному
уровню биологического исследования энергетический и исторический подходы уже органически входят в современную экологию , о чём сви- детельствуют такие её направления , как биогеохимия , биогеоценология ,
палеоэкология и др.
Одним из первых , кто начал изучение земной оболочки - геосферы, как некого единого целого , был В.И. Вернадский . Он рассмотрел влия- ние органического мира на формирование среды обитания , представив
его как непрерывный процесс , влияющий на изменение структуры Земли как планеты. В.И.Вернадский впервые показал , что биосфера в единстве её органических и неорганических компонентов функционирует как це - лостная система и как таковая соотносится с космосом .
Вернадский
увидел возможность перехода биосферы
в качественно новое состояние, которое
он назвал ноосферой .
Уже в начале нынешнего века , изучая роль
живого вещества в эволюции планетной
оболочки В.И.Вернадский понял , что весь
лик Земли , её ландшафты , толщи осадоч-
ных пород обязаны жизнедеятельности.
Её роль в этих процессах с появ- лением
человека возрастает многократно . А ныне
деятельность человека уже становится
сопоставимой с геологическими и другими
естественными причинами изменения в
земной оболочке . Он уже тогда говорил
о том , что человек постепенно становится
основным геологическим фактором
ной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу. Человечество закономерным движением , длившемся миллиард - другой лет , со всё усиливающимся в своём проявлении темпом , охватыва- ет всю планету , выделяется , отходит от других живых организмов как новая небывалая геологическая сила » (5) .
Вернадский полагал , что процесс формирования ноосферы обуслов- лен « ростом науки , научного понимания и основанного на ней социаль- ного труда человечества » (6).
Современная экология , расширив границы своего исследования от отношения « организм – среда » к отношению « человек - природа » ,вплот - ную приближается к постановке проблем , находившихся ранее в компе - тенции философского анализа . Вместе с тем всё большую актуализацию приобретают и конкретно -экологические разработки . Природная среда предстаёт перед современной наукой чрезвычайно сложным образованием , требующим для раскрытия своей сущности применения как синтетической , так и аналитической методологии.
Информация о работе Экологические проблемы современности с философской точки зрения